Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные рыбки»

Дарья
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные рыбки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные рыбки»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Программные задачи

Образовательные:

Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

Формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Удивительные рыбки“» размещена в разделах

Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие :

Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

Побуждать детей делать выводы.

Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.

Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Воспитывать умение работать в команде.

Воспитательные:

Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Прививать аккуратность.

Методы и приё мы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).

Наглядный (панно «геометрические рыбы», схемы, символы).

Практический (опытно-экспериментальная деятельность).

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Использование проблемных ситуаций и вопросов.

Использование ТСО (звуки моря, видеоклип).

Художественное слово (стихотворение, загадки).

Виды деятельности

Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Словарная работа

Упражнения в словообразовании: рыба морская, речная, озерная

Материалы

Ёмкости с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации речных рыб, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде, графическая модель «рыба», растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластовые, глобус, воздушный шарик.

Фонограмма

Звуки моря

Ход занятия.

1 часть

Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями. Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? Тогда удачи!

- На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Ребята, что это? (глобус)

- Верно, глобус – модель нашей земли.

- Какую форму он имеет? (форму шара)

- Что обозначают на глобусе синим цветом? (вода) А остальными цветам? (сушу, горы)

- Водоемы. Давайте посмотрим, где они. (показать пальчиком)

Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на Земле занимает вода.

- Какие водоемы вы знаете? (реки, озера, моря, океаны)

- Для многих животных вода – это дом.

- Сегодня мы поговорим об обитателях рек. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать? (можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке)

2 часть

Итак, отправляемся:

Надеваем наши гидрокостюмы

И прыгаем в воду!

- Посмотрите, что мы видим? (Дно покрыто песком и илом. Ил – осадок, слой земли на дне реки. Мы видим водные растения – водоросли)

Воспитатель вывешивает картинки дна на доску.

Ребенок 1: Посмотришь на реку

И кажется в ней

Нет ни мальков, ни окуней.

Только бежит голубая вода.

Но если поближе в нее заглянуть,

Сразу видишь, что это не так.

Ребенок 2: Вот под корягою прячется рак,

Рядом лини копошатся в грязи.

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши.

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет.

-

3 часть

Рыбы появились на Земле раньше динозавров (более 450 миллионов лет назад). Рыбы чувствуют боль, так же как люди, животные и птицы. Большинство рыб различает цвета, и использует их для камуфляжа или защиты собственной территории. Возраст рыбины можно определить по кольцам роста на ее чешуе. С годами количество чешуи у рыбы не увеличивается, она вместе с рыбой увеличивается в размерах. Самая тяжелая пресноводная рыба – осетр. Рыба потpебляет за сутки количество воды, pавное весу ее тела. Оказывается у рыб развито обоняние. Стоит заклеить ноздри рыбы, как она теряет способность ориентироваться.

Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке.

• Ухвачу-ка! Проглочу-ка!

Щелкает зубами….(щука)

- Сколько частей в слове ЩУКА (2) Давайте прохлопаем

• Он в самом омуте живет

Хозяин глубины.

Имеет длинные усы

А глазки чуть видны (сом)

- Сколько частей в слове СОМ (1)

- Что вы знаете о соме?

• Он колючий, но не еж,

А речная рыба …

(Ёрш)

- Сколько частей в слове ерш (1)

- Чтобы ерш не был таким сердитым, назовите его ласково. (ершик, а щука и т. д.

• Сидят рыбаки

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех… (окуней)

- Сколько частей в слове ОКУНЬ (2)

- Какого цвета у окуня плавники?

4 часть

Ребята, а если рыбы живут в море, то они какие? (морские)

В реке- (речные)

В озере – (озерные)

- Ребята скажите, а что общего у рыб? (тело, голова, плавники, хвост) Покажите эти части

- Какие геометрические фигуры использовали?

- На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы? (овал)

- Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде.

- Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

- Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

- Мы сейчас тоже ненамного побудет такими учеными.

5 часть

Опыт 1

Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.

- Посмотрите, что у нас происходит? (в первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается.)

- Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать)

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. Большинство видов рыб не имеет «заднего хода». Ставим схематичную карточку на мольберт

6 часть

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди? (воздухом)

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?

Опыт 2

В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.

- Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод:

В воде есть воздух. Ставим схематичную карточку на мольберт

И рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде. Рыба, меду прочим может утонуть, если в воде будет мало кислорода, она просто-напросто задохнется.

- А как может получиться, чтобы рыбе было нечем дышать? (Человек загрязняет реки)

- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.) Ставим схематичную карточку на мольберт

7 часть

Физминутка

- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Разминая поясницу мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть!

8 часть

Развивающая игра "Тонет - не тонет"

- несколько небольших предметов, которые не тонут;

- несколько небольших предметов, которые тонут;

- емкость с водой.

Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: "Тонет или не тонет?". И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если ее погрузить на дно емкости, и так далее.

- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

9 часть

Опыт 3

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

- Почему он не всплывает?

Вывод:

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь. Рядом (напротив) с плавательным пузырем находятся вибрирующие мускулы которые рыбы используют для производства звука, т. к. у рыб нет голосовых связок, для передачи сообщений друг другу они используют звуки низких тонов, они рычат, визжат, стонут, скрипят, свистят, трещат костями и скрипят зубами.

Ставим схематичную карточку на мольберт

10 часть

Сюрпризный момент

А сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, эта частичка может быть в каждом доме

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы. (Аквариум)

Смотрите, художник что-то забыл, как вы думаете что?

Игра «Доделай чего не хватает» Апликация

Итог

Рефлексия

- Сегодня вы были настоящими учеными, работающими на подводной лодке. Молодцы!

- Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

- Что же мы узнали сегодня?

• Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста

• В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

• У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть

• Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

Наполеон терпеть не мог запаха тухлой рыбы. Именно он объявил большую награду тому, кто изобретет наиболее подходящий способ сохранения продуктов, что привело к созданию консервов.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чудесные пуговицы» Задачи: 1. Знакомить с историей появления пуговиц и способствовать получению детьми элементарных представлений об их особенностях; 2.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Помогите коту Леопольду» Программное содержание: Учить детей складывать квадрат в разных направлениях, четко совмещать стороны и углы; продолжать учить вырезать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные рыбки»
Опубликовано: 28 мая 2015 в 09:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД