МААМ-картинки

Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Ольга Нуждина
Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы

по поликультурному воспитанию

на тему : «Традиции и обычаи белорусского народа»

Программное содержание:

1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

2. Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.

Публикация «Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: „Традиции и обычаи белорусского народа“» размещена в разделах

3. Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

5. Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск.

Оборудование: куклы одетые в русские национальные костюмы, «Колесо истории», белорусские костюмы для детей, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, рушник, угощенья для детей, презентация с рассказом о Белоруссии.

Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.

Ход занятия

Воспитатель : ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель : Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?

Дети: Маня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель : У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.

- Отправимся мы туда сквозь «Колесо истории».

Дети идут змейкой, пролезают сквозь «Колесо истории» и встают около стульчиков.

Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Общий поклон, дети садятся.

Воспитатель : Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.

- Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь. (презентация)

- Беларусь большая стана. (слайд 2)

- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. (слайд 3, 4)

- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. (слайд 5)

- Беларусь богата лесом (слайд 6)

- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).

- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (слайд 7)

- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.

- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». (слайд 8)

- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (слайд 9)

- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. (слайд 10)

- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (слайд 11)

- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. (слайд 12)

- Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники : «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть. (слайд 13)

- Давайте с вами тоже немножко отдохнем и поиграем в белорусскую игру «Пастух и волк».

Проводится подвижная игра «Пастух и волк». После игры дети садятся на стульчика в центре остаются дети, одетые в национальные белорусские костюмы.

Воспитатель : Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.

- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. (слайд 14, 15, 16)

- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.

- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.

Воспитатель : Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Олеся, Юрась и воспитатель раздают угощение (пряники, печенье) и, конечно же, каравай. Дети прощаются с Олесей и Юрасиком и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь домой.

Воспитатель : Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)

После занятия дети едят каравай.

Список использованных источников:

Журнал "Куклы в народных костюмах", № 8 - 2012г.

Воспитание основ толерантности у дошкольников. festival.1september.ru

Градусова Н. Е. сценарий досуга «Разноцветный хоровод» (для старшей и подготовительной к школе групп)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 02:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нуждина (УИ 12488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД