Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Красивые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию
во второй младшей группе
Тема: «Красивые матрешки»
Подготовила
воспитатель I кв. кат., Куликанова Е. В
г. Арзамаса, 2017г.
Цель: знакомство с русской народной деревянной игрушкой – матрешкой; украшение сарафана для нее.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе „Красивые матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Задачи: Познакомить с игрушкой матрешкой; развивать умение различать матрешек по размеру; закрепить навык рисования красками, умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги; развивать способность ориентироваться на листе бумаги; развивать у детей внимание, память, творческую активность, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к русской народной культуре, уважение к труду мастеров народного – прикладного искусства.
Способы организации НОД: словесный (беседа, наглядный (рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», игровой (дидактическая игра «Собери матрешку»).
Средства организации НОД: набор матрешек (для показа и обыгрывания, листы белого картона с нарисованными контурами матрешек без расписного сарафана (1/2 листа, кисти, гуашевые краски желтого и красного цветов, баночки с водой, салфетки, образец педагога; учебно – методическое наглядное пособие «Матрешки. История создания (И. В. Сыромятников, стихотворение М. Фомина.
Предварительная работа: дидактическая игра «Сложи матрешку», экскурсия на выставку матрешек, сюжетно ролевая игра «В гостях у матрешки», нод по конструированию «Теремок для матрешки», разучивание песни «Матрешки».
Ход НОД
1. Вводная часть. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
(заходит грустная матрешка)
Матрешка :
Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель и дети: Здравствуй, Матрешка. А что ты такая грустная?
Матрешка : У меня приключилась беда. Я играла со своими подружками и потеряла все узоры. Что мне делать я совсем не знаю.
Воспитатель: Ребята, что же делать, как быть? (ответы детей)
Давайте поможем матрешке.
2. Основная часть.
Воспитатель: Для этого мы с вами отправимся, в страну, где живут матрешки, и разузнаем, как родилась матрешка. А отправимся мы свами на лошадях, ведь в прошлое время, ребятки, люди ездили на лошадях, машин совсем не было. Посмотрите, мы оказались с вами на полянке, присаживайтесь на пенечки и послушайте мой рассказ.
Давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по земле русской, по полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там старичок сидит у окошка, грустный. Расспросил его молодец, что случилось, и рассказал старичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Договорились они с батюшкой сходить на ярмарку и купить девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Вот так ребята родилась матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какие они? (нарядные, расписные, красивые)
-Почему они расписные? (сарафан украшен цветами)
-Из чего сделаны матрешки? (из дерева)
-Ребята, а вы знаете, что она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10 – 12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери матрешку» (дети собирают фото матрёшек из частей) - Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
Пальчиковая гимнастика.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (каждый пальчик правой руки соединяют по одному пальчику левой руки)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки. (хлопают только пальчиками)
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки. (машем руками)
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем, как настоящие мастера-художники, творить своими руками красоту – подарим узоры нашим матрешкам, украсив сарафаны.
3. Практическая работа детей: Педагог предлагает детям сделать подарок матрешкам – украсить сарафаны, раздает листы белого картона с нарисованными контурами матрешек без расписного сарафана. Дети будут украшать сарафан матрешки, используя знакомый ранее прием рисования – «примакивание кистью вокруг кружка» (цветок).
4. Самостоятельная работа детей.
В случае затруднений педагог оказывает индивидуальную помощь.
5. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, матрешек появилось у нас. Улыбаются матрешки – глазки блестят, щечки алеют от радости и красоты! Работы детей вывешиваются на доску. Ах, как весело всем стало и радостно. Какие получились у нас матрешки?
Дети: нарядные, красивые, веселые, красочные, праздничные…
Матрешка : Спасибо, мои друзья, за красивые узоры и прекрасное настроение! Ваши руки – добры, заботливы и умелы. В знак благодарности я дарю вам Матрешку, которую можно собирать. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания! А нам пора возвращаться, садимся на наших лошадей, которые уже заждались нас и поскакали обратно в детский сад. Вот и прибыли мы с вами. Мы сегодня такие молодцы, побывали в родной стране матрешки, узнали, как она родилась, поиграли с матрешкой и нарисовали в подарок узоры на её сарафане. Ребятки, за то, что вы потрудились, очень старались у меня тоже для вас сюрприз. (воспитатель раздает угощение – шоколадные матрешки).
Литература:
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в младшей группе детского сада» ТЦ Учитель. Воронеж 2009.
2. Волчкова В. Н., Н. В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». Из – во «Учитель», Воронеж, 2004.
3. Леонова Н. Н. «Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство», Волгоград, 2016
4. Чусовская А. Н. «Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ» АРКТИ. 2014.