Рабаданова Марина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Прошлое лапочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Прошлое лампочки»
Цель:
Дать детям представление об изменении предметов, используемых человеком для освещения, в связи с потребностями общества и техническим прогрессом.
Задачи:
Образовательные:
• Помочь детям ориентироваться прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком;
• Закрепить правила безопасного использования электроприборов;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы „Прошлое лапочки“» размещена в разделах
• Вызывать интерес к жизни людей в прошлом.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Развивающие:
• Развивать: ретроспективный взгляд на предметы быта, связную речь. Обогащать и активизировать словарный запас; творчество.
Оборудование:
Иллюстрации: «Керосиновая лампа», «Факел», «Лучина», «Костёр», «Свеча»,веревка с узелками, макеты: пещера, замок, чёрный замок королевы тьмы из бумаги, чёрный конверт, свечи на всех, лампочка электрическая.
Орг. Момент
Здравствуйте ребята, (дети стоят полукругом около воспитателя)
Давайте мы пожелаем друг другу а также солнцу, птицам.
«Доброе утро!
Воспитатель: - Ребята, утром когда я пришла в группу у нас в почтовом ящике лежало письмо, давайте посмотрим (картинка светильника). Читаю письмо:
Здравствуйте ребята, я профессор Всезнайкин,сегодня я вам хочу рассказать про прошлое лапочки. Хотите узнать, как она работает? (Ответы детей). Ребята я вам подготовила светильник, навярняка у многих он дома есть, но вы незадумывались как же он работает. Давайте посмотрим. Вместе с детьми вставляем штепсель в розетку и нажимаем кнопку. Светильник не загорается, удивлённо осматривает его.
Воспитатель: - Вместе с детьми выясняет в светильнике нет лампочки.
Воспитатель: «Куда же делась лампочка?» - ищет, находит письмо в чё рном конверте от феи тьмы:
Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. Чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это не возможно, они все в далёком прошлом…
Воспитатель: - Ой ребята, как же быть?Что же нам делать?
Дети: Принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.
Воспитатель: А что же поможет нам переместиться во временном пространстве?
Вношу макет машины времени с копками: ( Картинки кнопки: Факел, Костёр, Лучина, Свеча, Лампочка, Керосиновая лампа).
Основная часть
Воспитатель: Ребята выберите, первую кнопку, на которую нам нужно нажать, какой первый предок был у лампочки?
Дет: Выдвигают гипотезы, вместе приходим к выводу, Нажать нужно на кнопку костра.
Дети нажимают кнопку «костёр»– 01». Сейчас мы с вами попадем тёмную пещеру.
Воспитатель: Куда же мы попали? Как вы думаете, кто здесь живёт?
Дети: - Мы попали в каменный век, когда жил Первобытный человек.
Воспитатель: -Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?
Воспитатель: -А что же освещало пещеру? ( Дети: «Огонь»)
Воспитатель: - Как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты).
С помощью камней дети пытаются высечь искры.
Воспитатель: -Получается? ( Дети: Высечь искру с помощью камней очень трудно.)
Вывод: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.
Воспитатель: - -для чего ещё использовали огонь первобытные люди? ( Дети: Огонь нужен был для приготовления пищи, обогрева).
Воспитатель: - Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?
Дети: Делают самостоятельный вывод:
Огонь является предком лампочки, так, как он даёт свет.
Дети берут с собой символ очага.
Воспитатель:- Делаем выбор, на какую следующую кнопку нужно нажать?
Дети: Выдвигают гипотезы, вместе приходим к выводу. Давайте с вами посмотрим -факел.
Воспитатель: - Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать. Для этого придумали факелы.
Воспитатель: - Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними ночью по улицам. Факел состоит из деревянного или железного древка, деревянный обматывали паклей – затем обмакивали его смолу и зажигали, в дальнейшем делали древко железное на конце с чашей в которую, наливали горящую жидкость освещения.
Воспитатель: Ребята очень важно соблюдать правила пожарной безопасности, а заженная свеча очень опасна.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать открытый огонь, который давали свечи менее опасным, человек придумал накрыть его, как вы думаете. Чем?
Дети: Стеклянными колбами….
Воспитатель: А затем, когда люди научились из топлива нефти делать керосин, то придуманы были керосиновые лампы.
Воспитатель: Ребята лучину, свечу и керосиновую лампу будем брать собой?
Дети: Будем брать все эти предметы дают свет. Давайте поиграем в игру.
Физ. Минутка: Подвижная Игра "Ток бежит по проводам".
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Как только люди узнали ток и то, что он даёт энергию в 19 веке русский изобретатель Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольной нитью. (Портрет изобретателя, картинка лампочки).
Воспитатель: Ребята мы всех предков нашей лампочки собрали? (Ответ детей).
- Давайте выложим все предметы на реке времени, что сначала, что потом, выкладывают на реке времени (полоса голубой бумаги, упирается в чёрный замок королевы тьмы) : Костёр, факел, лучина, Свеча, Керосиновая лампа, лампочка. Замок падает, открываем коробку с лампочкой внутри.
Дети: Рассматривают электрическую лампочку. Отвечают на вопросы воспитателя:
Воспитатель:
- Из чего она сделана, что у неё внутри? – стеклянная колба, цоколь из металла, нить накала.
-Удобна ли электрическая лампочка?
-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?
Дети: ярко и долго светит, безопасна).
Итог
Воспитатель: Мы вернулись в своё время, вкрутим нашу лампу?
Но сначала давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Дети: Нельзя браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода.
- Где мы были?
- Что нового узнали?
- Что хотели бы ещё узнать?
- Как изменилась жизнь людей с приходом электричества?
- Если путешествовать в прошлое лампочки понравилось, раскрасьте лампочку жёлтым цветом, если нет чёрным.