Елена Полуян
Конспект логопедического занятия «Звуки [С] — [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия "Звуки [С] - [З]"
Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] - [З].
Коррекционно-развивающие задачи:
* учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [З];
* закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
* формировать умение находить звуки [С] - [З] среди других звуков, определять их место в словах;
* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [С] — [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
* развитие общей и артикуляторной моторики, координации речи с движением;
* учить выделять из предложения слова с определённым звуком.
[i]Оборудование:[/i] зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками на столах у детей, куклы Зоя и Соня, цветные кружочки для составления схем слов.
Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Спал цветок и вдруг проснулся».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет, здороваются и становятся возле стульев.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, чьё имя я назову со словом «пожалуйста».
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».
3. Знакомство с темой.
- Ребята, отгадайте загадки.
Кого обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под ёлкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
(Заяц)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
- Назовите 1-й звук в словах.
Сравнить артикуляцию звуков [С] - [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»):
* губы в улыбке;
* зубы сближены;
* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
* холодный воздух идёт по центру языка;
* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», [3] - «работает».
Вспомнить характеристику звуков и обозначение: звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] - глухой, обозначается синим кружочком, звук [3] звонкий, обозначается зелёным кружочком.
4. Фонетическое упражнение.
- Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).
- Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).
5. Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов.
Са-са-за за-за-са сна-сна-зна
Са-за-за за-са-са сна-зна-зна
Са-за-са за-са-за зна-сна-сна
6. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов).
Са, мо, лёт; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк
7. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спал цветок и вдруг проснулся – (наклоны туловища вправо, влево)
Больше спать не захотел. (наклоны туловища вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся, (повороты туловища вправо, влево)
Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)
8. Подарок для Сони и Зои.
- Пока мы с вами делали физкультминутку, к нам в гости пришли Соня и Зоя (педагог показывает кукол). Произнесите имена кукол. Назовите 1-й звук. Дайте характеристику.
- Давайте сделаем подарок для наших кукол. Перед вами на столе лежат картинки, вам нужно разделить картинки для Сони (со звуком [С]) и для 3ои (со звуком [3]).
9. Дидактическая игра «Узнай звук».
- Я называю вам слова, а вы, услышав слово со звуком [С], поднимите синий кружок, со звуком [З] зелёный кружок.
Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.
10. Дидактическая игра «Найди картинку».
Из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть звук [С] или [З], определить место звука в слове, поделить на слоги.
11. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».
* На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит.. . (сон).
* На осину Костя влез,
С высоты он видит. (лес).
* Помогать я маме буду,
Вымою сама. (посуду).
* Я ключом открыть не мог
На дверях большой. (замок).
* Не доела Зоя суп,
Заболел у Зои. (зуб).
* Летом нас пугают грозы,
А зимой страшны. (морозы).
12. Дифференциация звуков [С] - [3] в предложении.
- Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [З].
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идёт в лес.
Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
13. Итог занятия
- Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
- Вам понравилось занятие?
- Что нового вы узнали сегодня?
14. Рефлексия «Светофор».
Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить свою работу. Поднять нужно ту карточку, которая покажет насколько выполнены все задания: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка – есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.
Спасибо за внимание!