Людмила Никитина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представления детей об окружающем мире:
- развитие у детей о химических свойствах веществ;
- развития у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие представлений о свойствах;
2. развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками, при проведении экспериментов;
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: сравнение и обобщение;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие в подводное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
4. Социально-личностное развитие ребё нка:
- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.
5. Развитие словарного запаса детей.
Материал: аудиозапись «Под водой», фонограмма «Танец утят», песня «Семья медуз», аудиозапись тихая спокойная музыка, материалы для проведения экспериментальной работы.
Предварительная работа: работа с энциклопедиями, игры-экспериментирования, дидактические игры, рассматривание плакатов «Морские обитатели», чтение книги Ю. Дорошкин «Школа семи гномов», чтение книги Т. Шорыгина «Рыбы». Беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки. Работа в лаборатории.
Оформление группы: подводное царство
Дети входят в группу. На берегу моря сидит магистр.
Воспитатель и дети: Здравствуйте.
Воспитатель удивлено и внимательно рассматривает магистра.
Воспитатель: Уважаемый, а вы кто? И почему вы такой печальный и грустный?
Магистр: Я великий магистр!
Я знал о море много тайн.
Нептун мне другом был.
Однажды шторм морской большой
Мне книгу знаний смыл.
И в пене потерялось всё :
История глубин,
Морских растений и медуз,
Морской воды и рыб.
Воспитатель: Ребята у магистра случилась беда? Мы можем помочь ему?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы можем помочь магистру.
Дети (по очереди отвечают) : Нужно опуститься на морское дно. Собрать материалы. Исследовать их. Приготовить доклад для магистра.
Воспитатель: Молодцы. Но сначала давайте вспомним, какие методы исследовательской деятельности вы знаете
Воспитатель берет и показывает по одной карточке, на которой изображены методы исследовательской деятельности.
Дети (по очереди отвечают) : Нужно подумать и выбрать тему. Спросить у другого. Узнать из книги, посмотреть телепередачу. Внимательно посмотреть. Потрогать руками. Позвонить другу или знакомому по телефону, узнать информацию из компьютера.
Воспитатель: Ребята, мы повторили с вами методы исследования. А вот тему для исследования выберите по желанию.
Воспитатель берёт карточки с темами исследования. Дети выбирают тему.
Воспитатель: Не волнуйся уважаемый магистр. Ребята юные исследователи и сегодня мы отправляемся в путешествие на морское дно. Дети обещают помочь вам. Они исследуют подводную жизнь и приготовят вам доклады для новой книги.
Магистр: Есть у меня шестеро слуг
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде
Зовут их: «Как и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?».
Вы тоже на помощь
Возьмите всех слуг.
Но знайте, они не просты.
Колючи, опасны и очень остры.
Не пейте из моря воды.
В подводном миру, далеко под водой,
Всё новое будет для Вас.
Леса и кораллы и рыбы под час,
Готовят ребятам беду.
Глаза берегите, не злите пилу
Так рыбу морскую зовут.
И что за чудо пароход
С фонтаном там плывёт.
Вы будьте внимательны и осторожны.
Песок не мутите, не делайте шума.
К царю обратитесь, как другу морскому.
И будет указана верной дорога.
Воспитатель: Спасибо, уважаемый магистр. Ребята, прежде чем отправится в путешествие, возьмите необходимый материал.
Дети подходят каждый к своему столу и берут необходимый материал. Встают по одному в корабль. Звучит музыка, уносит детей на морское дно. Корабль останавливается, дети выходят из корабля, и начинают, ходит по дну морскому, всё изучают.
Воспитатель: Ребята куда мы попали? Мне кажется это и есть морское дно.
Дети: Да, это морское дно.
Дети всё рассматривают, входит царь. Он рассержен.
Морской Царь: Кто здесь шумит? Почему морской песок взболмочен? Кто мои владения потревожил.
Дети остаются на своих местах, там, где рассматривали.
Воспитатель: Ваше Морское Величество, мы попали на дно морское не случайно. Здесь так красиво, интересно и необычно! Покажите, пожалуйста, нам своё царство.
Один ребёнок прислоняется к царю и ласково говорит.
Ребё нок: А может, и подарки на землю подарите?
Царь: Ну что ж, приветствую всех Вас
Под водой, в глубине у нас.
А скажите мне о том,
Вам подводный мир знаком?
Царство моё огромное,
Так быстро не обойдёшь.
Позову - ка я морских коньков
Нет быстрее горбунков.
Появляются три морских конька.
Коньки: Ваше морское Величество, вы нас звали?
Царь: Три морских конька,
В волнах закружитесь,
Всё гостям дорогим
В царстве покажите.
Коньки: Здесь у нас под водой
Кое – где леса растут.
И кораллы тут цветут.
Есть у рыб и разговоры,
Возникают даже споры.
А ещё бывают пляски
Рыбьи пляски не видали?
Повторяйте всё за нами.
Звучит музыка. Коньки танцуют с детьми. Коньки уходят. Под музыку появляются медузы.
Воспитатель: А это кто?
Медузы: Мы весёлые медузы!
Мы похожи на арбузы!
Звучит музыка, медузы танцуют.
Воспитатель: Очень страшные морские создания. Они так не похожи на рыб. Правда, ребята?
Дети: Да.
Пока воспитатель говорит слова, медузы опутывают детей водорослями и уходят.
Воспитатель: Царь Морской помогите, нас запутали в водорослях.
Царь подходит и распутывает водоросли.
Царь: Иду, иду! Помогу, помогу!
Воспитатель: Спасибо, Ваше Морское Величество.
Царь (в полголоса) : Ребята, сейчас я вам покажу жизнь подводного царства. Много интересных существ живёт на морском дне. Подойдите все ко мне.
Воспитатель и дети подходят к царю. Морской царь начинает свой рассказ. Раздвигает водоросли и показывает детям рыбу меч.
Царь: Вот здесь живёт очень опасная рыба-меч.
Она нагоняет страх даже на бывалых моряков.
Она легко пробивает борта лодки,
Рвёт рыбацкие сети.
Давайте пройдём мимо неё тихо, тихо.
Царь продолжает свой рассказ: А ещё в моём царстве есть чудо - чудное, диво - дивное – летучие рыбки. Спасаясь от хищников, они разгоняются под водой, выпрыгивают из воды, парят в воздухе.
Воспитатель: А это что за красивый цветок?
Царь: Да нет, это не цветок, а морское животное – актиния. Рыбы подплывают к похожим на лепестки щупальцам, те обжигают и захватывают добычу. Актиния не умеет сама передвигаться. Её «транспорт» - рак - отшельник.
Воспитатель: Да! У Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. У вас очень красиво. Но только заскучали мы по дому, хотим на землю – матушку, к берёзкам белым да к солнышку ясному.
Ребёнок (который прижимался к царю) : Ваше Морское Величество, Вы же нам подарки, обещали!
Царь: Так и быть! Обещал, сдержу слово. Выбирайте подарки.
Дети выбирают подарки.
Воспитатель: Ребята, все взяли подарки.
Дети: Да.
Воспитатель: Занимайте места в корабле.
Дети становятся в корабль. Благодарят царя. Прощаются. Играет музыка. Дети возвращаются на землю.
Воспитатель: Ребята! Мы ведь с вами не простые подарки получили. Что мы будем, сними делать?
Дети: Мы их исследуем, проведём эксперименты и приготовим доклады в помощь магистру.
Дети одевают халаты. Проходят каждый к своему столу, на котором лежит папка – исследователи, весь необходимы материал. Начинают исследовательскую деятельность. Играет тихая музыка
Воспитатель: Ребята, заканчиваем свою работу, убираем рабочее место. И подходим все ко мне.
Дети подходят к воспитателю со своими папками. Все вместе подходят к магистру.
Воспитатель: Ребята, а вот и магистр. Он ждёт наши исследовательские работы.
Магистр: Я рад с вами новой встречи
Мне интересно с вами друзья.
И ваши исследовательские ответы
С интересом выслушаю я.
Расскажите, что Вы наблюдали,
Выводы сделали и рассуждали.
А чтобы знания ваши пошли бы в прок
Книга появится, в ней будет толк.
По очереди рассказывают свои доклады. Вручают папку.
Магистр, благодарит детей, уходит. Дети прощаются со всеми. Уходят дети, а за ними магистр.
Экспериментально исследовательская деятельность по изучению морского дна
Вода
Материал: ёмкость с водой морской (солёная вода, ванильный сахар, молоко (белая гуашь, камешки, песок, сахарный песок, ёмкости разной формы, марля, гуашь, кисточка, 2 ложки, 2 стакана.
Опыт № 1
а) Ребёнок смотрит через ёмкость с водой – видит окружающих, значит вода прозрачная, чистая.
б) Переливает воду из одного стакана в другой через марлю. На марле нет грязи, значит вода чистая.
в) Берёт 2 стакана. Один с чистой водой, другой с молоком. Опускает в оба стакана камешки. В стакане с водой камешек видно, с молоком нет. Вода прозрачная, читая, молоко нет.
Опыт № 2
В воду добавляет краску. Вода окрашивается, несёт в холодильник.
Опыт № 3
Переливает воду из одного стакана в другой. Вода из одного сосуда переливается в другой. Один сосуд стал полным, другой пустой. Значит вода жидка, течет.
Опыт № 4
Ребёнок подносит ёмкость с водой к носу – запаха нет. Добавляет ванильный сахар. Вода приобретает запах.
Опыт № 5
Ребёнок наливает воду в разные формы, и вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 6
а) Насыпает в одну ёмкость песок – он не растворяется, в другую ёмкость сахар – он растворился.
б) Пробует кончиком языка сначала простую воду, затем морскую, потом сладкую.
Вывод:
1. Вода чистая, прозрачная, потому что мы смогли рассмотреть морское дно, на марле не было осадка, в стакане с молоком камни не видно, а в воде видно.
2. Вода жидкая, она может течь.
3. Не имеет запаха, но если в нее добавить другое вещество, например ванильный сахар, который в ней растворяется – приобретает запах.
4. Может приобретать форму того предмета, в которую её наливаем.
5. Одни вещества растворяются в воде, например сахар и соль, другие нет, например песок. Морская вода соленая.
6. Вода может приобретать цвет, в который её окрашивают. На холоде вода замерзает и превращается в лёд.
Песок
Материал: 2 блюда с сухим и мокрым песком, весы, 2 ёмкости с песком (сухо и мокрый, палочка, лупа, подносы сухим и мокрым песком, магнит, ложка.
Опыт № 1
Ребёнок берёт песок (он должен быть сухим, пересыпает из стакана в стакан, он сыпется. Затем берёт мокрый песок. Он не сыпется.
Опыт № 2
Сначала берёт сухой песок, насыпает в форму, переворачивает на поднос. Форму сухой песок не держит. Затем берёт мокрый песок, проделывает то же самое, что и с сухим, на подносе осталась форма. Мокрый песок держит форму.
Опыт № 3
Ребёнок берёт весы, сначала насыпает ложечкой сухой песок, затем мокрый в другую чашку весов. Мокрый песок перевешивает сухой, так как он тяжелее.
Опыт № 4
Ребёнок рисует палочкой сначала на сухом песке, затем на мокром. На мокром песке следы от палочки видны лучше, чем на сухом.
Опыт № 5
Ребёнок берёт палочку, сначала вставляет её в ёмкость с сухим песком, затем в ёмкость с мокрым песком.
Опыт № 6
Ребёнок берёт магнит и кладёт его на песок, к магниту прилипают частички металла, рассматривает песок через лупу.
Опыт № 7
В ёмкость с водой насыпает сухой песок – он опускается на дно емкости.
Вывод:
Я рассмотрел сухой и мокрый песок.
1. Сухой песок светлый, сыпучий. Мокрый песок тёмный, холодный.
2. Из мокрого песка легко лепить и делать любую форму.
3. Мокрый песок тяжелее, чем сухой.
4. На влажном песке легко рисовать.
5. В сухой песок легко входит палочка, а в мокрый тяжело, поэтому те корабли, которые потерпели аварию, лежат на морском дне.
6. Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг другу, но зато к магниту прилипли частички металла, значит в песке есть метал.
7. Песок тяжёлый, он опускается на дно ёмкости.
Камни
Материал: камни морские и речные, коробочки разных размеров соответственно камней, кусочек пластилина, клеенка, лупа, молоток, 2 ёмкости с водой, деревянный брусок, гвоздики.
Опыт № 1
Гладит камни рукой – есть гладкие и шероховатые. Берёт каждый камень и рассматривает форму.
Опыт № 2
а) Пытается отломить кусочек от камня. Не ломается.
б) Сначала ребёнок лепит из пластилина. Затем пытается лепить из камня. Не получается.
в) Ребёнок берет деревянный брусок и вбивает молотком гвоздь, гвоздь легко входит в брусок. Затем пробует вбить гвоздь в камень. Не получается.
Опыт № 3
Нюхает камни, запаха не имеют.
Опыт № 4
Ребёнок кладёт камень в ёмкость с водой. Камень тонет. Тоже самое проделывает с деревянным брусочком. Он не тонет.
Вывод:
1. Все морские камни имеют круглую и овальную форму. Морские камни гладкие, их обтачивает морская вода. Морские камни темнее, сухие светлее.
2. Камни твёрдые, крепкие. Потому что от камня нельзя отломить кусочек, и в бить в него гвоздь.
3. Камни не имеют запаха.
4. Они тяжёлые, потому что тонут в воде.
Рыбы
Материал: 2 рыбы (камбала, сельдь, подносы, резиновые перчатки, 2 слайда (внутреннее строение рыбы)
Опыт № 1
Ребёнок сравнивает размер рыб. Берет линейку, измеряет сельдь.
Опыт № 2
Ребёнок рассматривает и сравнивает форму рыб.
Опыт № 3
Рассматривает и сравнивает глаза рыб.
Опыт № 4
Сравнивает хвост, плавники.
Опыт № 5
Сравнивает чешую руб.
Опыт № 6
Рассматривает на компьютере слайды и сравнивает внутреннее строение рыб.
Вывод:
Я исследовала морские рыбы – камбалу и сельдь. Камбала имеет овальную и круглую форму. Она всегда лежит на дне моря. Компьютер помог мне узнать причину. У неё нет плавательного пузыря. Нижняя сторона камбалы светлая, потому что она лежит на морском дне, а верхняя тёмная. Рыба имеет два глаза на правой стороне.
У сельди наоборот тело стройное, удлиненное, покрытое серебристыми чешуйками. Бока и брюшко сельди светлее, чем спинка. Сель рыба не крупная, моя рыба 17см. Она хорошо плавает в отличие от камбалы, потому что у неё есть плавательный пузырь. Сельди держатся стаями, по одиночки не плавают.
«Рыба-лежебока»
Эта рыба – лежебока,
Прячется она глубоко.
Средь камней она лежит
И добычу сторожит.
А узор цветной на ней
Повторит узор камней
И ракушек в глубине
Рядом с камбалой на дне.
Стала рыба невидимкой
Словно бы укрылась дымкой.
Водоросли
Материал: морская капуста, трубочка для коктейля, микроскоп, бутылка, пластилин, энциклопедия, ёмкость с водой, пипетка.
Опыт № 1
Берёт бутылочку (небольшую, наливает воды в неё, засовывает туда морскую капусту, замазывает отверстие хорошо пластилином, вставляет трубочку, так чтобы он конец трубки не доходил до воды. Идут на листочке пузыри, значит, растение дышит, в листьях есть кислород.
Опыт № 2
Рассматривает лист морской капусты через микроскоп.
Опыт № 3
Берёт энциклопедию, читает о водорослях.
Вывод:
На морском дне очень много водорослей разной формы и окраски. Я изучила морскую капусту. Морская капуста растёт рядом с берегом.
1. Опыт показал, что водоросли дышат.
2. Микроскоп помог мне прийти к выводу, что водоросли живые существа, потому что они состоят из клеток, так же как и мы.
3. В книги я прочла, что в морской капусте много йода, а это важный материал для лекарств.
Список литературы
1. Дорожин Ю. «Школасеми гномов», издательство «Мозаика - синтез»
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», (подготовительная группа, учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2008г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10 2004г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание», № 12 2005г.
5. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», М. : Линка-Пресс, 2007г.
6. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград: Учитель, 2011г.
7. Нищева Н. М. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», «Детство - Пресс», 2010г.
8. Пастюк О. В., Флорова А. Н. «Организация экспериментальной площадки в ДОУ», М. : ТЦ Сфера, 2007г.
9. Пенькова Л. А. «Под парусом Лето плывёт по Земле», М. : Линка-Пресс, 2006г.
10. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду», Самара: издательство «Учебная литература», 2004г.
11. Тугушева Г. П., А. Е. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», «Детство - Пресс», 2008г.
12. Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?», Москва, 2008г.