Наталья Тимченко
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Необычная встреча»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представление о ритме у детей старшего возраста.
Задачи:
- воспитывать у ребенка музыкальную культуру;
- развивать музыкальные способности, чувство ритма, память, внимание;
- формировать способность воспроизводить музыкальный ритм посредством чтения ритмосхем, музыкально-ритмических движений.
- обогащать музыкальный опыт детей.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы „Необычная встреча“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы к занятию : музыкальный центр, магнитная доска, карточки с ритмическими рисунками, ложки, бубны, ритмические палочки, скорлупа грецких орехов, музыкальные аудиозаписи, иллюстрации к музыкальным произведениям, платковая кукла Мышь.
Предварительная работа:
- знакомство с понятием мажора и минора в музыке;
- разучивание музыкально-ритмического упражнения «Веселые поскоки»;
- экспериментирование со звуками, разные методы звукоизвлечения стучащих предметов;
- музыкально-дидактические игры с ритмосхемами;
- знакомство с попевкой «Вот такая чепуха»;
- слушание программных музыкальных произведений («В пещере горного короля» муз. Э. Грига; «Танец дикарей» муз. Ёсинао Нако; «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова; «Марш гусей» муз. Бина Канэда; «Русский наигрыш» русская народная мелодия).
- разучивание музыкально-ритмической игры «Веселый бубен»;
- разучивание танцевальной игры в парах;
- знакомство с пальчиковой гимнастикой «Ритм для жизни очень нужен!».
Ход занятия
Под музыку Н. Леви «Марш» дети входят в зал.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. (Поет в мажоре и миноре, дети также в мажоре и миноре музыкально приветствуют). Мы с вами одинаково сейчас пропели? А в чем разница? А кто вспомнит, как называется в музыке радостное звучание? А грустное? Правильно, мажор и минор. А сейчас я предлагаю вам двигаться по кругу поскоками с ритмическими движениями.
Звучит «Галоп» муз. М. Глинки. 1часть: поскоки по кругу, 2 хлопка, 2 раза по коленям, поворот спиной в круг. Повтор хлопков, поворот лицом в круг. 2 часть: поскоки по залу в рассыпную. Хлопки, как в первой части. 3 часть: повтор 1 части. После «Галопа» звучит «Марш» муз. Н. Леви. Музыкальный руководитель ударяет в бубен, дети маршируют в рассыпную по залу. Удар в бубен, идут по кругу. Дети присаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель : Давайте вспомним с вами какие, иногда, на Кубани дуют ветра. Приготовьте свои ладошки, это земля. Сначала ветер дует слегка…Затем он усиливается… И вот налетает целый ураган…Но вот ветер и затих…А теперь скажите мне, пожалуйста, что за карточки я прикрепляю к доске? Правильно, это ритмические карточки. Предлагаю вам проговорить и простучать их ложками. (Обращается к ребенку, сидящему с краю, принести ложки, которые лежат в коробочке на столе. Приносит, но обнаруживает, что она пуста).
Музыкальный руководитель : Странно. Никто из вас не забирал их? Давайте подумаем, чем мы можем заменить ложки. (Дети вспоминают, что есть палочки, стучалки, скорлупа грецких орехов. Педагог предлагает выбрать из шкатулки эти стучащие предметы. Выбирают, проговаривают и простукивают ритмические формулы. Входит воспитатель с платковой куклой мышкой, которую она и озвучивает).
Мышка: (Делает вид, что грызет деревянную ложку). Так, чем вы тут стучите? Ага, будет мне еще новое блюдо из палочек, стучалочек, грецких орехов. Давайте их сюда, а то мои ложки уже заканчиваются.
Музыкальный руководитель : Как это блюдо? Ты что же, съедаешь наши ложки? Какой ужас! А мы их ищем. Ведь они нам очень нужны!
Мышка: А зачем они вам? Кушать ими неудобно, больно маленькие. А вы - вон какие большие. А они такие вкусные, да еще и красивые, прям аппетит разгулялся (хочет опять грызть).
Музыкальный руководитель : Стой, не делай этого. Нам они очень нужны!
Мышка: Для чего это они вам нужны?
Музыкальный руководитель : Ребята, расскажите, для чего могут пригодиться такие деревянные красивые ложечки.
1 ребенок: Ложки разными бывают,
И на них, порой, играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдет любой.
2 ребенок:Деревянные ложки
Постучите-ка, немножко.
Музыкальный руководитель : А стучать на них мы не сможем, потому что ты их у нас забрала.
Мышка: Да вы не переживайте, верну я вам ваши ложки. Если честно, я только начала их грызть. Держите (возвращает коробку с ложками). Мне уж очень интересно стало, хочу посмотреть, что вы с ними будете делать.
Дети разбирают ложки.
Музыкальный руководитель :
1, 2, 3 — ты на ложки посмотри. (На каждую цифру вместе с детьми
ритмично стучит).
1, 2, 3, 4 — вот нам ложечки вернули,
1, 2, 3, 4, 5 — будем мы на них играть!
Музыкальный руководитель предлагает детям выйти в зал и поделиться на две команды. Напротив каждой команды устанавливается магнитная доска, на которой прикреплены разные ритмические картинки. Под музыку обе команды одновременно простукивают свой заданный ритм.
Мышка: Да, стучать вы здорово умеете. А петь вы тоже мастера?
Музыкальный руководитель : Умеете вы, ребята, петь? Да мы и тебя, мышка, приглашаем попеть вместе с нами.
Мышка: Я ни одной песни не знаю.
Музыкальный руководитель : Не беда. Поиграем в музыкальное эхо. Я буду петь, а ты с детьми будешь отвечать, как эхо, повторяя за мной.
Исполняют попевку «Эхо».
Мышка: (Замечает на столе красивые рисунки). Ух ты, красота какая! А что здесь нарисовано? Кто-то куда-то бежит…Гуси идут…
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это за картинки и объясните нашей гостье, что они обозначают.
Дети рассматривают, объясняют, что это иллюстрации к музыкальным произведениям.
Музыкальный руководитель : Предлагаю вам, ребята, прослушать отрывки из пройденных музыкальных произведений, изобразить их в движении. А мышка попробует найти нужную иллюстрацию. Если она это сделает неправильно, исправьте ее.
Проходит музыкальная игра «Вспомни произведение».
Мышка два раза ошибается, дети исправляют ее, находя нужную картинку.
Мышка: Как интересно! А это что? (Берет со стола бубен. Дети объясняют).
Музыкальный руководитель : Ребята, может вы покажете мышке игру с бубнами?
Дети разбирают бубны, делают круг и присаживаются на корточки. Проводится игра «Веселый бубен», который передают по кругу со словами:
Бубен весело звенит На каждую четвертную ноту передают
Ди-ли-ди-ли-дон (2 раза) Встряхнуть бубен в руке, на слово «дон»
ударить по бубну.
Ребятишек веселит На каждую четвертную ноту передают
Ди-ли-ди-ли-дон (2 раза) Встряхнуть бубен в руке, на слово «дон»
ударить по бубну.
Бубен спой еще разок На каждую четвертную ноту передают
Ди-ли-ди-ли-дон (2 раза) Встряхнуть бубен в руке, на слово «дон»
ударить по бубну.
Твой чудесен голосок На каждую четвертную ноту передают
Ди-ли-ди-ли-дон (2 раза) Встряхнуть бубен в руке, на слово «дон»
ударить по бубну.
Мышка: Как у вас все получается дружно, одновременно, интересно!
Музыкальный руководитель : Это потому что дети знакомы с ритмом.
Мышка: А что такое ритм? Я не знаю.
Музыкальный руководитель : Ребята, объясните, что это такое? (Ответы детей). Правильно, чередование коротких и длинных звуков, в музыке ноток. Мышка: Надо же – ритм! Никогда не думала, что он существует.
Музыкальный руководитель показывает с детьми:
Ритма важное значенье - шагают, руки на поясе
Знать должны без исключенья, - указательным пальцем «наставляют»
И ребенок и большой. – хлопки по коленям и над головой.
Будь то птица, зверь лесной, - взмахи руками, ушки зайца.
Ритм повсюду растворен - руками разводят в разные стороны.
В пенье птиц, в капели он. - перекрещивают ладони, изображая птиц,
по ладони пальцами, дождь стучит.
Ты, дружок, его послушай - указательным пальцем,
Он для жизни очень нужен! – два хлопка, первым пальцем показать «Все
хорошо!».
Музыкальный руководитель : Хочешь, мышка, мы тебя еще и танцевать научим? Тогда встаньте по парам по кругу.
Исполняется танцевальная игра. «Полька» муз. Ю. Чичкова.
Мышка: Как весело и интересно! Обещаю – больше никакие инструменты грызть не буду! Пойду, расскажу своим мышатам о том, что я сегодня здесь узнала и увидела, чему научилась. Может быть, мы с ними поиграем. Вот они обрадуются! До свидания!
Музыкальный руководитель : До свидания! А вы, ребята, как думаете, можно ли обойтись в жизни без ритма? (Размышления детей). Вспомните, в повседневной жизни, где и в чем мы слышим ритмы? (Ответы детей). Какие мы выполнили сегодня ритмические задания и игры? А у кого из вас возникли трудности при их исполнении? А чем заниматься вам понравилось больше всего? И в заключении предлагаю всем спеть слова прощания в таком ритме: «До свидания!» (Пропевает и простукивает, дети повторяют, под музыку проходят в свою группу).