Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

Любовь Ушанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с людьми нашего города: древней и современной.

- Расширять и обогащать знание детей о народных промыслах Тульского края.

- Формировать познавательный интерес.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному городу.

- Прививать бережное отношение к народному достоянию.

Ход НОД

- Дети, вы любите путешествовать? (где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное).

Я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашему родному городу.

Воспитатель читает стихотворение:

Нет Тулы мне милее,

Сердечней её нет.

И с каждым днём роднее,

Особый тульский свет

Вот тульский оружейник

Живёт средь мастеров,

Средь нынешних, не древних,

Левши родных сынов

(на экране картинки города Тулы)

- Ребята, а вы знаете кто такой Левша? И почему Тулу называют городом мастером?

(ответы детей)

Вот сейчас я прочитаю вам о тульском Левше и о стальной блохе.

(Читается отрывок).

«Велел великий царь призвать к себе мастеров, изготовить какую – либо вещь наподобие маленькой блохи, что получил царь из далекой Англии. Взяли блоху тульские кузнецы, долго голову ломали, чем бы удивить царя. Да и придумали…

Проходит неделя, призывает царь к себе вновь тульских кузнецов, интересуется, как выполнили они его наказ?

Вместо ответа протягивают мастеровую золоченую шкатулку. Открыл её царь в ней все та же блоха лежит. Удивился царь, но вида не подал. Велел принести мелкоскоп. Стал рассматривать её, и вдруг увидел, что блоха на все ноги подкована. На каждой подкове выковано имя кузнеца, что изготовил её. Удивился царь,

- А как тебя величают? Спрашивает.

- Левша.

- А почему твоего имени я не увидел?

- А я гвоздики ковал, что необходимы для крепления подковок. Не видно их в этот мелкоскоп, нужен более сильный для ваших глаз.

- Где же ваш мелкоскоп, с помощью которого вы могли произвести это удивление?

Левша ответил:

- Мы люди бедные, по бедности своей мелкоскопов не имеем, зато глаз у нас так пристрелявши.

И велел царь ехать в Англию. В Лондоне показать как потрудились русские мастера и взять с собой мастера Левшу».

Вот такими мастера славится история земли тульской. Всё умеют делать в нашем славном городе Туле. А вы знаете, что в Тульском крае есть деревня Филимоново. Там жили мастера которые изготавливали забавные, веселые игрушки. Эти игрушки известные по всему миру. Это филимоновские традиционные свистульки, барыни, всадники и петухи. А женщины мастерицы расписывали игрушки яркими красками, замешенными на яйце, нанося их куриным пером. (На экране картинка с изображением филимоноских игрушек).

Основные цвета, которые использовали мастерицы - малиновый, зеленый, желтый, голубой. Игрушки получаются яркими и веселыми. И очень забавными.

(Физкультминутка)

Раз, два, раз, два

(руки поднимают вверх — вытягивают,

затем к груди — согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали

(выполняют движения по тексту)

Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

О славных мастерах говорит легенда. (Читает легенду)

«Призвал царь Петр к себе тульского кузнеца, велел починить пистолет, что изготовлен был в заморских странах.

Через три дня пришел он сам к царю и передал пистолет. Пощёлкал, царь работает нормально.

- Вот если бы вы умели не только чинить, но и сами делать такие штуки

- Так чего же их не делать, такие пистолеты у нас каждый подмастерье делает каждый день мастерит!

Протягивает ему еще один пистолет, как раз тот, что царь дал ему для починки.

Оказывается за три дня мастер не только починил заморское оружие, но и сделал новый, как две капли воды похожий на заморский образец. Обнял паль золотых рук мастера и повелел в кузнецкой слободе Тулы построить оружейный завод, и назвали его именем Петра. И до сих пор ценен и почетен труд оружейника.

- Были в Туле мастера, которые сотворили всем известный «Тульский самовар». (На экране изображение самоваров)

Давно на белом свете

Живет годами стар

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье изучая,

Морозным зимнем днем,

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Первый самовар был изготовлен в 1778 г. мастером Назаром Лисницыным. Тула – единственный город в стране, выпускающий самовары.

Дети, а вы знаете, что является символом города Тулы является самовар.

- Где выпускают современные самовары?

- Какие бывают самовары?

(Ответы детей)

Смотрите ребята, пряники не простые – печатные, тульские, медом пропитаны, а внутри с повидлом (показывает пряники)

- Как вы думаете, а почему они называются печатные?

(ответы детей)

Правильно. Называются они так, потому что на них есть рисунок, который напечатан с помощью формы. На дне деревянной формы специальным ножом мастера вырезали рисунок, он мог быть разным. И когда хозяюшки стряпали пряники, то с их помощью формы пропечатывали рисунок на прянике.

Посмотрите пряники (Дети рассматривают пряники)

- Видите на них разные рисунки?

- Где выпекают современные пряники?

- Что нужно, чтобы выпечь пряник?

(Ответы детей)

Тульский пряник – визитная карточка Тулы. С пряником было связано много народных обычаев и традиций: их дарили в знак чести, любви. Покупая популярный тульский пряник, вспомните о людях, которые выпекают такую красоту, сделали его таким вкусным.

Пряник мастером заметен

На цвету. рябины здешней

Ты возьми его в ладони,

Аромат его вдохни

И увидишь – мчатся кони,

Летний вечер у реки.

Звучит гармонь и на экране изображение баяна и гармошки.

До чего же хороша

Тульская гармошка,

Ноги сами так идут,

Хочется плясать немножко

Ребята, вы знаете Тула родина первой гармошки. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера.

-А вы знаете, кто был основателем баяна тульского? Н. В. Болобородов

- Где выпускают современные гармошки и баяны?

(Ответы детей)

Метут ли метели, звенят ли ветра

По улицам Тулы идут мастера.

Не угасает мастерство тульского Левши, жива заповедь «Ремесло при себе не таи!»

Отцы учат сыновей своему любимому делу, их славные традиции живут и будут жить, по существует Земля!

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка»Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка» Цель: Развивать у детей познавательные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Одежда» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Одежда».Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июня 2015 в 21:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект подвижной игры «Наседка и цыплята» для детей младшего возраста
Подвижная игра «Наседка и цыплята» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,...
Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...