Галина Фролова
Конспект интеллектуально-развивающей НОД «Стихийные бедствия» для детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Стихийные бедствия»
Вид занятия: интеллектуально - развивающее.
Тип занятия: развитие естественно - научных представлений.
Возраст детей : 5 лет.
Способ организации детей на занятии : с подгруппой детей.
Предварительная работа:
-опыты с магнитом;
-домашнее задание - узнать, как можно написать и прочитать невидимое письмо;
-беседа о стихийных бедствиях;
Публикация «Конспект интеллектуально-развивающей НОД „Стихийные бедствия“ для детей 5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Наглядный дидактический материал:
- демонстрационный: телевизор для демонстрации видео стихийных бедствий, ноутбук для воспроизведения звуков стихийных бедствий; посылка с письмом, картой; ёмкость с водой, песком; утюг.
- раздаточный: мешочки с магнитами и лупами, магнитные удочки, сачки, схемы для конструирования, фломастеры, краски, кисточки, пластилин, разные виды конструктора.
Задачи обучения:
Уточнить представление детей о стихийных бедствиях (извержение вулкана, наводнение, землетрясение, ураган) и правилах поведения во время этих бедствий; о способах очищения водоёмов от мусора. Дать представление о способах написания тайных писем (соком лука, соком лимона, содой, молоком) и способах их чтения. Закрепить знания детей о свойствах магнита : притяжение железных предметов и их намагничивание через другие вещества.
Задачи развития:
Задачи воспитания:
Воспитывать у детей желание помогать тем, кто попал в беду.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам с детский сад пришла посылка. Адресована она детям 12 группы. Давайте посмотрим, что в ней.
Открываем посылку, достаем письмо, лист чистый. Дети говорят, что тут ничего не написано.
В: А может это невидимое письмо? Вы слышали о том, что можно писать такие письма? (Высказывания детей.)
-А как читать письма, написанные такими способами? (Высказывания детей.)
-Давайте попробуем прочитать наше письмо, используя горячий утюг.
-Ребята, можете ли вы сами, без взрослых, провести такой опыт? Почему?
Проглаживаем утюгом бумагу до появления на ней букв и читаем письмо: «Ребята, на наш город обрушились стихийные бедствия. Помогите! Железные человечки».
-Как вы думаете, почему человечки называют себя «железными»? Ответы детей.
-Как же нам им помочь (Дети высказывают предположения.)
Предлагаю детям посмотреть в посылке. Может быть, железные человечки прислали нам какие-нибудь подсказки?
Открываем посылку и обнаруживаем «флешку».
- Ребята, что это? Давайте посмотрим, что там?
Дети размещаются на полу на подушках. Воспитатель вставляет «флешку» в телевизор. На экране фотография красивого города железных человечков. Город стоит у подножия гор. На берегу реки. Дома в городе разные по форме и размеру.
-Все понятно, ребята, вот в каком городе жили железные человечки. И на этот замечательный город обрушились стихийные бедствия. А что такое «стихийные бедствия»?
(Ответы детей.)
Делаем вывод: Стихийные бедствия - это катастрофические природные явления, которые возникают внезапно и приводят к нарушению нормальной жизни людей, их гибели, разрушению домов.
-Как вы думаете, что чувствуют жители, на которых обрушились стихийные бедствия? (Ответы детей.)
-Поможем городу железных человечков?
-Но как нам попасть в их город? Может нам посылка поможет?
Смотрим в посылку, достаем карту.
-Что это? Только ничего не видно на этой карте. Она чем-то засыпана. Как же нам ее почистить? Здесь что-то очень колкое. (Дети предлагают способы очищения карты.)
-Руками можно? Почему?
-А смахнуть на пол можно? Почему?
-Как нам быть?
-Давайте заглянем в посылку. Может там еще что то есть?
Достаем мешочки с магнитами и лупами.
-Лупы нам могут помочь? Почему?
-А магниты?
-Давайте попробуем очистить карту. Что происходит? Почему? (Ответы детей.)
-Теперь мы можем рассмотреть карту.
-Куда мы должны отправиться в первую очередь?
Ищем с помощью луп цифру 1 на карте. Обнаруживаем, что она находится около вулкана, значит начинать надо с вулкана.
-Давайте обратимся к нашему экрану, он нам поможет перенестись к вулкану.
Просмотр видео извергающегося вулкана.
-Ребята, что это было?
-Что мы с вами наблюдали?
-А что такое вулкан? (это такое образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканически газы и камни).
-А что нужно делать людям, если началось извержение вулкана? Ответы детей.
-Правильно, нужно уйти как можно дальше, в безопасное место. Потому что от извержения вулкана можно пострадать. Видимо и наши человечки тоже ушли. Их тут нет. Отправляемся дальше.
Обращаемся к карте и выясняем, что «стрелочка» показывает нам путь от вулкана к реке.
Просмотр видео наводнения на реке.
-Ребята, что за шум? Что тут происходит? Ответы детей.
-Что такое наводнение? Наводнение- стихийное бедствие, когда волна выходит из берегов и растекается повсюду.
-Отчего происходит наводнение? Из-за скопления большого количества воды в реке в результате сильных дождей, из-за бурного таяния снега.
Подходим к «реке». (Емкость с водой, железными предметами и разным мусором).
-Посмотрите, весь мусор собрался в реке после наводнения. Как вы думаете это вредно для реки? Ответы детей.
-Мы можем помочь реке и ее обитателям? Как? Очистить ее.
-Что же нам поможет очистить реку? (Дети предлагают способы. Обсудив, решаем железные предметы доставать магнитами.)
С помощью удочек с магнитами дети достают из реки железные предметы.
- Ребята, в воде еще остался мусор. Почему вы его с помощью магнитов не смогли достать? Что же нам делать? (Дети предлагают разные варианты. Делаем вывод, что оставшийся мусор можно достать с помощью сачков).
- Почему мы и здесь не увидели железных человечков? ( Ответ: потому что они успели эвакуироваться в безопасное место).
- Куда нам идти дальше? Давайте посмотрим на карту? (Посмотрев на карту, дети видят, что надо идти на детскую площадку).
- Как вы думаете, какие стихийные бедствия могли обрушиться на детскую площадку? (Дети предлагают свои варианты).
Воспитатель предлагает детям сесть на подушки, закрыть глазки и послушать звук стихийного бедствия, которое обрушилось на детскую площадку. (На ноутбуке включаю звук урагана). Дети путем споров и обсуждений делают вывод, что это ураган.
- А что такое ураган? (Ураган- сильный ветер, дующий долгое время.)
Дети подходят к ёмкости с песком и рассматривают её.
- Посмотрите, ребята, что случилось с детской площадкой?
Мне кажется, под этими завалами песка может быть всё что угодно, даже железные человечки. Как нам проверить, что скрыто под песком? (Дети предлагают разные способы. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что копать руками опасно, копать специальными предметами долго, жители могут задохнуться в песке без воздуха и погибнуть).
- Ребята, давайте вспомним, какие человечки живут в этом городе? (Железные).
- Что же нам поможет достать их из песка? (Магниты)
Дети достают магнитами предметы из песка, среди них железные человечки.
- Молодцы. Мы спасли железных человечков. Оказывается, они не успели спастись от урагана. А что нужно было сделать человечкам, чтобы спастись? (Уйти в безопасное место.)
- Человечков мы спасли, но город железных человечков, так и не отыскали. Давайте посмотри по карте, куда нам двигаться дальше.
(Дети видят, что стрелка на карте показывает направление к городу.)
- А какое стихийное бедствие могло обрушиться на «город железных человечков»? (Дети предполагают.)
- Давайте, мы обратимся к нашей «флэшке». Она нам поможет услышать, что произошло в городе.
Дети садятся на подушки, закрывают глазка, воспитатель на ноутбуке включает аудио -запись звуков землетрясения.
- Ребята, что это за звук? (Дети рассуждают, предполагают.)
Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором макет города, разрушенного землетрясением.
- Что такое землетрясение? (Ответы детей.)
Землетрясение- это подземные удары и колебания земной поверхности.
Путем удара рукой снизу по крышке стола дети имитируют землетрясение и наблюдают еще более сильное разрушение домов.
- Посмотрите, мы нашли город железных человечков, но землетрясение разрушило все их дома. Как нам им помочь?
(Восстановить дома.)
- Но дома нужно не просто восстановить, дома нужно восстановить по схемам. (Воспитатель дает детям схемы домов и предлагает самим разобраться в постройках.)
- Но нам надо еще расселить железных человечков по домам. Посмотрите, каждый дом и человечек зашифрованы, разберитесь с этим шифром и расселите человечков. (Дома и человечки зашифрованы цифрами и цветами. Дети методом проб должны выяснить, что расселять человечков нужно не по цветам, а по цифрам.
Дети расселяют человечков.
-Ребята, давайте возьмемся за руки и сделаем круг вокруг города железных человечков.
-Вы - молодцы! Мы с вами спасли город!
-А как называют людей, которые спасают других? Спасатели.
-Какие предметы нам сегодня помогали? (Ответы и высказывания детей.)
-Скажите, вода в реке мешала магнитам притягивать предметы? А песок на детской площадке мешал?
-Как вы думаете, а сможет магнит притягивать железные предметы через дерево? (Дети предполагают.)
-Это ваше задание. Дома с мамами и папами попробуйте притянуть магнитом железные предметы через дерево, а завтра нам расскажете и покажете, что у вас получилось.
-Спасибо, ребята, вам за работу.