Ольга Пискунова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр НЬЮТОН г. Челябинска»
МАОУ «НЬЮТОН г. Челябинска»
ул. 250-летия Челябинска, д. 46, г. Челябинск, 454003, e-mail : maouoc4@mail.ru;
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Моя семья» для детей старшей группы
Составил: воспитатель
гр. «Стрижата»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Пискунова
Ольга Вениаминовна
Челябинск, 2020г.
Цель: воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста через любовь к семье.
Задачи:
1. Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»;
2. Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
3. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.
4. Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);
5. Продолжать учить детей составлять коллективную аппликацию, желание работать сообща.
Оборудование:
Фланелеграф, фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, семейные фото, ватман, цветная бумага, муз. центр, музыка фоновая для детского творчества.
Предварительная работа:
Рисунки детей на тему «Моя семья»; обсуждение пословиц о семье; сюжетно-ролевая игра «Семейные хлопоты», «Путешествуем на поезде всей семьей», рассматривание альбома «Наша семья». Разучивание стихотворений по семью.
Литература:
Чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», В. Руссу «Моя мама», Р Гамзатов «Дедушка», Е. Серова «Мой папа».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у него-то не было…"
(выставляется фигурка мальчика на фланелеграф).
- А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком?
(Предложить детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи.)
- Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? Ответы детей (Семья).
Воспитатель: - Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель: - Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
- Я предлагаю дидактическую игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.
- Зачем человеку семья? Ответы детей. (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)
Воспитатель: - Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.)
- Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения.
Дети читают стихи:
1 ребенок.
«Моя мама» (В. Руссу).
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
2 ребенок.
«Мой папа»(Е. Серова)
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
3 ребенок.
«Дедушка» (Р. Гамзатов)
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
На зарядке солнышко рядом видит нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз»!
И водой холодною, прямо из ручья,
Вместе умываемся: дедушка и я.
4 ребенок.
«Моя бабушка»(А. Костецкий)
Дай, бабуся, поцелую
В волосах твои сединки,
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку
От тепла они растают,
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают…
Воспитатель: - Какие замечательные стихи приготовили дети про своих родственников, с какой теплотой они их рассказали. А давайте мы немного поиграем?
Игра «Назови, кто кем кому приходится».
Кем приходится мальчик маме? (Сыном)
Кем приходится девочка папе? (дочерью)
А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)
А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)
Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)
А он ей? (Братом)
Воспитатель: - Ребята, вы справились с таким сложным заданием! Как вы думаете, какие бывают семьи? (ответы детей).
Воспитатель: - Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные.
- Расскажите о своей семье : какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию)
Воспитатель: - Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы. (Предположения детей). (Воспитатель наводящими вопросами помогает). Членов семьи можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Мужчина- глава семьи, отец своих детей, защитник жены и детей, а женщина- хранительница домашнего очага; вместе они воспитывают своих детей. Как только ребенок родился ему дают имя. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. В Древней Руси имен было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава и др. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, такие как Андрей - мужественный, Максим - величайший, Марина - морская. (по возможности подобрать значения имен всех детей группы)
Воспитатель: - Кроме имени, у каждого человека есть отчество. Если мы хотим показать уважение к человеку, мы его называем по имени, отчеству. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать свое отчество легко - происходит от имени отца. Если у тебя папу зовут Сергей, то ты Сергеевич…
(Дети, вспоминая имена пап, образуют свое отчество.)
Воспитатель: - Предлагаю поиграть в интересную игру «Солнышко и тучка». Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы помогли маме вымыть посуду?
На прогулке испачкали куртку?
Убрали за собой игрушки?
Заботишься о бабушке, она приболела?
Подрался с другом?
Помог папе в хозяйственных делах?
Поздравил деда с днем рождения?
Забыл покормить своего питомца?
Воспитатель: - Посмотрите на фланелеграф, теперь у нашего мальчика есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом. Где они будут жить счастливо! Теперь ребята, вы тоже можете наклеить свои домики на ватман, и у нас получится небольшой город, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать. Подойдите к столам, здесь цветная бумага приготовлена для аппликации дома: приготовьте детали: стена, крыша, окно, дверь – разложите, а затем наклеивайте аккуратно все в определенной последовательности. Звучит фоновая музыка для детского творчества. Дети работают (Воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям).
Воспитатель: - Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить! А в новые дома заселятся другие семьи.
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.
Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье? - Ребята, пожелайте своей семье что-то сердечное, доброе. (Я люблю свою семью, потому что она)