МААМ-картинки

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Елена Сигарева
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект НОД

по рисованию

в старшей группе

на тему: «Золотая хохлома»

МДОУ «Детский сад № 10»

Заводской район

г. Саратов

Воспитатель: Сигарева Е. К.

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству.

Задачи:

Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

Формировать знания об особенностях росписи посуды.

Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Оборудование: силуэты изделий, гуашь красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки, салфетки

Демонстрационный материал: иллюстрации, предметы быта, украшенные хохломской росписью, презентация «Золотая Хохлома

Ход НОД :

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Любите отгадывать загадки? (Да).

Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Дети читают стихотворения:

1. Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

2. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

3. Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

(Презентация «Золотая Хохлома»)

- Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

- Я вижу вы устали и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- Молодцы! Присаживайтесь (обращаю внимание на осанку)

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон.

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите свои изделия узорами.

Хохломские мастера прислали нам вот такие заготовки, которые помогут нам научиться быть истинными мастерами своего дела.

Но сначала подготовим свои пальчики:

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

(самостоятельное рисование, звучит музыка)

После окончания работы ребята выходят в центр группы, показывают их гостям.

- Удивительна и богата земля русская своими мастерами!

1. Ох, Россия, ты Россия

В каждом доме терема.

Всей земле на удивленье

Золотая Хохлома.

2. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

3. Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

- Ребята, нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы».

Итог:

-Что нового вы сегодня узнали?

-Какой узор вам больше понравился?

-Почему эту роспись называют «хохлома»?

Вы сегодня все большие молодцы, мастерами быть сложно, но мы с вами только учимся, и у нас еще все получится.

(выставка детских работ)

Мамуля родная, сегодня твой день,

Забудь все печали, невзгоды,

Пусть будут не в тягость, а в радость тебе

Твои наступившие годы.

Пускай серебрится твоя голова,

Бывают недуги, ненастья,

Но ты видишь нас, а мы видим тебя,

И это огромное счастье.

Здоровья и крепости духа тебе,

Терпения, сил, оптимизма,

Моя ты отрада, небесный мой свет,

И смысл, и наполненность жизни.

Открываем нынче бал,

Да такой, что никто не видал.

В этот славный день юбилея,

Собрались мы все вместе не зря,

Поздравляем любимую мамочку,

Аплодируйте громко друзья!

Поздравляем мы мамочку нашу,

С днем рожденья, родная моя!

Дорогая мамочка!

Сегодня всех своих гостей ты ярко освещаешь,

Ведь отблески своей звезды на них ты направляешь.

Так пусть лучи твои и впредь нас одаряют лаской,

И кажется нам жизнь большой волшебной сказкой.

Чтоб эту сказку нам продлить,

Хотя бы на немножко,

Ты не спеша, сумей пройти

Звездную дорожку.

Каждая звезда — это просто загадка,

От тебя потребуется лишь одна отгадка.

Смелей вставай на звездный путь

И отгадай хоть что-нибудь!

Об этом каждая из нас мечтает,

Я думаю, что в том числе и ты,

Получить из рук мужчины

Сейчас прекрасные… (цветы.)

Чтобы вспомнить потом твою биографию,

Мы сделаем сейчас эту… (фотографию.)

Для виновницы торжества

В такие вот моменты,

Дарить готовы без конца мы… (аплодисменты.)

И самое время в честь этих минут

Услышать нам здесь юбилейный … (салют

3) Рассказ о жизненном пути

Ведущий:

Вот бы жизнь как кинопленку

Прокрутить на много лет назад,

Чтобы стала ты простой девчонкой,

Чистой-чистой как весенний сад.

Кадры:

1. Есть в октябре одно прекрасное число, с твоим рождением связано оно. (Фотография из раннего детства)

2. Росла девчонкой ты игривой, застенчивой и очень милой. (Детская фотография)

3. Вот семь лет прошло, теперь ты открыла школы дверь. (Первая школьная фотография)

4. Ты стала выше мамы ростом. Тебе — шестнадцать. Ты — подросток. (Фотографии из подросткового периода)

5. Решила ты: «Мне нужно тоже учиться в школе молодежи». (Фотография из техникума)

6. Работала с душой в институте большом. (Первые фотографии с работы)

7. Поработать на посевной тебе пришлось не одной. (Фотографии из колхоза)

8. В 20 лет еще все впереди: и выбор друга, цели и пути. (Фотография в 20 лет)

9. Высоких и радостных чувств не тая, родилась тогда молодая семья. (Свадебная фотография)

10. В тот год ты стала мамою счастливой, для дочери своей — родной, незаменимой. (Фотография мамы и дочки)

11. Шли день за днем, за ночью ночь, наследника родила ты семье Богданович. (Фотография мамы и сыночка)

12. А теперь вот в самый раз вам путевка на Кавказ. (Семейная фотография из отпуска)

13. Жизнь все идет себе, идет, дочь-умница, и сын растет. (Семейная фотография со взрослыми детьми)

14. Быть матерью для женщины почетно, стать бабушкой почетнее вдвойне. Увидеть внуков — счастье так огромно, Ведь это след твой на земле. (Фотография с внучками)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома» Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тип: интегрированное.

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Золотая Хохлома». Программное содержание: • Продолжать.

Конспект занятия по лепке (пластилинография) в старшей группе с ТНР «Изготовление тарелки «Золотая хохлома»Конспект занятия по лепке (пластилинография) в старшей группе с ТНР «Изготовление тарелки «Золотая хохлома» Тема: Изготовление тарелки "Золотая хохлома" в технике "пластилинография". Цель: Развитие творческих способностей детей, используя технику.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи" (выполнено в нетрадиционной.

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе Урок ИЗО. 4 класс. Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 14:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД