Татьяна Яковлева
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошк. возраста по познавательному развитию «Волшебные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные свойства воды.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить со свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, вода - растворитель.
Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращается в воду).
Дать элементарное понятие о превращении воды в пар.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошк, возраста по познавательному развитию „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Формировать умение делать выводы и умозаключения. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, работать с стеклянной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие:
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развитие самостоятельности и инициативы ребенка.
Воспитательные:
Развивать социальные и коммуникативные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свое мнение.
Воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма.
Предварительная работа: Проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и ее роль в жизни человека», отгадывание загадок, чтение литературы по теме «Вода», наблюдение за водой в природе, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок, ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и оттепель.
Оборудование и материалы:
У воспитателя: [/i]Прозрачный стеклянный кувшин, три разные стеклянные емкости, воронка, бинт, две банки : одна с чистой,другая с грязной водой, термос с горячей водой, стекло.
У детей: стаканы стеклянные, соломка, соль, сахар, камушки, речной песок
Для опыта: стеклянные стаканы на каждого, пластмассовые стаканы большие и маленькие, лед в формочках.
Ход занятия:
(На столе глобус покрытый салфеткой)
Подойту и посмотрю. Ребята хотите узнать, что здесь? Тогда придется вам отгадать загадку. Вы готовы слушать?
Слушайте внимательно.
На нем уместилась вся наша Земля
моря, океаны, леса и поля.
и северный полюс, там тоже найдешь-
а если захочешь, в руках унесешь. (глобус)
-Что такое глобус?
Макет планеты Земля в уменьшенном размере - Молодцы.
Посмотрите на глобус какого цвета там много? Хотите узнать почему синего и голубого цвета на глобусе много? Потому что большая часть земной поверхности покрыта водой. Этим цветом обозначают воду.
Слайд карта мира.
Посмотрите на карту, как много голубого цвета. На планете Земля 5 океанов. (называю и показываю на карте)-слайд океан
. Океаны у берегов суши образуют моря, их больше 80, море это часть океана. В морях и океанах вода очень соленая. - слайд море.
Еще есть реки. На планете Земля их больше 2 миллионов, длинные,короткие узкие,широкие. Реки это накопители пресной воды, которую мы пьем, моем посуду, готовим еду, моемся. -
Слайд реки.
Вот почему наша планета из космоса кажется голубым.
В природе имеются большие скопления льда. В виде льда на Земле находится большая часть запасов пресной воды. Их обозначают на карте белым цветом. - слайд айсберги.
А где еще есть вода?
Рассматривание слайдов:
Дождь это осадки выпадающие из облаков в виде капель.
Туман это маленькие пары воды, бывает безветренную погоду.
Роса это капельки воды, бывает летом. Ночью воздух остывает, водяные пары которые были в воздухе остывают и оседают на землю, на листья,на траву.
Снег это тоже вода только замерзшая.
. -Как мы можем назвать: росу, снег, туман, лед, одним словом. Правильно вода.
Ребята нам пришло сегодня письмо из института «Воды». Институт воды это то место, где люди проводят исследование с водой, т. е изучают ее. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой, результаты мы им должны передать.
- Хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, одевайте халаты. Я надеваю халат вот с такой эмблемой «Института Воды», и становлюсь старшим сотрудником, а вы мои коллеги. Теперь мы с вами все сотрудники института «Воды». Заметили, у вас тоже есть эмблемы, - капельки воды.
-Что такое лаборатория?
Ответы детей.
-Правильно, там проводят разные опыты,исследования.
А теперь вспомним правила, как нужно вести себя в лаборатории.
- Не шуметь, аккуратно обращаться с предметами исследования, помнить, что посуда может биться, и этим легко можно пораниться, необходимо внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение сделать выводы, слушать старшего сотрудника.
- Молодцы, правила вы запомнили хорошо.
- Первый вопрос который интересует научно- исследовательский институт : имеет ли форму вода?
Ответы детей. А это мы сейчас проверим.
Наливаю воду в колбу. Какую форму приняла вода? –Форму стакана.
Перелейте воду в баночку? Какую форму теперь имеет вода? А теперь посмотрите я наливаю в блюдечко. Что случилось? Вода растекается по блюдечку, а если много налить,то она полется через край. Все это о чем говорит?
Вывод детей: что вода в жидком виде не иметь своей собственной формы.
(вывесить картину)
В природе вода принимает форму любого углубления, а если нет углубления,то она растекается.
Второй интересующий их вопрос: «Какого цвета вода?».
Ребята, а как вы думаете как можно определить какого цвета вода? А как мы с вами это докажем?
ответы детей.
(Возьмем из общего стола стакан с водой и сразу выберите картину- какая вам нравится. У вас на столах лежат разные мелкие предметы. Отпустите в стакан с водой. Видно? Возьмем картину и поставим ее за стаканом. Вам видно картину? Смотрите сверху, с боку. Значит она какая)
Вывод: вода прозрачная.
А всегда ли вода прозрачная? Проверим? Если мы в воду добавим краску, то вода станет какой? – Попробуйте добавить в воду краску любого цвета. Что получилось? Какого цвета стала вода? – красного. А почему красного цвета? А почему желтого цвета? И т. д.
Потому что мы добавили краску какого цвета? Посмотрите какая вода разноцветная? Как получилось? Бросаю мозаику, видно? Может картину будет видно? – нет, не видно?
Вывод: Вода в зависимости от краски меняет цвет.
Физкультминутка
Когда вода превращается в лед, то ее маленькие капельки т. е молекулы плотно прижимаются друг другу, как будто им холодно. Встанем плотно друг к другу и превратимся в лед.
- Солнце выглянуло, стало тепло, лед растаял и превратился в воду и растекся (ходьба змейкой)
- солнце стало еще сильнее греть и вода начала разлетаться, как легкие капельки пара. (Легкий бег по группе)
Уважаемые коллеги, сотрудники института воды задают нам следующий вопрос: есть ли у воды вкус?
-Ответы детей.
-Знаете вы вкус сахара, соли, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, хлеба, конфет, торта. Берите стаканчики с соломкой. Попробуйте через соломку воду. Есть ли у него вкус?
Можно назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде
Вывод: вода без вкуса. .
Вывесить картину.
- Следующий вопрос: Может ли вода менять вкус?
Насыпьте стакан сахарный песок и размешайте, что случилось с сахарным песком? Растаял. Попробуйте, соломкой? Какая стала вода? - сладкая. А теперь попробуйте добавить в стаканы соль,пробуйте. Теперь вода какая?
Вывод: вода меняет вкус в зависимости от того что добавили в воду. (сахар, соль)
Уважаемы коллеги, внимание! Институт воды прислал нам посылку для исследования. Я предлагаю посмотреть, вам интересно? Да
А здесь загадка, попробуйте отгадать:
Я вода да по воде же и плаваю.
Ответ: Лед
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Ответ: Лед
Ребята посмотрите что там? Что это? Это лед. Попробуйте взять лед в руки.
-Какой он?- холодный, твердый, гладкий, тает в руке.
-Почему лед тает? - от тепла руки. Что осталось в руке?- вода
Вывод: значит лед это замерзшая вода, вода в твердом состоянии.
Уважаемые коллеги у нас еще одно задание осталось, справимся.
-А что произойдет, если поставить воду на огонь?
Вода закипит.
А когда чайник кипит, что видите над чайником? - Пар. Вода стала газообразным.
У нас только что закипел чайник. Пар видите? Сейчас мы закроем емкость со стеклом, чуть подождем, что на стекле образовалось? Пар обратно превратился в воду
Вывод: Пар превратился в воду.
Итог:
Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Коллеги, что вы нового узнали из своих опытов? Какое состояние воды вы запомнили?
- вода бывает жидкой, твердой, газообразной.
Есть ли у воды запах, цвет, вкус? Что вам больше запомнилось и понравилось?
-Спасибо вам ребята за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды.
Вечером мы с вами напишем письмо в институт воды, и расскажем о своих опытах.