Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»

Людмила Никитина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1.Расширение представления детей об окружающем мире:

- развитие у детей о химических свойствах веществ;

- развития у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие представлений о свойствах;

2. развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками, при проведении экспериментов;

3.Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: сравнение и обобщение;

4. Социально-личностное развитие ребёнка:

- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.

5. Развитие словарного запаса детей.

Материал: аудиозапись «Под водой», фонограмма «Танец утят», песня «Семья медуз», аудиозапись тихая спокойная музыка, материалы для проведения экспериментальной работы.

Предварительная работа: работа с энциклопедиями, игры-экспериментирования, дидактические игры, рассматривание плакатов «Морские обитатели», чтение книги Ю. Дорошкин «Школа семи гномов», чтение книги Т. Шорыгина «Рыбы». Беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки. Работа в лаборатории.

Оформление группы: подводное царство

Дети входят в группу. На берегу моря сидит магистр.

Воспитатель и дети: Здравствуйте.

Воспитатель удивлено и внимательно рассматривает магистра.

Воспитатель: Уважаемый, а вы кто? И почему вы такой печальный и грустный?

Магистр: Я великий магистр!

Я знал о море много тайн.

Нептун мне другом был.

Однажды шторм морской большой

Мне книгу знаний смыл.

И в пене потерялось всё:

История глубин,

Морских растений и медуз,

Морской воды и рыб.

Воспитатель: Ребята у магистра случилась беда? Мы можем помочь ему?

Дети: Да.

Воспитатель: А как мы можем помочь магистру.

Дети (по очереди отвечают): Нужно опуститься на морское дно. Собрать материалы. Исследовать их. Приготовить доклад для магистра.

Воспитатель: Молодцы. Но сначала давайте вспомним, какие методы исследовательской деятельности вы знаете

Воспитатель берет и показывает по одной карточке, на которой изображены методы исследовательской деятельности.

Дети (по очереди отвечают): Нужно подумать и выбрать тему. Спросить у другого. Узнать из книги, посмотреть телепередачу. Внимательно посмотреть. Потрогать руками. Позвонить другу или знакомому по телефону, узнать информацию из компьютера.

Воспитатель: Ребята, мы повторили с вами методы исследования. А вот тему для исследования выберите по желанию.

Воспитатель берёт карточки с темами исследования. Дети выбирают тему.

Воспитатель: Не волнуйся уважаемый магистр. Ребята юные исследователи и сегодня мы отправляемся в путешествие на морское дно. Дети обещают помочь вам. Они исследуют подводную жизнь и приготовят вам доклады для новой книги.

Магистр: Есть у меня шестеро слуг

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде

Зовут их: «Как и Почему?

Кто? Что? Когда? и Где?».

Вы тоже на помощь

Возьмите всех слуг.

Но знайте, они не просты.

Колючи, опасны и очень остры.

Не пейте из моря воды.

В подводном миру, далеко под водой,

Всё новое будет для Вас.

Леса и кораллы и рыбы под час,

Готовят ребятам беду.

Глаза берегите, не злите пилу

Так рыбу морскую зовут.

И что за чудо пароход

С фонтаном там плывёт.

Вы будьте внимательны и осторожны.

Песок не мутите, не делайте шума.

К царю обратитесь, как другу морскому.

И будет указана верной дорога.

Воспитатель: Спасибо, уважаемый магистр. Ребята, прежде чем отправится в путешествие, возьмите необходимый материал.

Дети подходят каждый к своему столу и берут необходимый материал. Встают по одному в корабль. Звучит музыка, уносит детей на морское дно. Корабль останавливается, дети выходят из корабля, и начинают, ходит по дну морскому, всё изучают.

Воспитатель: Ребята куда мы попали? Мне кажется это и есть морское дно.

Дети: Да, это морское дно.

Дети всё рассматривают, входит царь. Он рассержен.

Морской Царь: Кто здесь шумит? Почему морской песок взболмочен? Кто мои владения потревожил.

Дети остаются на своих местах, там, где рассматривали.

Воспитатель: Ваше Морское Величество, мы попали на дно морское не случайно. Здесь так красиво, интересно и необычно! Покажите, пожалуйста, нам своё царство.

Один ребёнок прислоняется к царю и ласково говорит.

Ребёнок: А может, и подарки на землю подарите?

Царь: Ну что ж, приветствую всех Вас

Под водой, в глубине у нас.

А скажите мне о том,

Вам подводный мир знаком?

Царство моё огромное,

Так быстро не обойдёшь.

Позову - ка я морских коньков

Нет быстрее горбунков.

Появляются три морских конька.

Коньки: Ваше морское Величество, вы нас звали?

Царь: Три морских конька,

В волнах закружитесь,

Всё гостям дорогим

В царстве покажите.

Коньки: Здесь у нас под водой

Кое – где леса растут.

И кораллы тут цветут.

Есть у рыб и разговоры,

Возникают даже споры.

А ещё бывают пляски

Рыбьи пляски не видали?

Повторяйте всё за нами.

Звучит музыка. Коньки танцуют с детьми. Коньки уходят. Под музыку появляются медузы.

Воспитатель: А это кто?

Медузы: Мы весёлые медузы!

Мы похожи на арбузы!

Звучит музыка, медузы танцуют.

Воспитатель: Очень страшные морские создания. Они так не похожи на рыб. Правда, ребята?

Дети: Да.

Пока воспитатель говорит слова, медузы опутывают детей водорослями и уходят.

Воспитатель: Царь Морской помогите, нас запутали в водорослях.

Царь подходит и распутывает водоросли.

Царь: Иду, иду! Помогу, помогу!

Воспитатель: Спасибо, Ваше Морское Величество.

Царь (в полголоса): Ребята, сейчас я вам покажу жизнь подводного царства. Много интересных существ живёт на морском дне. Подойдите все ко мне.

Воспитатель и дети подходят к царю. Морской царь начинает свой рассказ. Раздвигает водоросли и показывает детям рыбу меч.

Царь: Вот здесь живёт очень опасная рыба-меч.

Она нагоняет страх даже на бывалых моряков.

Она легко пробивает борта лодки,

Рвёт рыбацкие сети.

Давайте пройдём мимо неё тихо, тихо.

Царь продолжает свой рассказ: А ещё в моём царстве есть чудо - чудное, диво - дивное – летучие рыбки. Спасаясь от хищников, они разгоняются под водой, выпрыгивают из воды, парят в воздухе.

Воспитатель: А это что за красивый цветок?

Царь: Да нет, это не цветок, а морское животное – актиния. Рыбы подплывают к похожим на лепестки щупальцам, те обжигают и захватывают добычу. Актиния не умеет сама передвигаться. Её «транспорт» - рак - отшельник.

Воспитатель: Да! У Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. У вас очень красиво. Но только заскучали мы по дому, хотим на землю – матушку, к берёзкам белым да к солнышку ясному.

Ребёнок (который прижимался к царю): Ваше Морское Величество, Вы же нам подарки, обещали!

Царь: Так и быть! Обещал, сдержу слово. Выбирайте подарки.

Дети выбирают подарки.

Воспитатель: Ребята, все взяли подарки.

Дети: Да.

Воспитатель: Занимайте места в корабле.

Дети становятся в корабль. Благодарят царя. Прощаются. Играет музыка. Дети возвращаются на землю.

Воспитатель: Ребята! Мы ведь с вами не простые подарки получили. Что мы будем, сними делать?

Дети: Мы их исследуем, проведём эксперименты и приготовим доклады в помощь магистру.

Дети одевают халаты. Проходят каждый к своему столу, на котором лежит папка – исследователи, весь необходимы материал. Начинают исследовательскую деятельность. Играет тихая музыка

Воспитатель: Ребята, заканчиваем свою работу, убираем рабочее место. И подходим все ко мне.

Дети подходят к воспитателю со своими папками. Все вместе подходят к магистру.

Воспитатель: Ребята, а вот и магистр. Он ждёт наши исследовательские работы.

Магистр: Я рад с вами новой встречи

Мне интересно с вами друзья.

И ваши исследовательские ответы

С интересом выслушаю я.

Расскажите, что Вы наблюдали,

Выводы сделали и рассуждали.

А чтобы знания ваши пошли бы в прок

Книга появится, в ней будет толк.

По очереди рассказывают свои доклады. Вручают папку.

Магистр, благодарит детей, уходит. Дети прощаются со всеми. Уходят дети, а за ними магистр.

Экспериментально исследовательская деятельность по изучению морского дна

Вода

Материал: ёмкость с водой морской (солёная вода, ванильный сахар, молоко (белая гуашь, камешки, песок, сахарный песок, ёмкости разной формы, марля, гуашь, кисточка, 2 ложки, 2 стакана.

Опыт № 1

а) Ребёнок смотрит через ёмкость с водой – видит окружающих, значит вода прозрачная, чистая.

б) Переливает воду из одного стакана в другой через марлю. На марле нет грязи, значит вода чистая.

в) Берёт 2 стакана. Один с чистой водой, другой с молоком. Опускает в оба стакана камешки. В стакане с водой камешек видно, с молоком нет. Вода прозрачная, читая, молоко нет.

Опыт № 2

В воду добавляет краску. Вода окрашивается, несёт в холодильник.

Опыт № 3

Переливает воду из одного стакана в другой. Вода из одного сосуда переливается в другой. Один сосуд стал полным, другой пустой. Значит вода жидка, течет.

Опыт № 4

Ребёнок подносит ёмкость с водой к носу – запаха нет. Добавляет ванильный сахар. Вода приобретает запах.

Опыт № 5

Ребёнок наливает воду в разные формы, и вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 6

а) Насыпает в одну ёмкость песок – он не растворяется, в другую ёмкость сахар – он растворился.

б) Пробует кончиком языка сначала простую воду, затем морскую, потом сладкую.

Вывод:

1. Вода чистая, прозрачная, потому что мы смогли рассмотреть морское дно, на марле не было осадка, в стакане с молоком камни не видно, а в воде видно.

2. Вода жидкая, она может течь.

3. Не имеет запаха, но если в нее добавить другое вещество, например ванильный сахар, который в ней растворяется – приобретает запах.

4. Может приобретать форму того предмета, в которую её наливаем.

5. Одни вещества растворяются в воде, например сахар и соль, другие нет, например песок. Морская вода соленая.

6. Вода может приобретать цвет, в который её окрашивают. На холоде вода замерзает и превращается в лёд.

Песок

Материал: 2 блюда с сухим и мокрым песком, весы, 2 ёмкости с песком (сухо и мокрый, палочка, лупа, подносы сухим и мокрым песком, магнит, ложка.

Опыт № 1

Ребёнок берёт песок (он должен быть сухим, пересыпает из стакана в стакан, он сыпется. Затем берёт мокрый песок. Он не сыпется.

Опыт № 2

Сначала берёт сухой песок, насыпает в форму, переворачивает на поднос. Форму сухой песок не держит. Затем берёт мокрый песок, проделывает то же самое, что и с сухим, на подносе осталась форма. Мокрый песок держит форму.

Опыт № 3

Ребёнок берёт весы, сначала насыпает ложечкой сухой песок, затем мокрый в другую чашку весов. Мокрый песок перевешивает сухой, так как он тяжелее.

Опыт № 4

Ребёнок рисует палочкой сначала на сухом песке, затем на мокром. На мокром песке следы от палочки видны лучше, чем на сухом.

Опыт № 5

Ребёнок берёт палочку, сначала вставляет её в ёмкость с сухим песком, затем в ёмкость с мокрым песком.

Опыт № 6

Ребёнок берёт магнит и кладёт его на песок, к магниту прилипают частички металла, рассматривает песок через лупу.

Опыт № 7

В ёмкость с водой насыпает сухой песок – он опускается на дно емкости.

Вывод:

Я рассмотрел сухой и мокрый песок.

1. Сухой песок светлый, сыпучий. Мокрый песок тёмный, холодный.

2. Из мокрого песка легко лепить и делать любую форму.

3. Мокрый песок тяжелее, чем сухой.

4. На влажном песке легко рисовать.

5. В сухой песок легко входит палочка, а в мокрый тяжело, поэтому те корабли, которые потерпели аварию, лежат на морском дне.

6. Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг другу, но зато к магниту прилипли частички металла, значит в песке есть метал.

7. Песок тяжёлый, он опускается на дно ёмкости.

Камни

Материал: камни морские и речные, коробочки разных размеров соответственно камней, кусочек пластилина, клеенка, лупа, молоток, 2 ёмкости с водой, деревянный брусок, гвоздики.

Опыт № 1

Гладит камни рукой – есть гладкие и шероховатые. Берёт каждый камень и рассматривает форму.

Опыт № 2

а) Пытается отломить кусочек от камня. Не ломается.

б) Сначала ребёнок лепит из пластилина. Затем пытается лепить из камня. Не получается.

в) Ребёнок берет деревянный брусок и вбивает молотком гвоздь, гвоздь легко входит в брусок. Затем пробует вбить гвоздь в камень. Не получается.

Опыт № 3

Нюхает камни, запаха не имеют.

Опыт № 4

Ребёнок кладёт камень в ёмкость с водой. Камень тонет. Тоже самое проделывает с деревянным брусочком. Он не тонет.

Вывод:

1. Все морские камни имеют круглую и овальную форму. Морские камни гладкие, их обтачивает морская вода. Морские камни темнее, сухие светлее.

2. Камни твёрдые, крепкие. Потому что от камня нельзя отломить кусочек, и в бить в него гвоздь.

3. Камни не имеют запаха.

4. Они тяжёлые, потому что тонут в воде.

Рыбы

Материал: 2 рыбы (камбала, сельдь, подносы, резиновые перчатки, 2 слайда (внутреннее строение рыбы)

Опыт № 1

Ребёнок сравнивает размер рыб. Берет линейку, измеряет сельдь.

Опыт № 2

Ребёнок рассматривает и сравнивает форму рыб.

Опыт № 3

Рассматривает и сравнивает глаза рыб.

Опыт № 4

Сравнивает хвост, плавники.

Опыт № 5

Сравнивает чешую руб.

Опыт № 6

Рассматривает на компьютере слайды и сравнивает внутреннее строение рыб.

Вывод:

Я исследовала морские рыбы – камбалу и сельдь. Камбала имеет овальную и круглую форму. Она всегда лежит на дне моря. Компьютер помог мне узнать причину. У неё нет плавательного пузыря. Нижняя сторона камбалы светлая, потому что она лежит на морском дне, а верхняя тёмная. Рыба имеет два глаза на правой стороне.

У сельди наоборот тело стройное, удлиненное, покрытое серебристыми чешуйками. Бока и брюшко сельди светлее, чем спинка. Сель рыба не крупная, моя рыба 17см. Она хорошо плавает в отличие от камбалы, потому что у неё есть плавательный пузырь. Сельди держатся стаями, по одиночки не плавают.

«Рыба-лежебока»

Эта рыба – лежебока,

Прячется она глубоко.

Средь камней она лежит

И добычу сторожит.

А узор цветной на ней

Повторит узор камней

И ракушек в глубине

Рядом с камбалой на дне.

Стала рыба невидимкой

Словно бы укрылась дымкой.

Водоросли

Материал: морская капуста, трубочка для коктейля, микроскоп, бутылка, пластилин, энциклопедия, ёмкость с водой, пипетка.

Опыт № 1

Берёт бутылочку (небольшую, наливает воды в неё, засовывает туда морскую капусту, замазывает отверстие хорошо пластилином, вставляет трубочку, так чтобы он конец трубки не доходил до воды. Идут на листочке пузыри, значит, растение дышит, в листьях есть кислород.

Опыт № 2

Рассматривает лист морской капусты через микроскоп.

Опыт № 3

Берёт энциклопедию, читает о водорослях.

Вывод:

На морском дне очень много водорослей разной формы и окраски. Я изучила морскую капусту. Морская капуста растёт рядом с берегом.

1. Опыт показал, что водоросли дышат.

2. Микроскоп помог мне прийти к выводу, что водоросли живые существа, потому что они состоят из клеток, так же как и мы.

3. В книги я прочла, что в морской капусте много йода, а это важный материал для лекарств.

Список литературы

1. Дорожин Ю. «Школасеми гномов», издательство «Мозаика - синтез»

2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», (подготовительная группа, учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2008г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10 2004г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание», № 12 2005г.

5. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», М.: Линка-Пресс, 2007г.

6. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»,Волгоград: Учитель, 2011г.

7. Нищева Н. М. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», «Детство - Пресс», 2010г.

8. Пастюк О. В., Флорова А. Н. «Организация экспериментальной площадки в ДОУ», М.: ТЦ Сфера, 2007г.

9. Пенькова Л. А. «Под парусом Лето плывёт по Земле», М.: Линка-Пресс, 2006г.

10. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»,Самара: издательство «Учебная литература», 2004г.

11. Тугушева Г. П., А. Е. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», «Детство - Пресс», 2008г.

12. Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?», Москва, 2008г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Подводное царство» Тема занятия: Подводное царство. Цель занятия: создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: расширять и систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной.

Конспект НОД по ручному труду «Подводное царство» Программное содержание. 1. Продолжать знакомить детей с обитателями моря. Обращать внимание на их красоту и разнообразие. Показать детям.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство Чёрного моря» Цель: Развивать творческую активность детей, мелкую моторику рук. Закреплять представления об обитателях подводного мира. Продолжать знакомить.

Конспект ННОД «Путешествие в подводное царство-государство» Тема: «Путешествие в подводное царство-государство». Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное.

Конспект образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию Тема: «Путешествие в зимнее царство искусств» Конспект совместно образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зимнее царство.

«Путешествие в подводное царство». Конспект занятия «Готовность детей к школьному обучению» Цель: Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие разговорной речи, коммуникативных навыков,.

Конспект занятия «Путешествие в подводное царство» (для детей второй младшей группы) Программное содержание: 1. Развитие умения анализировать структуру объекта- узнавать и называть части тела рыбки- голова, тело, плавники.

Проект «Путешествие в подводное царство»Проект «Путешествие в подводное царство» Современное дошкольное образование предполагает использование эффективных педагогических технологий, направленных на развитие логического.

Занятие по математике сюжетного типа в подготовительной группы «Путешествие в подводное царство» Занятие по математике сюжетного типа в подготовительной группе. «Путешествие в подводное царство»Программные задачи:Обучающие. 1. Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 17:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Мастер-класс «Поздравительная открытка, посвящённая труженикам тыла»
В этом году в нашем саду было предложено каждой группе принять участие в акции по изготовлению поздравительной открытки для вручения труженикам тыла к 1...
«Удивительный космос» (работы детей совместно с педагогом)
Каждый год, 12 апреля, отмечается День Космонавтики. В предверии празднования такого праздника, в нашей группе, всю неделю, мы расширяли знания детей о...
Фотоотчет «Встреча друзей» в старшей группе
Предлагаю фото и видео отчет замечательного праздника "Встреча друзей", который организовал для наших детей Культурно-досуговый центр п. Правохетинский....