Марина Лобастова
Конспект логоритмического занятия «Обитатели воды. Звук и буква «Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: деревянные ложки, счётные палочки, зеркала (по количеству детей), презентация, музыка «Мишка с куклой бойко топают», «Зайчики и зверюшки», песня «Кап-кап».
Ход занятия
1. Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.
- Ребята, примите позу покоя. Руки - на коленях. Успокоились.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление - приятно!
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Все тело расслаблено. Легко и приятно дышится. Выполним упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Обитатели воды, Звук и буква „Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Потом вперёд.
Смотрит вправо,
И снова вперёд.
Смотрит вверх,
Опять вперёд.
Смотрит вниз,
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Расслабилась шея. Легко и приятно дышится.
- Повторим упражнение для ног «Загораем».
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. Держим. Напрягаем.
Загорели! Опускаем!
(Ноги резко опустить на пол.)
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях.
2. Упражнение с деревянными ложками, под музыку.
Дети берут ложки, находят себе пару, встают напротив друг друга и отстукивают ритм ложками сначала себе, потом с ребёнком, стоящим напротив, под музыку «Мишка с куклой бойко топают».
3. «Сложи фигуру из палочек».
(Слайд 1-пробел)
Дети складывают из счётных палочек рыбку.
- Кто догадался, о ком будем говорить? (Сегодня мы будем говорить о рыбах.)
4. Беседа.
- Чем рыбы отличаются от животных? (Рыбы плавают в воде.) Правильно, рыбы - это водные обитатели. Они не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая. Только различаются рыбы, которые живут в пресной воде, и рыбы, которые живут в соленой морской воде.
- Как называются рыбы, которые живут в море? (Рыбы, которые живут в море, называются морские.) (Слайд 2) В реке? (Речные.) (Слайд 3) В аквариуме? (Аквариумные.) (Слайд 4)
5. Двигательное упражнение «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Дети покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать.
Медленно наклоняют вперёд сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла.
Делают хватательное движение обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула,
Покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево.
Рыбка быстро уплыла.
(Слайд 5-пустой)
6. Дыхательное упражнение для формирования короткого отрывистого вдоха носом «Шмыгалка» под песню «Кап-кап», в следующей последовательности:
- добавляя хватательные движения руками, которые находятся на уровне плеч.
- добавляя бросающие движения руками (как будто «воду с рук стряхиваем»).
- добавляя «обхват плеч» (не в прямом смысле) руками выше уровня груди.
- добавляя движения ногами «пружинки» и руками сначала вправо, а затем влево.
Между упражнениями делается пауза в виде любого ритмического движения, например, марша.
7. Артикуляционная гимнастика с руками под музыку «Зайчики и зверюшки», в следующей последовательности:
- чередование упражнений «Толстяк-Худышка».
- чередование упражнений «Иголочка-Лопаточка».
- чередование упражнений «Маятник часов», «Футбол», «Шарики».
8. Звук и буква «Я».
А) Звук «Я».
- Знакомство со звуком «Я». (Пробел.) Из каких 2-х звуков произносится звук "Я". (Из звуков "и"-"а".)
- Звук «Я» мы можем петь, тянуть? (Да.) Убедимся, так ли это. (Дети произносят звук «Я» длительно.) Значит, какой звук «Я»? (Звук «Я» гласный.) (Дети берут зеркала и произносят звук «Я».) Произнесём звук «Я» перед зеркалом. Что делают губы и язык, когда произносим звук «Я»? (Губы улыбаются, язык лежит за нижними зубами.) В образовании звука «Я» участвует только голос (рука ребенка для контроля лежит на горлышке). Поэтому, звук «Я» называется (дети помогают) … гласным … от слов «голос, глас».
- Произнесение звука «Я» в фонетической ритмике с руками: дети, произнося гласный «я», большими пальцами показывают на себя.
- Произнесение гласного звука «Я» на твёрдой атаке (сердито, при этом ребёнок может помочь себе кулачками.
Б) Буква «Я».
- Внимание на экран (пробел). Гласный звук «Я» на письме обозначается буквой «Я». Букву мы видим и можем изобразить.
- Посмотрите, как можно составить букву «Я» из пальчиков: левая рука - ладонь поставлена ребром, направлена к правой руке под углом, указательный палец касается основания большого пальца правой руки; правая рука - большой палец образует «кольцо» с указательным пальцем. Остальные пальцы сомкнуты и располагаются за указательным пальцем.
Куча яблок на прилавке.
И заметил я, друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
В. Ковшиков
- Вспомним и скажем, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.) Покажем жестом руки, чем отличается звук от буквы.
9. Подведение итогов занятия.
- Вот и закончилось занятие. О чём говорили? (Ответы детей.) Что делали? (Ответы детей.)