МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Насекомые» с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Анатольевна Шмойлова
Конспект логопедического занятия «Насекомые» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: Обобщение и систематизация представлений о насекомых.

Программное содержание:

I. Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять и расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

2. Формировать умение обозначать звуки буквами, составлять слова из букв.

3. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ и синтез слова, развивать фонематический слух.

4. Формировать умение читать слова.

5. Закреплять умение составлять предложения с предлогами.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Насекомые“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

6. Закреплять умения и навыки, полученные в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

7. Формировать реалистические представления о природе.

II. Коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизировать внимание и память детей.

2. Развивать логическое мышление (учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения).

III. Воспитательные задачи:

1. Вызвать интерес к окружающему миру.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: игрушки: кузнечик, бабочка и стрекоза; два конверта, картинки с изображением различных насекомых, схема описания насекомых, доска, стулья, буквы на карточках, схема для звукобуквенного разбора, символы звуков, слова – названия насекомых на карточках, цветок и схемы предлогов, краски, фломастеры, карандаши, альбомные листы, баночки под воду, салфетки, плакат с изображением луга (полянки, электронная презентация.

I. Вводная часть.

1. Игра «Гусеница» – организационный момент

Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебную лесную поляну, а поедем мы на гусенице. Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и двигаются по группе под музыку.

II. Основная часть.

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня? - О насекомых.

2. Отгадывание загадок.

- Посмотрите, к нам на полянку прилетела бабочка, а на ее крыльях конверт.

(Раскрывает конверт, читает загадки). (Отгадывают и берут с доски картинки с изображением насекомых).

У нее четыре крыла

Тело тонкое словно стрела

И большие – большие глаза

Называют ее… (Стрекоза)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ,

Он и в спорте чемпион

Ловко прыгать может он (Кузнечик)

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий

Под сосной в лесу густом,

Из хвоинок строит дом (Муравей)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка)

Над нами вверх ногами

Ходят – не страшатся,

Никого не боятся. (Мухи)

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок.

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

3. Упражнение «А знаете ли вы?» - Насекомые – древнейшие и самые многочисленные жители нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 млн. лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Называют их насекомыми, т. к. у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей.

(Показ слайдов электронной презентации)

- А знаете ли вы, что? Дети рассказывают о насекомых : Стрекоза – хищное насекомое, она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков и поедает их прямо на лету.

- А знаете ли вы, что? Пчелы дают людям не только ароматный и вкусный мед, но и воск, из которого делают свечи.

- А знаете ли вы, что? Кусается только самка комара, а у самца-комара хоботок слабый, и он не может прокусить кожу человека.

- А знаете ли вы, что? Кузнечики – хищники. Они могут съесть бабочку, муху или вкусную личинку.

- А знаете ли вы, что? Муравей – самый сильный на Земле. Он переносит тяжести в 10 раз больше, чем его вес.

- А знаете ли вы, что? Божья коровка поедает других насекомых, вредных для огорода и, тем самым, сохраняет урожай.

- А знаете ли вы, что? У мухи очень большие глаза, поэтому у нее отличное зрение.

- А знаете ли вы, что? По поведению паука можно судить о погоде. Если он плетет паутину – быть теплу, если нет – быть непогоде.

- А знаете ли вы, что? Бабочка появляется из гусеницы, которая становится куколкой, а затем превращается в бабочку.

-Вот сколько нового и интересного узнали мы о насекомых.

4. Музыкальная динамическая пауза «Изобрази насекомое»

Под музыку дети танцуют, выполняют знакомые движения. Когда музыка останавливается изображают различных насекомых :

-комариков – сссссссссс, мух – ззззззззззззз, жуков – жжжжжж, шмелей – шшшшшш.

5. Игра «Размышляй-ка» Прилетает стрекоза с новым конвертом. В конверте задания для детей.

- Кто из лесных обитателей может полакомиться муравьями? – Медведь и дятел.

- Как называется дом, который люди строят для пчел? – Улей.

- О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? – О том, что она несъедобна.

- Почему возле водоемов много комаров? – Они откладывают личинки в воду.

- Где у комара уши? – В усах.

6. Игра «Что лишнее?»

Кузнечик, майский жук, воробей, божья коровка? (Воробей).

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка? (Пчела).

7. Обобщение материала с использованием схемы:

«Где живут насекомые», «чем питаются», «какую пользу или вред приносят».

7. Логопед : Ребята, мы с вами целый год готовились к школе. Вспомните, чему мы учились на занятиях по обучению грамоте?

(Мы учились правильно и красиво говорить, произносить звуки, выучили все буквы).

Логопед : А я вам предлагаю поиграть в игру с буквами. (Проводится музыкальная игра с буквами).

Логопед : Обозначьте, пожалуйста, буквой первый звук в слове комар? (К). Последний звук в слове бабочка? (А.) Третий звук в слове в слове паук? (У). (Дети поднимают соответствующие карточки).

Логопед : А теперь давайте, посоревнуемся. Посмотрим, которая команда быстрее составит слово паук. (Дети составляют слова из букв синего и зеленого цвета). - Карточки соберет тот, у кого первая буква в слове.

Логопед : Буквы можно использовать разного цвета, а у нас есть условные символы для обозначения звуков. Я предлагаю вам сесть за столы и составить схему слова паук. Какой первый звук в слове паук? (П – согласный, твердый, глухой). Обозначаем фишкой синего цвета без звоночка.

- Второй звук в слове? (А – гласный). Обозначаем фишкой красного цвета.

- Третий звук в слове? (У – гласный). Обозначаем фишкой красного цвета.

- Четвертый звук в слове? (К – согласный, твердый, глухой). Обозначаем фишкой синего цвета без звоночка.

- Сколько согласных звуков? (2) - Сколько гласных звуков? (2) - Если 2 гласных, то, сколько слогов? (2) - Давайте посчитаем хлопками. (Па-ук). - Сколько всего звуков в слове? (4 звука). - Почему нет фишки со звоночком? (Нет звонких согласных) - Почему нет фишки зеленого цвета? (Нет мягких согласных)

Логопед : Что вы видите в верхней части доски? (Слова – названия насекомых). Для чего они здесь расположены? (Их надо прочитать). Я приглашаю к доске девочек, но подлетите ко мне, как стрекозы – со звуком Ц, а во второй ряд – к доске подлетят мальчики, как жуки – со звуком Ж.

8. Я предлагаю вам самое сложное задание – прочитайте слова по цепочке:

Паук, комар, клещ, улитка, таракан, кузнечик, стрекоза, бабочка, червяк, мотылек, божья коровка. - Какое обобщающее слово подберем? (Насекомые).

9. Логопед : Смотрите, кто это появился на нашей солнечной полянке? (Стрекоза). Где сидит стрекоза? (в цветке, на цветке). По чему прыгает стрекоза? (по цветку). Над чем летает стрекоза? (над цветком). Где спряталась стрекоза? (под лепестками). Где находится стрекоза? (за цветком). Откуда выглядывает кузнечик? (из-за цветка).

Дети находят схему предлога – маленького слова и прикрепляют на магнитную доску.

III. Заключительная часть.

Логопед : Расскажите стрекозе, что вам понравилось на занятии? Чему вы сегодня научились? (Ответы детей)

- Мы с вами, учились произносить звуки, красиво и правильно говорить, изучали буквы – готовились к школе.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Времена года» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Целеполагание: 1. Активизировать в речи детей употребление сложных.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Ряховская Д. Р. к. п. н., учитель-логопед высшей квалификационной.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Х]-[Х’]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект логопедического занятия «Звуки [Х] -[Х’]» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепление произношения и различения.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Т] — [Т’]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект логопедического занятия «Звуки [Т] - [Т’]» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепление произношения и различения.

Конспект логопедического занятия «Звуки [В] — [В’]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект логопедического занятия «Звуки [В] - [В’]» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепление произношения и различения.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Фрукты» Тема занятия: "Фрукты" Цель: Активизация речи детей с ТНР для преодоления речевого негативизма в условиях общения со сверстниками перед.

Конспект логопедического занятия «Насекомые» Тема «Насекомые» Цели занятия: Коррекционно-обучающие: уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; пересказ рассказа по ССК;.

Организация проведения исследовательского мини-проекта с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Где живут насекомые?» Актуальность У детей дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов, познавательных интересов,.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Полезные насекомые» Подготовила и провела:Воспитатель Полякова Диана Ивановна. Вид проекта: краткосрочный, групповой исследовательский проект с заданным результатом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Насекомые» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 17:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД