Ирина Афанасьева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [К], [К’]. Буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Задачи:
- Уточнение артикуляции и различение звуков К – Кь.
- Учить выполнять задания индивидуально на карточках-бланках.
-Упражнять в определении звукослогового состава слов со стечением согласных, подбирать слово к схеме.
- Актуализировать знания детей о разнообразии электрических приборов.
- Развивать наглядно-схематическое мышление.
- Развивать зрительно-пространственный праксис и гнозис.
-коллективное составление рассказа, с последующим установлением проблемно-смыслового вывода;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности „Звуки [К], [К’], Буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- Воспитывать умение выслушивать мнение других детей, не перебивая.
Оборудование: (В поле зрения детей выставлена буква К).
• Зеркальный шар, музыкальное оформление
• Мягкие модули
• Игрушки электрические приборы: компьютер, ноутбук, пылесос, холодильник, телефон, стиральная машина…
• Наборное полотно
• «Звуковики»
• Схемы звукового состава слов;
• Картинки: кефир, сосиски, кетчуп, кисель, эскимо, колбаса, конфеты, котлеты, запеканка, горошек, сок.
• Карточки с картинками.
• Ручка синего, черного цвета, карандаши красный, синий, зелёный;
• Неоновыый мячик;
• Пластиковые коробочки с пенопластом, салфетками;
• Меховые тампоны;
• Наборное полотно;
• Магнитная доска.
Ход занятия.
Посмотрите, ребята на наших гостей. Поздоровайтесь, используя разные слова приветствия:
Здравствуйте! Доброе утро!
Мы рады вам! Рады вас видеть в нашем детском саду!
Приветствуем Вас!
Неожиданно гаснет свет, зажигается зеркальный шар.
Где-то мы с вами очутились?
1. Вступительная беседа. Перед детьми различные бытовые электрические приборы. Как бы вы назвали это место?
- Сегодня мы оказались в «Электрограде». Вы догадались, кто жители в этом необычном городе?
- От чего работают?
- От эл. тока.
Что такое эл. ток? Это река из маленьких электронов. Увидеть электричество мы не можем. Услышать тоже не можем. Получают эл. ток из воды, ветра на мощных эл. станциях.
Посмотрите, на небольшие пластиковые коробочки. В них нарезанные салфетки и кусочки меха. Потрите о крышку коробочки кусочками меха. Что у вас получается?
Кусочки салфеток поднимаются к крышке.
А что их поднимает и удерживает на крышке? Статическое электричество.
• К далёким сёлам, городам, что идёт по проводам?
Ток!
2. Сообщение того, чем будем заниматься на занятии.
Назовите последний звук в слове ТОК.
Звук К.
- С каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии? (К).
- Расскажите о звуке К. (Звук К – согласный, когда мы его произносим, во рту есть преграда, глухой – голосок не работает, твёрдый).
- А как звучит мягкий братец? (Кь).
- Расскажите о звуке Кь. (Звук Кь– согласный, когда мы его произносим, во рту есть преграда, глухой – голосок не работает, мягкий).
- Сегодня на занятии мы будем сравнивать звуки К, Кь, а помогут нам жители Электограда.
3. Повторение слоговых рядов с К и Кь.
- А вы знаете, что у жителей «Электрограда» свой язык, повторите:
Электроплита шумит – шка – шкя – шка; шка – шкя – шка
дрель отвечает – рки – ркы – ркы; рки – ркы – ркы
холодильник бормочет – лку – лкю – лку; лку – лкю – лку
стиральная машина кричит – дке – дкэ – дке; дке – дкэ – дке;
утюг фыркает – фкё – фко – фкё; фкё – фко – фкё;
телефон трезвонит – ска – скя – ска; ска – скя – ска
люстра дребезжит – кзи – кзы – кзи. кзи – кзы – кзи (вторят дети)
4. Различение К – Кь по картинкам в названиях продуктов.
- Знаете ли вы самого большого жителя «Электрограда»?
Если затрудняются, загадываю загадку о холодильнике:
• Летом папа нам привёз в белом ящике мороз
И теперь мороз седой дома летом и зимой.
Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
Холодильник предлагает вам выполнить задание:
- Разложить продукты в холодильник. Если в названии продукта К – на полку с синей лампочкой, если Кь – с зелёной. ( Несколько детей объясняют свой выбор: «В слове горошек согласный твёрдый звук К»).
5. Подбор картинок к звуковой схеме.
Слова-картинки:
1)кефир, сосиски, кетчуп, кисель, эскимо,
2) колбаса, конфеты, котлеты, запеканка, горошек, сок.
Отгадайте загадку и узнаете, кто из жителей «Электрограда» подготовил следующее задание :
• Я кручу, полощу, я одежду стирать хочу.
Будут люди все опрятны и свежи и аккуратны. (Стиральная машина)
- Расшифровать схемы. Дети подбирают слова-картинки к данным схемам.
На мольберте карточки со схемами слов, у каждого ребёнка картинка. Дети ставят картинку к соответствующей схеме.
Что постирала электрическая стиральная машина? (дети берут карточки).
Задание: подобрать соответствующую звуковую схему к слову.
1 2 3 4 5
1- Кепка
2-платок
1 2 3 4 5 6
3- куртка
4-носки
5-тапки
6-шапка
7-брюки
(с 5звуками = 6 карточек, с 6 звуками = 1 карточка)
6. Физкультминутка. (Под магнитофонную запись выполняют движения)
Что за шум на кухне этой? Обхватить голову ладошками рук производить наклоны
вправо, влево.
Будем жарить, мы котлеты руки вытянуты вперёд, разноимённые повороты
ладошек вверх, вниз.
Мясорубку мы возьмем, руги согнуть в локтях, с нагнетанием сжать руки в кулаки.
Быстро мясо провернем. Круговые движение, перед грудью изображая мотор
Миксером взбиваем дружно
Все, что нам для торта нужно, руки на поясе, круговые движения туловища
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь. бег на месте
Электроприборы – это чудо! Руки в стороны, вверх, вперёд, в стороны.
Жить без них нам было б худо. Медленно опустить вниз. Е. Игнатьева
7. Вы чувствуете, как наше тело зарядилось энергией! Посмотрите, жители «Электрограда» компьютер и принтер подготовили следующее задание. (Логопед раскладывает карточки на столе, а дети их разбирают.)
-Посмотрите, что нужно сделать.
1задание: Нарисовать столько кружков по порядку, сколько звуков в словах
2 задание: Где звук в слове в начале, в середине или в конце слов. Твёрдый или мягкий.
- Определите, какой звук на картинке в начале, в середине или в конце слов.
Отметьте соответствующим цветом».
3 задание: Отметить сколько слогов в слове.
4 задание: Вписать недостающую букву в клетку.
(на столах стаканчики с ручками и карандашами, на одной карточки два задания с мягким и твёрдым звуками К) (кот кит, (утки паук, (утка кино, (киви мак).
За столами. инд. работа. (подхожу к каждому и даю словесную оценку каждой работе)
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах
Картинка в названии которой, звук. К
Картинка в названии которой звук Кь
Найди и обозначь место звука {К} в слове (начало, середина) символом. Определи твёрдость или мягкость звука {К} в словах
Сколько слогов в слове
Впиши пропущенную букву в клетку
о т
и т
8. Разрезные картинки.
- Однажды в городе поднялся сильный ветер. От ветра рассыпались рекламные вывески в магазинах.
Что будем делать? (высказывания детей – выкинуть, пройти мимо, собрать вывески из частей в целое) Мы молодцы
9.
. А знаете ли вы, что в Электрограде есть свой музей древности. Мы сейчас находимся в нём. Что же мы видим?
Мы видим картину, на которой древние люди существуют без электрических приборов. Они заменили их другими предметами.
Правильно. Эта картина называется «Жизнь древних людей». Посмотрите на картину?
Давайте подарим древним людям электрические приборы.
– Помочь древним людям, сказав:
«Нет электрической стиральной машины. (Взять нужную карточку и примагнитить её на картину в нужное место) Я дарю электрическую стиральную машину.
Нет Электрического телефона. Я дарю электрический телефон.
Нет Электрического холодильника. Я дарю электрический холодильник
Нет Электрического радиоприёмника. Я дарю электрический радиоприёмник.
Нет Электрической плиты. Я дарю электрическую плиту.
Нет Электрического утюга. Я дарю электрический утюг.
Нет Электрического телевизора. Я дарю электрический телевизор.
Нет Электрической люстры. Я дарю электрическую люстру.
Нет Электрической дрели. Я дарю электрическую дрель.
10. Творческий рассказ. «Спор электробытовых приборов». (Коллективно). Давайте посидим, отдохнём немного. Логопед предлагает сочинить рассказ о том
как однажды спорили электроприборы. Шарик «электрон» поможет нам.
Я самый важный! Я сообщаю всем новости», - сказал радиоприёмник.
«Я важнее, я грею воду для чая», - сказал чайник.
«Я важнее вас, я чищу от пыли ковёр и диван», - сказал пылесос.
«Я важнее, освещаю комнаты и улицы по ночам», - сказала лампочка.
«Я важнее, я быстро разогреваю еду», сказала микроволновая печь.
«Я важнее, я глажу одежду», - сказал утюг.
Логопед : Высоко над «Электроградом» сияло солнце. Оно услышало этот спор и сказало: «Мне сверху всё видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!». Вопрос детям: Почему?
Потому, что он их ремонтирует.
11. Итог: (Свет гаснет, зеркальный шар вращается)
Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Если бы был волшебный телефон, что бы вы сказали родителям. Чем мы занимались на занятии? Я бы сказала: «Мне понравилась… (короткая характеристика каждого ребёнка)
Посмотрите на кубе лежат карточки. Подарки из «Электрограда». Правила безопасности обращения с электрическими приборами
приборами.
Попрощайтесь с нашими гостями.
До свидания. До новых встреч. Счастливого пути. Приходите ещё. Прощайте.