Ольга Поликарпова
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5–6 лет «Звуки [С], [ С’] и буквы Сс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [с - с'] и буквы Сс.
Направление развития: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: ознакомление детей с согласными звуками [с - с'] и буквами Сс.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5–6 лет „Звуки [С], [ С’] и буквы Сс“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- познакомить детей с согласными звуками [с - с'] и буквами Сс, обозначающими эти звуки; упражнять в дифференциации согласных звуков на твёрдые – мягкие, в определении позиции звука в слове; упражнять в чтении слогов с новой буквой, упражнять в дифференциации оптически смешиваемых букв;
- развивать зрительное и слуховое восприятие (фонетический слух, связную устную речь, способность вести диалог, произвольное внимание, память, мелкую моторику, двигательную активность, самостоятельность, целенаправленность и осознанность своей деятельности, любознательность, умение переключаться с одного вида деятельности на другую;
- воспитывать интерес к родному языку, чувство товарищества и умение работать в коллективе сверстников.
Материал:
- демонстрационный: изображение самолёта, двух отсеков самолёта, карточки с изображением предметов, начинающихся на звуки [с - с'] и несколько, начинающихся на любой другой звук, лист А3 с буквами Сс; музыкальный фрагмент «Собачий вальс», муз. народ. ,стихи А. Усачева,карточка «На что похожа буква»;
- раздаточный: карточки с изображением предметов, начинающихся на звуки [с - с'] и несколько, начинающихся на любой другой звук, карточки «Звук-путешественник» (по количеству детей); сердечки синего и зелёного цвета, клей-карандаш (на каждого ребёнка, карточки «Выдели букву С», «Раскрась колокольчики с буквой С», «самолёты» с буквой С, «аэропорты» с буквами А, Я, У, Ю, Э, Е, И, ы, О, Ё.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие по сказочной стране Букварии. И сегодня отправимся в волшебную страну на воздушном транспорте.
Для него родимый дом –
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнёт,
Вновь отправится в полёт.
- Что это за транспорт?
- Правильно, это самолёт. Пока самолёт отдыхает и готовится к полёту. Давайте скажем, какой первый звук в слове самолёт? ([с])
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый)
- Как он будет звучать мягко? ([с'])
- Вы правы, сегодня мы будем путешествовать со звуками [с - с'] и познакомимся с буквами, которые эти звуки обозначают.
Все готовы к полёту,
В страну волшебную и очень полезную.
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость, знания!
Руки? – На месте
Ноги? – На месте
Локти? – У края
Спина? – Прямая.
1.1. Основная часть.
1. Игра «Твёрдый – мягкий».
- Пора загружать багаж в самолёт. В самолёте два отсека. Багаж, название которого начинается с твёрдого согласного звука [с], помещаем в правый отсек, а багаж, название которого начинается с мягкого согласного звука [с'], помещаем в левый отсек.
(Дети раскладывают картинки в два отсека: в правый – картинки, название которых начинается с твёрдого согласного звука [с], в левый - название которых начинается с мягкого согласного звука [с']).
2. Игра «Звук - путешественник».
- Чтобы полететь на самолёте, нужно занять место, согласно билетам. Я дам вам несколько билетов – слов, в которых есть звук [с]. Для того чтобы узнать, какое место вы будете занимать, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
(Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением самолёта (разделён на три час-ти: условно начало, середина и конец самолёта) и пуговицей на ниточке, которую можно передвигать. "Билет" называет педагог, а ребенок размещает звук в транспорте (передвигает пуговицу на начало, середину или в конец самолёта).
3. Динамическая пауза «Самолёт».
- Все заняли места в самолёте, теперь можно отправляться в путь.
Полетели, полетели, Стойка ноги врозь
Вперёд руками завертели. Вращение руками перед грудью
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт Развести горизонтально руки в стороны
Правое крыло вперёд. Поворот туловища вправо с заведением
правой руки вперёд
Левое крыло вперёд. Поворот туловища влево с заведением
левой руки вперёд
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Замечательный пилот
В путь отправил самолёт. Произвольный бег с расставленными в
стороны руками
4. Буквы Сс.
- Вот мы с вами и прилетели в страну Букварию. Посмотрите, нас встречают новые буквы. Эти буква обозначают звуки [с - с'].
Педагог показывает заглавную и строчную буквы Сс.
а) - Давайте познакомимся с буквой С поближе. Посмотрите внимательно на заглавную и строчную буквы, чем они похожи? Чем они отличаются?
б) Упражнение «На что похожа буква?»
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
- Пофантазируйте, на что похожа буква С.
в) Из каких элементов состоит буква С?
5. Динамическая пауза «Буква С»
а) Пальчиковая гимнастика.
б) Давайте изобразим букву с помощью нашего тела.
6. Аппликация «Буква С».
- Буква С очень добрая и любит всё, что её окружает. Ведь на эту букву начинается самый важный орган в нашем организме. Кто может сказать, какой это орган?
- Правильно, это сердце. Давайте и мы с вами украсим наши буквы сердеч-ками.
У каждого ребёнка в столе лежит сердечко из цветной бумаги синего и зелёного цвета.
- Посмотрите, у вас сердечки синего и зелёного цвета. Как вы думаете, почему? (Синим цветом обозначаем твёрдые согласные звуки, зелёным – мягкие согласные звуки).
- Ребята, у которых синие сердечки, будут украшать заглавную букву, а у которых зелёные – строчную.
Коллективная работа (аппликация).
7. Физкультминутка «Собачий вальс».
Выполнение движений по показу под музыку «Собачий вальс», муз. народ. ,стихи А. Усаче-ва.
8. Дидактическое упражнение «Выдели букву С».
- Мы с вами танцевали «Собачий вальс» и посмотрите: к нам прибежали собаки. На их туловище написаны буквы. Найдите все буквы С и обведите их красным карандашом.
9. Игра «Аэропорт».
- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова сядем на самолёты и отправимся в путь.
- На ваших самолётах написаны буквы С. Каждый самолёт прилетит в свой аэропорт. У аэропортов тоже есть своё название (А, Я, У, Ю, Э, Е, И, ы, О, Ё). Давайте попробуем прочитать, что получится, когда самолёт приземлится в аэропорту.
Чтение слогов.
111. Итоговая часть.
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими зву-ками мы сегодня играми?
- С какой буквой познакомились?
- Что вам запомнилось?
- Какие задания были трудными для вас?
-А теперь закроем глазки и представим весь путь, который мы проделали.
- Откройте глаза.
- Ребята, буква С была очень рада с вами познакомиться. И на память прислала вам букет колокольчиков. Дома найдите все колокольчики, на которых написана буква С и раскрасьте их.
- Ну, а я сегодня прощаюсь с вами. До свидания!