Плотникова Евгения
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чудесные свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представления детей о свойствах воды посредством метода экспериментирования.
Задачи:
• Образовательные задачи :
знакомить детей со свойствами воды; с нетрадиционными техниками рисования – отпечаток поролоном, тычок ватной палочкой;
• Развивающие задачи:
развивать умение рассуждать, делать выводы, познавательный интерес, логическое мышление, творческие способности;
• Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Чудесные свойства воды“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, желание беречь воду.
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила – была речка», «Волшебница вода», «Как люди речку обидели», русская народная сказка «Снегурочка»; Беседы «Где вода – там жизнь», «Где можно встретить воду?», рассматривание иллюстраций с изображением реки, моря, океана; коллективная работа «Морское дно» (пластилинография, рисование на снегу палочками, раскрашивание снега акварельными красками; наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (иней, изморозь, морозные узоры на окне, снег, лёд, капель, дидактические игры «Подскажи словечко», «Разложи по порядку».
Словарь: жидкость, пар, лёд, снег.
Технологии:
• здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика);
• игровая (игра «Облака»);
• технология исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование:
почтовая посылка, глобус, вода, лёд, картинки – символы (вода, пар, снег, лёд, мольберт, магниты (4 шт., термос с горячей водой, лупа, бумажная капля, тучка, костюм снеговика, гуашь белого цвета, акварельные краски.
Материалы для каждого ребё нка: по 3 пластиковых стакана, бумажные снежинки, снежки из ваты, поролоновые губки, листы голубого цвета, кисти, ватные палочки, бумажные салфетки.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Аудиозаписи:
Стук в дверь, шум дождя, «Белые кораблики» (сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского, из м/ф «Снеговик – почтовик», «Зимняя сказка» (сл. А. Усачёва, муз. А. Пинегина, «Кружится снежинок хоровод» (сл. А. Усачёва. Муз. М. Мокиенко).
1. Организационный момент
Коммуникативная игра «Солнечные лучики»
Воспитатель: ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Светит, сверкает, нас согревает» (солнышко). С наступлением утра солнечные лучи пробиваются сквозь облака и улыбаются всему живому на Земле. Ребята, давайте представим себя тёплыми солнечными лучиками, протянем свои ладони вперёд, соединим их в центре круга и улыбнёмся друг другу. Спасибо.
А. О. З. Введение в тему (сюрпризный момент) Слышен стук в дверь (аудиозапись).
Воспитатель: ребята, почтальон принёс для вас посылку от детей соседнего детского сада. На посылке адрес (читает) : «д\с «Родничок». Детям старшей группы.
Воспитатель вместе с детьми открывает посылку. Находят глобус.
Воспитатель: Ребята, что это? Глобус - это модель нашей Земли.
Вывод: Такой видят нашу Землю космонавты из космоса.
- Ребята, что мы видим на глобусе? (дети отвечают)
Воспитатель (вращает глобус) : ребята, посмотрите, когда быстро вращаешь глобус, то он кажется нам одноцветным - … ( дети дополняют: голубым).
- Что может рассказать нам глобус о воде?
- почему на глобусе много голубого цвета? ( дети рассуждают: на Земле много воды) На нашей планете воды так много, что суша занимает только третью часть Земли. Удивительно, что наша планета называется Земля, а не Вода.
- Ребята, что вы знаете о воде?
- Проходите, пожалуйста, к столам.
2. Основная часть занятия. Работа по теме
Познавательно – исследовательская деятельность «Вода бывает жидкой»
Материалы: по два пластиковых стакана для каждого ребёнка. Один из стаканов с водой.
Воспитатель: ребята, что в стакане? (вода) Какая она? (холодная, чистая) пахнет? А на вид? (бесцветная)
- Почему у вас два стакана? Что можно сделать с водой?
Воспитатель: ребята, перелейте, пожалуйста, воду из одного стакана в другой. Переливайте аккуратно, придерживая второй стакан.
Воспитатель обращается поочерёдно к детям : Аня, льётся у тебя вода? А у тебя, Дима?
Воспитатель: ребята, если вода льётся, то она какая? (жидкая) Что ещё можно сказать о воде (цвет, запах? (дети приходят к выводу, что вода жидкая, прозрачная, без запаха).
Вывод: воспитатель прикрепляет на мольберт картинку, которая изображает, что вода бывает жидкой.
Познавательно - исследовательская деятельность «Вода бывает твёрдой - лёд»
Воспитатель: ребята, бывает ли вода твёрдой? Что нужно сделать, чтобы превратить воду в лёд? (дети выливают воду из стаканов в ёмкость, которую выносят на улицу).
Познавательно - исследовательская деятельность «Вода – пар»
Воспитатель, ребята, что произойдёт, если воду нагреть? (дети рассуждают)
Материал: термос с горячей водой, увеличительное стекло.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что в термосе? ( дети отвечают: вода, чай, молоко). Воспитатель предлагает открыть термос.
Воспитатель: ребята, если из термоса выходит пар, значит вода какая? (горячая) Давайте проверим: действительно ли в термосе горячая вода (Воспитатель прикладывает увеличительное стекло к горлышку термоса. На стекле появляются капли воды. Показывает детям). Ребята, что появилось на стекле? (капли воды) Скажите, из чего состоит пар? (из капелек воды) ребята, а куда спешат капельки в виде пара? (вверх) Во что превращаются капли пара на верху? (в тучки, в облака) Воспитатель показывает тучку с каплями.
Гимнастика для глаз «Путешествие капельки» (звучит аудиозапись)
Воспитатель: ребята, давайте проследим глазами, как капелька путешествует.
Воспитатель на уровне глаз детей поднимает капельку вверх (светило яркое солнышко, было тепло, капля превратилась в пар и поднялась к облакам). Воспитатель опускает капельку вниз (начался дождь, капелька спустилась на землю).
Вывод: вода может быть паром (воспитатель прикрепляет на мольберт картинку).
Игра «Облака»
Воспитатель: ребята, а вы хотите полетать, как облака? (Звучит аудиозапись песни «Белые кораблики». Дети кружатся) Становится холодно. Облака собираются в большую тучку (дети встают в круг). (Звучит аудиозапись «Шум дождя») Но капелькам – дождинкам скучно сидеть в тучке, они хотят посмотреть на мир. И поливают цветы, растения, землю (дети бегают по группе). И опускаются облака дождём на землю (дети присаживаются).
Воспитатель? Ребята, что происходит с каплями зимой? (дети рассуждают) Из облаков на землю, кружась, падают… (снежинки)
- Почему капельки превращаются в снежинки? Капельки воды застывают на морозе и превращаются в ледяные кристаллики. Падая с огромной высоты на землю, они увеличиваются и становятся удивительно красивыми.
Дыхательная гимнастика «Снежинки» (звучит аудиозапись)
Вывод: вода может быть твёрдой в виде снега (воспитатель прикрепляет на мольберт картинку).
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, во что превратилась вода на холоде.
Рассматривание льда (цвет, тёплый или холодный, твёрдый или мягкий).
Вывод: вода может быть твёрдой в виде льда (воспитатель прикрепляет на мольберт картинку).
3. Заключительная часть занятия
Звучит аудиозапись из м/ф «Снеговик – Почтовик». Появляется Снеговик, плачет.
Снеговик: здравствуйте, ребята.
Воспитатель: здравствуй, Снеговик. Что случилось? Почему ты плачешь?
Снеговик: ребята, я так хотел с вами встретиться. Так торопился. Но когда зашёл к вам в детский сад, я стал тять… Не знаю даже почему, что случилось не пойму…
Воспитатель: ребята, почему снеговик тает?
- Как помочь снеговику? (дети рассуждают и решают нарисовать снег) Воспитатель предлагает перед началом рисования, чтобы снеговик совсем не растаял поиграть со снежками.
Пальчиковая гимнастика «Снежки»
Перекатывание снежков в ладошках.
Рисование снега нетрадиционным способом: отпечатки поролоном, тычок ватной палочкой (звучит аудиозапись)
Воспитатель: сегодня мы будем рисовать необычным способом: не кистью и не карандашами, а поролоном и ватными палочками.
Снеговик рассматривает работы детей, благодарит их за помощь. Прощается и уходит.
Воспитатель: ребята мы с вами сегодня многое узнали. А теперь давайте расскажем об этом.
Воспитатель с детьми подводит итоги, что вода может быть жидкой, твёрдой в форме снега, в форме пара.
Рефлексия: «Волшебные кисточки» (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила сюрприз. У меня есть волшебные кисточки, которые могут изобразить ваше настроение. Если вы сегодня узнали много нового и у вас хорошее настроение – кисть добавляет в воду немного красного цвета. Если вам сегодня было не очень интересно и сейчас немного грустно – синего.
Воспитатель: ребята, оказывается большая часть воды – солёная, она находится в морях и океанах. Такую воду нельзя пить. Питьевой воды намного меньше, чем солёной. Вода – это чудесный дар природы. Вода – это жизнь. Давайте её беречь.
Источники:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина (отв. Ред.). - М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. – 128с.
3. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях : информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286с.