Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»

Людмила Никитина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширение представления детей об окружающем мире:

- развитие у детей о химических свойствах веществ;

- развития у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие представлений о свойствах;

2. развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками, при проведении экспериментов;

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: сравнение и обобщение;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие в подводное царство“» размещена в разделах

4. Социально-личностное развитие ребё нка:

- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.

5. Развитие словарного запаса детей.

Материал: аудиозапись «Под водой», фонограмма «Танец утят», песня «Семья медуз», аудиозапись тихая спокойная музыка, материалы для проведения экспериментальной работы.

Предварительная работа: работа с энциклопедиями, игры-экспериментирования, дидактические игры, рассматривание плакатов «Морские обитатели», чтение книги Ю. Дорошкин «Школа семи гномов», чтение книги Т. Шорыгина «Рыбы». Беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки. Работа в лаборатории.

Оформление группы: подводное царство

Дети входят в группу. На берегу моря сидит магистр.

Воспитатель и дети: Здравствуйте.

Воспитатель удивлено и внимательно рассматривает магистра.

Воспитатель: Уважаемый, а вы кто? И почему вы такой печальный и грустный?

Магистр: Я великий магистр!

Я знал о море много тайн.

Нептун мне другом был.

Однажды шторм морской большой

Мне книгу знаний смыл.

И в пене потерялось всё :

История глубин,

Морских растений и медуз,

Морской воды и рыб.

Воспитатель: Ребята у магистра случилась беда? Мы можем помочь ему?

Дети: Да.

Воспитатель: А как мы можем помочь магистру.

Дети (по очереди отвечают) : Нужно опуститься на морское дно. Собрать материалы. Исследовать их. Приготовить доклад для магистра.

Воспитатель: Молодцы. Но сначала давайте вспомним, какие методы исследовательской деятельности вы знаете

Воспитатель берет и показывает по одной карточке, на которой изображены методы исследовательской деятельности.

Дети (по очереди отвечают) : Нужно подумать и выбрать тему. Спросить у другого. Узнать из книги, посмотреть телепередачу. Внимательно посмотреть. Потрогать руками. Позвонить другу или знакомому по телефону, узнать информацию из компьютера.

Воспитатель: Ребята, мы повторили с вами методы исследования. А вот тему для исследования выберите по желанию.

Воспитатель берёт карточки с темами исследования. Дети выбирают тему.

Воспитатель: Не волнуйся уважаемый магистр. Ребята юные исследователи и сегодня мы отправляемся в путешествие на морское дно. Дети обещают помочь вам. Они исследуют подводную жизнь и приготовят вам доклады для новой книги.

Магистр: Есть у меня шестеро слуг

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде

Зовут их: «Как и Почему?

Кто? Что? Когда? и Где?».

Вы тоже на помощь

Возьмите всех слуг.

Но знайте, они не просты.

Колючи, опасны и очень остры.

Не пейте из моря воды.

В подводном миру, далеко под водой,

Всё новое будет для Вас.

Леса и кораллы и рыбы под час,

Готовят ребятам беду.

Глаза берегите, не злите пилу

Так рыбу морскую зовут.

И что за чудо пароход

С фонтаном там плывёт.

Вы будьте внимательны и осторожны.

Песок не мутите, не делайте шума.

К царю обратитесь, как другу морскому.

И будет указана верной дорога.

Воспитатель: Спасибо, уважаемый магистр. Ребята, прежде чем отправится в путешествие, возьмите необходимый материал.

Дети подходят каждый к своему столу и берут необходимый материал. Встают по одному в корабль. Звучит музыка, уносит детей на морское дно. Корабль останавливается, дети выходят из корабля, и начинают, ходит по дну морскому, всё изучают.

Воспитатель: Ребята куда мы попали? Мне кажется это и есть морское дно.

Дети: Да, это морское дно.

Дети всё рассматривают, входит царь. Он рассержен.

Морской Царь: Кто здесь шумит? Почему морской песок взболмочен? Кто мои владения потревожил.

Дети остаются на своих местах, там, где рассматривали.

Воспитатель: Ваше Морское Величество, мы попали на дно морское не случайно. Здесь так красиво, интересно и необычно! Покажите, пожалуйста, нам своё царство.

Один ребёнок прислоняется к царю и ласково говорит.

Ребё нок: А может, и подарки на землю подарите?

Царь: Ну что ж, приветствую всех Вас

Под водой, в глубине у нас.

А скажите мне о том,

Вам подводный мир знаком?

Царство моё огромное,

Так быстро не обойдёшь.

Позову - ка я морских коньков

Нет быстрее горбунков.

Появляются три морских конька.

Коньки: Ваше морское Величество, вы нас звали?

Царь: Три морских конька,

В волнах закружитесь,

Всё гостям дорогим

В царстве покажите.

Коньки: Здесь у нас под водой

Кое – где леса растут.

И кораллы тут цветут.

Есть у рыб и разговоры,

Возникают даже споры.

А ещё бывают пляски

Рыбьи пляски не видали?

Повторяйте всё за нами.

Звучит музыка. Коньки танцуют с детьми. Коньки уходят. Под музыку появляются медузы.

Воспитатель: А это кто?

Медузы: Мы весёлые медузы!

Мы похожи на арбузы!

Звучит музыка, медузы танцуют.

Воспитатель: Очень страшные морские создания. Они так не похожи на рыб. Правда, ребята?

Дети: Да.

Пока воспитатель говорит слова, медузы опутывают детей водорослями и уходят.

Воспитатель: Царь Морской помогите, нас запутали в водорослях.

Царь подходит и распутывает водоросли.

Царь: Иду, иду! Помогу, помогу!

Воспитатель: Спасибо, Ваше Морское Величество.

Царь (в полголоса) : Ребята, сейчас я вам покажу жизнь подводного царства. Много интересных существ живёт на морском дне. Подойдите все ко мне.

Воспитатель и дети подходят к царю. Морской царь начинает свой рассказ. Раздвигает водоросли и показывает детям рыбу меч.

Царь: Вот здесь живёт очень опасная рыба-меч.

Она нагоняет страх даже на бывалых моряков.

Она легко пробивает борта лодки,

Рвёт рыбацкие сети.

Давайте пройдём мимо неё тихо, тихо.

Царь продолжает свой рассказ: А ещё в моём царстве есть чудо - чудное, диво - дивное – летучие рыбки. Спасаясь от хищников, они разгоняются под водой, выпрыгивают из воды, парят в воздухе.

Воспитатель: А это что за красивый цветок?

Царь: Да нет, это не цветок, а морское животное – актиния. Рыбы подплывают к похожим на лепестки щупальцам, те обжигают и захватывают добычу. Актиния не умеет сама передвигаться. Её «транспорт» - рак - отшельник.

Воспитатель: Да! У Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. У вас очень красиво. Но только заскучали мы по дому, хотим на землю – матушку, к берёзкам белым да к солнышку ясному.

Ребёнок (который прижимался к царю) : Ваше Морское Величество, Вы же нам подарки, обещали!

Царь: Так и быть! Обещал, сдержу слово. Выбирайте подарки.

Дети выбирают подарки.

Воспитатель: Ребята, все взяли подарки.

Дети: Да.

Воспитатель: Занимайте места в корабле.

Дети становятся в корабль. Благодарят царя. Прощаются. Играет музыка. Дети возвращаются на землю.

Воспитатель: Ребята! Мы ведь с вами не простые подарки получили. Что мы будем, сними делать?

Дети: Мы их исследуем, проведём эксперименты и приготовим доклады в помощь магистру.

Дети одевают халаты. Проходят каждый к своему столу, на котором лежит папка – исследователи, весь необходимы материал. Начинают исследовательскую деятельность. Играет тихая музыка

Воспитатель: Ребята, заканчиваем свою работу, убираем рабочее место. И подходим все ко мне.

Дети подходят к воспитателю со своими папками. Все вместе подходят к магистру.

Воспитатель: Ребята, а вот и магистр. Он ждёт наши исследовательские работы.

Магистр: Я рад с вами новой встречи

Мне интересно с вами друзья.

И ваши исследовательские ответы

С интересом выслушаю я.

Расскажите, что Вы наблюдали,

Выводы сделали и рассуждали.

А чтобы знания ваши пошли бы в прок

Книга появится, в ней будет толк.

По очереди рассказывают свои доклады. Вручают папку.

Магистр, благодарит детей, уходит. Дети прощаются со всеми. Уходят дети, а за ними магистр.

Экспериментально исследовательская деятельность по изучению морского дна

Вода

Материал: ёмкость с водой морской (солёная вода, ванильный сахар, молоко (белая гуашь, камешки, песок, сахарный песок, ёмкости разной формы, марля, гуашь, кисточка, 2 ложки, 2 стакана.

Опыт № 1

а) Ребёнок смотрит через ёмкость с водой – видит окружающих, значит вода прозрачная, чистая.

б) Переливает воду из одного стакана в другой через марлю. На марле нет грязи, значит вода чистая.

в) Берёт 2 стакана. Один с чистой водой, другой с молоком. Опускает в оба стакана камешки. В стакане с водой камешек видно, с молоком нет. Вода прозрачная, читая, молоко нет.

Опыт № 2

В воду добавляет краску. Вода окрашивается, несёт в холодильник.

Опыт № 3

Переливает воду из одного стакана в другой. Вода из одного сосуда переливается в другой. Один сосуд стал полным, другой пустой. Значит вода жидка, течет.

Опыт № 4

Ребёнок подносит ёмкость с водой к носу – запаха нет. Добавляет ванильный сахар. Вода приобретает запах.

Опыт № 5

Ребёнок наливает воду в разные формы, и вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 6

а) Насыпает в одну ёмкость песок – он не растворяется, в другую ёмкость сахар – он растворился.

б) Пробует кончиком языка сначала простую воду, затем морскую, потом сладкую.

Вывод:

1. Вода чистая, прозрачная, потому что мы смогли рассмотреть морское дно, на марле не было осадка, в стакане с молоком камни не видно, а в воде видно.

2. Вода жидкая, она может течь.

3. Не имеет запаха, но если в нее добавить другое вещество, например ванильный сахар, который в ней растворяется – приобретает запах.

4. Может приобретать форму того предмета, в которую её наливаем.

5. Одни вещества растворяются в воде, например сахар и соль, другие нет, например песок. Морская вода соленая.

6. Вода может приобретать цвет, в который её окрашивают. На холоде вода замерзает и превращается в лёд.

Песок

Материал: 2 блюда с сухим и мокрым песком, весы, 2 ёмкости с песком (сухо и мокрый, палочка, лупа, подносы сухим и мокрым песком, магнит, ложка.

Опыт № 1

Ребёнок берёт песок (он должен быть сухим, пересыпает из стакана в стакан, он сыпется. Затем берёт мокрый песок. Он не сыпется.

Опыт № 2

Сначала берёт сухой песок, насыпает в форму, переворачивает на поднос. Форму сухой песок не держит. Затем берёт мокрый песок, проделывает то же самое, что и с сухим, на подносе осталась форма. Мокрый песок держит форму.

Опыт № 3

Ребёнок берёт весы, сначала насыпает ложечкой сухой песок, затем мокрый в другую чашку весов. Мокрый песок перевешивает сухой, так как он тяжелее.

Опыт № 4

Ребёнок рисует палочкой сначала на сухом песке, затем на мокром. На мокром песке следы от палочки видны лучше, чем на сухом.

Опыт № 5

Ребёнок берёт палочку, сначала вставляет её в ёмкость с сухим песком, затем в ёмкость с мокрым песком.

Опыт № 6

Ребёнок берёт магнит и кладёт его на песок, к магниту прилипают частички металла, рассматривает песок через лупу.

Опыт № 7

В ёмкость с водой насыпает сухой песок – он опускается на дно емкости.

Вывод:

Я рассмотрел сухой и мокрый песок.

1. Сухой песок светлый, сыпучий. Мокрый песок тёмный, холодный.

2. Из мокрого песка легко лепить и делать любую форму.

3. Мокрый песок тяжелее, чем сухой.

4. На влажном песке легко рисовать.

5. В сухой песок легко входит палочка, а в мокрый тяжело, поэтому те корабли, которые потерпели аварию, лежат на морском дне.

6. Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг другу, но зато к магниту прилипли частички металла, значит в песке есть метал.

7. Песок тяжёлый, он опускается на дно ёмкости.

Камни

Материал: камни морские и речные, коробочки разных размеров соответственно камней, кусочек пластилина, клеенка, лупа, молоток, 2 ёмкости с водой, деревянный брусок, гвоздики.

Опыт № 1

Гладит камни рукой – есть гладкие и шероховатые. Берёт каждый камень и рассматривает форму.

Опыт № 2

а) Пытается отломить кусочек от камня. Не ломается.

б) Сначала ребёнок лепит из пластилина. Затем пытается лепить из камня. Не получается.

в) Ребёнок берет деревянный брусок и вбивает молотком гвоздь, гвоздь легко входит в брусок. Затем пробует вбить гвоздь в камень. Не получается.

Опыт № 3

Нюхает камни, запаха не имеют.

Опыт № 4

Ребёнок кладёт камень в ёмкость с водой. Камень тонет. Тоже самое проделывает с деревянным брусочком. Он не тонет.

Вывод:

1. Все морские камни имеют круглую и овальную форму. Морские камни гладкие, их обтачивает морская вода. Морские камни темнее, сухие светлее.

2. Камни твёрдые, крепкие. Потому что от камня нельзя отломить кусочек, и в бить в него гвоздь.

3. Камни не имеют запаха.

4. Они тяжёлые, потому что тонут в воде.

Рыбы

Материал: 2 рыбы (камбала, сельдь, подносы, резиновые перчатки, 2 слайда (внутреннее строение рыбы)

Опыт № 1

Ребёнок сравнивает размер рыб. Берет линейку, измеряет сельдь.

Опыт № 2

Ребёнок рассматривает и сравнивает форму рыб.

Опыт № 3

Рассматривает и сравнивает глаза рыб.

Опыт № 4

Сравнивает хвост, плавники.

Опыт № 5

Сравнивает чешую руб.

Опыт № 6

Рассматривает на компьютере слайды и сравнивает внутреннее строение рыб.

Вывод:

Я исследовала морские рыбы – камбалу и сельдь. Камбала имеет овальную и круглую форму. Она всегда лежит на дне моря. Компьютер помог мне узнать причину. У неё нет плавательного пузыря. Нижняя сторона камбалы светлая, потому что она лежит на морском дне, а верхняя тёмная. Рыба имеет два глаза на правой стороне.

У сельди наоборот тело стройное, удлиненное, покрытое серебристыми чешуйками. Бока и брюшко сельди светлее, чем спинка. Сель рыба не крупная, моя рыба 17см. Она хорошо плавает в отличие от камбалы, потому что у неё есть плавательный пузырь. Сельди держатся стаями, по одиночки не плавают.

«Рыба-лежебока»

Эта рыба – лежебока,

Прячется она глубоко.

Средь камней она лежит

И добычу сторожит.

А узор цветной на ней

Повторит узор камней

И ракушек в глубине

Рядом с камбалой на дне.

Стала рыба невидимкой

Словно бы укрылась дымкой.

Водоросли

Материал: морская капуста, трубочка для коктейля, микроскоп, бутылка, пластилин, энциклопедия, ёмкость с водой, пипетка.

Опыт № 1

Берёт бутылочку (небольшую, наливает воды в неё, засовывает туда морскую капусту, замазывает отверстие хорошо пластилином, вставляет трубочку, так чтобы он конец трубки не доходил до воды. Идут на листочке пузыри, значит, растение дышит, в листьях есть кислород.

Опыт № 2

Рассматривает лист морской капусты через микроскоп.

Опыт № 3

Берёт энциклопедию, читает о водорослях.

Вывод:

На морском дне очень много водорослей разной формы и окраски. Я изучила морскую капусту. Морская капуста растёт рядом с берегом.

1. Опыт показал, что водоросли дышат.

2. Микроскоп помог мне прийти к выводу, что водоросли живые существа, потому что они состоят из клеток, так же как и мы.

3. В книги я прочла, что в морской капусте много йода, а это важный материал для лекарств.

Список литературы

1. Дорожин Ю. «Школасеми гномов», издательство «Мозаика - синтез»

2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», (подготовительная группа, учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2008г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10 2004г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание», № 12 2005г.

5. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», М. : Линка-Пресс, 2007г.

6. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград: Учитель, 2011г.

7. Нищева Н. М. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», «Детство - Пресс», 2010г.

8. Пастюк О. В., Флорова А. Н. «Организация экспериментальной площадки в ДОУ», М. : ТЦ Сфера, 2007г.

9. Пенькова Л. А. «Под парусом Лето плывёт по Земле», М. : Линка-Пресс, 2006г.

10. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду», Самара: издательство «Учебная литература», 2004г.

11. Тугушева Г. П., А. Е. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», «Детство - Пресс», 2008г.

12. Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?», Москва, 2008г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Подводное царство» Тема занятия: Подводное царство. Цель занятия: создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: расширять и систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной.

Конспект НОД по ручному труду «Подводное царство» Программное содержание. 1. Продолжать знакомить детей с обитателями моря. Обращать внимание на их красоту и разнообразие. Показать детям.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство Чёрного моря» Цель: Развивать творческую активность детей, мелкую моторику рук. Закреплять представления об обитателях подводного мира. Продолжать знакомить.

Конспект ННОД «Путешествие в подводное царство-государство» Тема: «Путешествие в подводное царство-государство». Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное.

Конспект образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию Тема: «Путешествие в зимнее царство искусств» Конспект совместно образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зимнее царство.

«Путешествие в подводное царство». Конспект занятия «Готовность детей к школьному обучению» Цель: Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие разговорной речи, коммуникативных навыков,.

Конспект занятия «Путешествие в подводное царство» (для детей второй младшей группы) Программное содержание: 1. Развитие умения анализировать структуру объекта- узнавать и называть части тела рыбки- голова, тело, плавники.

Проект «Путешествие в подводное царство»Проект «Путешествие в подводное царство» Современное дошкольное образование предполагает использование эффективных педагогических технологий, направленных на развитие логического.

Занятие по математике сюжетного типа в подготовительной группы «Путешествие в подводное царство» Занятие по математике сюжетного типа в подготовительной группе. «Путешествие в подводное царство»Программные задачи:Обучающие. 1. Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 17:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Никитина (УИ 178028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД