Получи документы

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке»

Куприянова Анна Альбертовна
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке»

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы

Тема Сказка в музыке.

Цель: Знакомство с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка. Выявить взаимосвязь между видами искусства: музыки и литературы.

Задачи:

Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Сказка в музыке“» размещена в разделах

Образовательная: формировать умения и навыки применения средств музыкальной выразительности при характеристике музыкальных произведений.

Развивающая: развивать музыкальные способности, а также развивать память, воображение.

Мотивационная: развивать интерес к музыке, к шедеврам мирового искусства и желание слушать и исполнять её.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Музыкальное приветствие.

- Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в детском музыкальном театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?

- Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

- Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет. Скажите, пожалуйста, а вы можете сами рассказать или исполнить сказку, сказочную историю?

- Кто является героями сказок? Приведите примеры.

- Скажите, дети, а кто же сочиняет сказки?

- Сказки бывают народные и литературные (авторские). Приведите примеры сказок, которые вы знаете.

- А сейчас послушайте литературную загадку.

Уж побледнел закат румяный

Над усыпленною землей;

Дымятся синие туманы,

И всходит месяц золотой;

Померкла степь. Тропою тёмной

Задумчив, едет наш Руслан

И видит: сквозь ночной туман

Вдали чернеет холм огромный,

И что-то страшное храпит…

- Из какого же произведения эти строки?

- Эта поэма легла в основу оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Главные герои произведения: Руслан, Людмила, злой колдун Черномор.

Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

- Сейчас мы послушаем его отрывок из оперы, а потом вы скажете мне какой был характер у музыки.

Слушание музыкального произведения - М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

- Какой характер у музыкального произведения?

- Правильно, молодцы. А вот вторая литературная загадка.

Князь у синя моря, ходит,

С синя моря, глаз не сводит;

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» -

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть - тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат, лишь я хожу»…

- Из какого произведения эти строки?

- Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского - Корсакова.

Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?

Можно прочитать отрывки о чудесах.

- Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полёт шмеля?

- Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Слушание музыкального произведения - Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

- Что вы можете сказать о характере музыки, которую вы прослушали?

- Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля.

Получилось у нас представить так же, как написал композитор?

- Давайте вспомним песню, в которой двое друзей испугались ёлочку. Вы, конечно, догадались, что это песня «Котёнок и щенок». Прежде, чем мы исполним её, и расскажем, что там произошло, нам нужно подготовить свой голос.

Учитель распевает класс.

- Молодцы, ребята. С какими музыкальными произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

- Между какими видами искусства мы сегодня находили связь?

- Правильно, молодцы. На этом наш урок закончен, до встречи!

Музыкальное прощание.

- В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль, сказку и т. д.

- Сказку

- Да.

- Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные.

- Народ и писатели.

Учащиеся приводят примеры сказок.

Дети внимательно слушают

- Из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

- Он был коварный, хитрый.

Дети внимательно слушают.

- Музыка резкая, громкая, страшная, грозная, угловатая, жёстко звучащая. Слышны громкие акценты.

Учащиеся слушают внимательно.

- Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

В этой сказке есть три чуда : белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…

В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…

Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…

А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.

- Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.

Учащиеся внимательно слушают.

- Музыка стремительная, назойливая, привязчивая, быстрая, тихая.

- Да.

Дети исполняют песню «Котёнок и щенок» слова В. Викторова, музыка Т. Попатенко.

Опера «Руслан и Людмила», опера «Сказка о царе Салтане».

Литература и музыка.

Конспект урока для 5 класса по программе «Музыка» под редакцией Д. Б. Кабалевского

Тема урока: Музыка – главный герой сказки.

Цель: Выявить роль музыки в литературе.

Задачи:

Образовательная: познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства. Развивать творческое мышление, памяти, воображение, фантазию, а также развивать музыкальные способности.

Мотивационная: развивать устойчивый интерес к процессу творчества, к искусству вообще, к музыке в частности.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Музыкальное приветствие.

- Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете и любите?

- Знаете, существует много сказок, в которых рассказывается о музыке, о её волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок, - называется она «Музыкант-чародей».

А вы слушайте и мне помогайте:

- «Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет…

Звучит произведение «У ручья» Х. Заимов.

- Так коровы перестанут жевать травку - навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело - все веселились. Играл печально - на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант - чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта - чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат.

А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка….

Звучит «Мелодия для скрипки» Н. И. Аладова.

- Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли. Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант - чародей»

- Понравилась вам сказка?

- Прозвучавшую мелодию для скрипки написал белорусский композитор Николай Ильич Аладов (1890 – 1972) Какие чувства она у вас вызвала?

- А какие средства музыкальной выразительности помогли мелодии так подействовать на нас?

- Какая была интонация у этой мелодии?

- Какой был темп?

- Какими были лад и динамика?

- Как вы думаете, почему музыкант сыграл такую печальную мелодию?

- Как вы считаете, кто или что является главным героем этой сказки?

- Почему вы так решили?

- Верно. Именно поэтому тема нашего урока: «Музыка - главный герой сказки».

- А сейчас, послушайте песню и определите имеет ли она отношение к нашей теме урока и о чём она?

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

- Итак, о чём песня и относится ли она к теме урока?

- Подготовим свои голосовые аппараты к пению. Садимся прямо, начинаем распевание.

- распевка;

- прохлопывание ритма;

- разучивание I куплета;

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- С какой сказкой познакомились?

- Появилась бы эта сказка, если бы не было музыки?

- И самый главный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

- Вы сегодня отлично поработали, были активными и заинтересованными! Молодцы! На этом наш урок закончен, до свидания!

Домашнее задание: представьте себя художниками и нарисуйте, как бы выглядел Музыкант из сказки «Музыкант-чародей».

Музыкальное прощание.

Учащиеся приводят примеры сказок.

Дети внимательно слушают.

Дети изображают игру на флейте.

Дети внимательно слушают

Дети изображают игру на скрипке.

Учащиеся внимательно слушают.

- Да.

- Грусть, тоску, печаль.

- Интонация, темп, лад, динамика, тембр.

- Жалобная, печальная, плачущая.

- Медленный.

- Минорный лад и тихая динамика.

- Он не хотел расставаться с жизнью.

- Здесь два героя. Музыкант и музыка.

- Потому что музыка спасла жизнь музыканту, а музыкант воспользовался её великой силой, силой искусства, и заворожил хищных зверей.

Дети внимательно слушают.

- Песня относится к теме урока, потому что она о сказках и о том, что в них затрагивается тема добра и зла. И всегда побеждает добро.

Дети исполняют I куплет песни «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

- О сказках и о том, что музыка их главный герой.

- Музыкант-чародей.

- Нет.

- Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Ударный инструмент — бубен» в подготовительной группе ДОУКонспект музыкального занятия «Ударный инструмент — бубен» в подготовительной группе ДОУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Дети, сегодня у нас увлекательное занятие. Мы познакомимся поближе с музыкальным инструментом, который все.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Вместе весело играть!» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе Ноябрь Занятие №1тема: «Вместе весело играть!».

Конспект музыкального занятия «Музыкальный зоопарк» в подготовительной группе ДОУКонспект музыкального занятия «Музыкальный зоопарк» в подготовительной группе ДОУ -Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в зоопарк, но не так, как вы себе это представляете, мы не поедем туда,.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Раз, два, три, как мы танцуем — посмотри!» Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Раз, два, три, как мы танцуем – посмотри!»Ноябрь Занятие №6 дата: двадцать седьмое.

Конспект открытого музыкального занятия «Три кита в музыке» в старше-подготовительной группе Цель: обобщить и привести в систему знания детей о музыкальных жанрах. Задачи: Обучающие: - учить высказываться о музыке. - учить различать.

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «В мире доброты» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «В мире доброты» Муниципальное бюджетное.

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес»Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес» Предварительная работа: разучивание стихов, танца, песен, слушание музыкальных произведений и знакомство с композиторами в течение года,.

Конспект показательного музыкального занятия «Посиделки у Карелки» в подготовительной группе «Берёзка» Место и время проведения: 16. 10.2018г. Музыкальный зал МКДОУ № 22 Составил и провел : музыкальный руководитель Агафонова О. А.

Конспект музыкального занятия «В гости к Осени» в подготовительной группе компенсирующей направленностиКонспект музыкального занятия «В гости к Осени» в подготовительной группе компенсирующей направленности Конспект занятия «В гости к Осени» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. Цель: Формирование музыкальных и творческих.

Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке»Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке» Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке» Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке»
Опубликовано: 7 мая 2022 в 15:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД