Лучший педагог года

Конспект наблюдения за природой «Путешествие с облаками» для старшего дошкольного возраста

Анна Гундырева
Конспект наблюдения за природой «Путешествие с облаками» для старшего дошкольного возраста

Летние наблюдения за природой для детей 5-6 лет

Тема: «Путешествие с облаками»

Вид наблюдения : короткосрочное; сравнительное.

Цель: Формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду (предгрозовое, перед дождем, после дождя, в солнечную ясную погоду)

Задачи: Формировать представление о том, что облака

— это взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара;

Публикация «Конспект наблюдения за природой „Путешествие с облаками“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

— учить выделять разную форму облаков (как перья птицы — перистые, как большая куча снега, ваты — кучевые; большие по размеру, как огромный ком, с серым цветом, тучи — дождевые, по облакам определять, какая будет погода (перистые и кучевые облака к хорошей погоде; дождевые — к дождю; сгущение темных облаков в тучи — к грозе);

— знать некоторые приметы, связанные с состоянием неба, облаков, замечать их;

— замечать изменение цвета облаков в зависимости от части суток (белые, золотистые, розовые, розовато-лиловые, багряные);

— развивать воображение в наблюдениях за облаками (построение зрительных ассоциаций, придумывание историй, сказок, сочинение стихов, рисование фантастических картин).

Словарная работа: небо, небосвод, высокое, голубое, хмурое, пасмурное, безоблачное, облачное, утреннее, дневное, вечернее, ночное; облако, облачко, облака, туча, белые, белоснежные, серые, темно- серые, кружевные, пушистые, воздушные, нависшие, золотистые, розовые (на восходе, розовато-лиловые, багряные (на закате, пронизанные солнечными лучами, свинцовые, тяжелые; движутся, бегут, мчатся, летят, плывут, собираются, скучиваются, опускаются, закрывают солнце, предвещают погоду; перистые, кучевые облака; утреннее, вечернее, ночное небо; предгрозовое небо.

Вопросы детям после спокойного созерцания облаков

(используются в соответствии с возрастом детей в неоднократных наблюдениях)

Что вы видите на небе?

На что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Облака неподвижны или движутся?

Облака находятся низко или высоко?

Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?

Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце?

Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?

Какой силы ветер, если облака плывут, бегут, летят?

Как сегодня движутся облака? Какой силы ветер сегодня? В какую сторону он гонит облака?

Какого цвета сегодня облака? Какой формы?

Какую погоду предвещают сегодня облака?

Какого цвета бывают облака на восходе и закате солнца?

Какое облако можно назвать тучей?

Чем отличается небо летом?

Чем отличается состояние неба в дождливую, предгрозовую, ветреную, хорошую погоду?

Чем небо днем отличается от ночного неба?

Какие светила можно увидеть на небе днем? Ночью?

Рассказ воспитателя о том, как образуются облака

Воспитатель. Солнце испаряет влагу, водяные пары поднимаются вверх, там охлаждаются и превращаются в маленькие капельки, которые в большом количестве и образуют облако. Когда капли становятся тяжелыми, они возвращаются на землю в виде дождя. Если капельки образовались высоко в небе, они становятся облаками, а если низко над землей, — туманом.

Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака»

Задача: развивать воображение, внимание, образность.

Закрепление наблюдения :

Изобразительная деятельность

Задачи:

— развивать точность движений, изобразительные умения, память, воображение, пространственные ориентировки;

— активизировать знания о небе.

* * *

Рисование облаков мелом на асфальте, изготовление аппликации из ваты или пуха на бархатной бумаге, вырезание разных видов облаков из белой бумаги и наклеивание их на бумагу голубого цвета. Рассказ детей о том, какие облака они нарисовали или изготовили, на что они похожи, предвестниками какой погоды они являются; сочинение сказок.

Рисование неба, его обитателей, светил в дневное и ночное время, на восходе или закате, в ясную и пасмурную погоду.

Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака»

Задача: развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.

* * *

Воспитатель (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле.

Далее предлагает детям придумать, что могло случиться с облачком, куда оно могло уплыть, с кем повстречаться, во что превратиться?

Воспитатель помогает детям развивать сюжетную линию сказки, выслушивает разные версии, предлагает для обсуждения свои. По мере сочинения он записывает предложения детей, затем зачитывает полную сказку. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает нарисовать иллюстрации к сказке и оформить в альбом с текстом, который написан печатными буквами (для читающих детей).

Загадывание загадок о небе и облаках

Задача: развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений.

Приложение №1

Подвижная игра «Облака и ветер»

Задачи:

— развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, воображение, пластику;

— активизировать знания о явлениях неживой природы.

* * *

Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».

На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло» «ветер» сидит на скамейке, закрыв глаза, а «облака» передвигаются легким бегом на носочках по всей площадке.

На слова «Облака попарно сбились и в кого-то превратились» «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ.

На слова «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка» «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ.

После слов «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги» «облака» должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.

Чтение и обсуждение рассказов

И. Тургенев «Бежин луг»

Задачи: развивать произвольное внимание, слуховое, зрительное восприятие, чувство цвета, воображение, образность речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, используя образные выражения автора, творческие способности.

Вопросы и задания

Какими словами описывает автор утреннее небо?

Как изменяются облака днем?

В какой цвет они окрашены?

Что означают голубоватые полосы, протянувшиеся сверху вниз на небосклоне?

В какой цвет окрашиваются облака на закате солнца?

Как описывает автор жаркий июльский вечер?

Подберите полоски определенного цвета к описанию отрывка из рассказа (помощь в подборе такого цвета, как лазурный, золотисто-серый, цвет кованого серебра, лиловый, дымчатый).

Рассмотрите картины, фотографии с изображением летних пейзажей.

Нарисуйте картину представившегося вам июльского дня, облаков в разное время суток и в разную погоду.

Оборудование: аудиозапись музыкальных произведений (К. Дебюсси «Облака», С. Майкапар «Облака плывут», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», репродукции картин (И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем», бумага для рисования, краски, лист ватмана, клей.

Творческая гостиная «Летний вечер»

Задачи:

— знакомить с произведениями искусства, отражающими летние явления в природе (музыка, живопись, стихи);

— уточнять и расширять представления о явлениях неживой (облака) и живой природы (шмель);

— развивать эстетическое восприятие, эмоционально-чувственную сферу психики, внимание, воображение, творчество, речь;

— формировать интерес к произведениям искусства, родной природе.

Оборудование: репродукции картин (И. Левитан «Летний вечер», «Сумерки. Стога», «Вечерний звон», аудиозапись (Р. Шуман «Вечером», Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, запись вечернего звона архангельских колоколов.

Приложение №1

Загадки про небо и облака.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака.)

* * *

Висит у нас над головой

Платок ярко-голубой. (Небо.)

* * *

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий! (Небо.)

* * *

Рогат, а не бодается.

(Месяц.)

* * *

Егор-Егорка упал в озерко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Месяц.)

* * *

Молода — похожа на серп,

Поживет — станет, как лепешка. (Месяц, луна.)

* * *

Постелен ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать. (Небо и звезды.)

* * *

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц.)

* * *

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

* * *

Голубая простыня

Весь свет покрывает! (Небо.)

* * *

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце.)

* * *

На синей рогожке —

Золотая сережка. (Месяц.)

* * *

Висит в небе блин.

Есть его мы не хотим.

Он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой. (Луна.)

* * *

Рассыпались на овчинке

Золотые перчинки.

А когда рассвело,

Их как ветром смело. (Звезды.)

* * *

Вся дорожка усыпана горошком. (Небо и звезды.)

* * *

По всей сковороде — лепешки,

Посередине — каравай. (Небо, звезды, месяц.)

Публикации по теме:

Весенние наблюдения за природойВесенние наблюдения за природой В младшем возрасте ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом,.

Дневник наблюдения за клумбой с земляникой для детей старшего дошкольного возрастаДневник наблюдения за клумбой с земляникой для детей старшего дошкольного возраста .

Конспект дедуктивного наблюдения «Для кого полезен пень?» для детей старшего возраста Конспект дедуктивного наблюдения «Для кого полезен пень?» Тема: «Ознакомление с миром природы» для детей старшего возраста (5-6 лет) Образовательные.

Конспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возраста «…День, проведенный с ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». (К. Д. Ушинский) Наблюдение в природе является.

Конспект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой «В гостях у Деда Природоведа» Дети с воспитателем проходят в группу. В группе пахнет цветочным ароматом. Воспитатель. Ребята, вы чувствуете запах в нашей группе? Чем.

Консультация для родителей «Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста. Летом природа радует нас длинными, солнечными.

Консультация для родителей «Наблюдения за живой природой летом» 1. Наблюдения за растениями летом. Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и кустарниках – пышная.

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.

ООД по ознакомлению с природой для детей старшего возраста «Путешествие в мир звуков и красок весны» ООД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков и красок весны» Цель: Познакомить детей.

Организация игровой площадки «По дороге с облаками» для детей младшего дошкольного возраста Организация работы игровой площадки Для детей младшего дошкольного возраста «ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ» Программное содержание. Создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект наблюдения за природой «Путешествие с облаками» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 17:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД