Папки-передвижки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»

Валентина Логинова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи : формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ.

Тема: «Здравствуй, весёлая масленица

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Здравствуй, весёлая Масленица!“» размещена в разделах

Цель: закрепить знания детей о традиционном русском народном празднике «Масленица», его происхождении и традициях русского народа во время проведения недели масленичных гуляний.

Интеграция образовательных областей : "Речевое развитие", "Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательные :

1. Познакомить с историей праздника Масленица.

2. Продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, колядками, «крылатыми» выражениями, сказками.

3. Формировать заинтересованное, уважительное отношение к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально –положительную основу для нравственного воспитания.

4. Формировать выразительность, интонационную точность речи.

5. Побуждать детей интересоваться смыслом слова, ввести в активный словарь слова: масленица, гуляние, традиции.

6. Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, производимых каким-либо объектом.

7. Упражнять детей в умении уточнять последовательность каких-либо событий во времени и пространстве.

8. Упражнять детей в умении находить общее для некоторых объектов объекты на 12 картинках.

9. Упражнять детей в умении обозначать действия и цель этих действий, определять время и место происходящего.

10. Продолжать учить придумывать сказки.

Развивающие :

1. Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Способствовать развитию интереса к народным праздникам.

4. Развивать умение составлять рассказ с опорой на предметные картинки.

5. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать национальную гордость, чувство причастности к своему народу, уважительное отношение к культуре русского народа;

2. Вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов колядования.

3. Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.

Словарная работа: Масленица, гуляние, традиции, скоморохи, кум, кума.

Материалы: презентация на тему «Масленичная ярмарка», «завалинка», д/и «Собери пословицу», иллюстрации с изображением пословиц, иллюстрации с изображением «крылатых выражений», д/и «Поясок», д/и «Котландия», муляжи овощей и фруктов, д/и «Хорошо-плохо», заготовки для поделки «Ангел», кисти для клея, клей, розетки для клея, салфетки.

Выходят скоморохи.

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись честной народ

Тебя ярмарка зовет!

2 скоморох:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

Давно вас ждут, друзья!

3 скоморох:

Расступись честной народ, не пыли дорожка,

Сюда ярмарка идёт погулять немножко!

Дедки с бабушками тоже.

Ну-ка, поспешай прохожий!

К нам на ярмарку собирайся,

Пой, веселись, развлекайся!

Эй, народ честной!

Не спеши! Постой!

Эй, честные господа!

Собирайтесь все сюда!

4 скоморох:

Всех, всех, всех мы созываем

Нынче праздник начинаем!

Масленицу встречаем

Зиму провожаем!

Весну закликаем

Гостей приглашаем!

5 скоморох:

Проходите все без стеснения!

Предъявите хорошее настроение!

Милости просим, билетов не спросим!

6 скоморох:

Эй, веселей, собирайся народ!

К нам масленица в гости идет!

Спешите скорее, спешите

Веселье и радость с собой захватите!

Ой, как много здесь девчат!

Познакомиться я рад

Ну-ка дружно, ну-ка в раз

Назови себя сейчас!

Да погромче, пошумней, чтобы знал я всех гостей!

Гости называют свое имя.

Скоморохи вместе: «Познакомились мы с вами - будем добрыми друзьями!»

1 скоморох:

Посмотрите, посмотрите!

Да головушку-то поверните

Масленица на пути!

Просим в гости – заходи!

Входят три кумушки.

1 кума: О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, кума, сколько кругом зевак собралось!

2 кума: И чего народу дома не сидится, чего пришли?

3 кума: Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали.

1 кума: Вон, глядите-ка, кто-то какие блины приготовил, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаете, по какому случаю такой пир горой?

2 кума: Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

3 кума: Я вспомнила, народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть. А проводы зимы называются масленицей.

Подходят скоморохи.

1 скоморох: А чего весну ждать, её надо просто позвать.

2 скоморох: Как позвать?

1 кума: Надо заклички сказать, чтобы весна услышала и пришла.

Дети вспоминают заклички.

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

***

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

***

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

***

Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

***

Летел кулик

Из-за моря,

Принёс кулик

Девять замков

- Кулик, кулик

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Тёплое лето!

***

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

***

- Весна, весна красивая!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

***

Мороз, мороз,

Не бей наш овёс, нашу рожь,

Бей дуб да клён да бабий лён,

Да конопи как хочешь, колоти!

***

Весна-красна, на чём пришла?

На сошочке, на бороночке,

На лошадиной голове,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зёрнышку-у-у.

***

3 Скоморох: Ой, да пока мы весну ждать будем, мы совсем замёрзнем. Да и не по-людски получается. Зимой тоже было много хорошего. Нельзя её прогонять. Нужно проводить её.

4 скоморох: А что ж хорошего было зимой? Зима – плохая, холодная, студёная и злая.

3 кума: Не ссорьтесь, не ругайтесь. Давайте разберём всё по-порядку.

Д/и «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).

1 кума:

Я слыхала, что каждый день масляной недели имеет своё название. Понедельник – встреча. В первый день Масленицы сооружается чучело Зимы и ставится на главной площади. Хозяйки начинают печь блины, первым из которых следует угостить бедного и неимущего человека, чтобы он помянул умерших родственников. В гости друг к другу приходят сваты.

5 скоморох: Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!

Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,

А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

2 кума: А почём же твои яблочки? За сколько отдашь?

5 скоморох: Отдам за сто тысяч пословиц и поговорок. Не денег я хочу, а хорошее настроение.

Дети берут карточки с пословицами и поговорками. Называют их и объясняют.

2 кума: А второй день Масленицы – заигрыши. Во вторник люди также ходят в гости на блины, гуляют на ярмарках, катаются на санях. Кроме того, это день смотрин невест и сватовства, с тем чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.

6 скоморох: Ох, зима суровая, студёная! Замёрз я совсем! Да и что же это за ярмарка такая, без игр? Давайте поиграем!

Подвижная игра «Карусель».

3 кума: Среда – лакомки. Тещи приглашают зятьев и других гостей полакомиться своими блинами, проявить любовь и уважение к зятьям.

1 скоморох: Подходите, подходите!

На товары поглядите!

В магазинах дыни,

Баклажаны синие,

Груши золотые,

Тыквы толстопузые,

Сладкие арбузы!

2 кума: Продай дыни да арбузы! А спелые ли они? А сладкие?

1 скоморох: Продам, коль загадки отгадаете!

3 кума: Э, нет, так не пойдёт! Ты сам отгадай наши загадки, тогда мы весь товар твой и заберём!

Дети придумывают загадки (ТРИЗ)

1 кума: Ой, кума, ну ты и выдумщица, ну балагурка! Как хорошо придумала! Только дело делать – это тебе не в бирюльки играть!

3 кума: Ты зачем так говоришь? Обидеть хочешь?

1 кума: Да не кричи ты, как иерихонская труба!

2 кума: Тише, кумушки не ругайтесь! Никто никого обидеть не хочет. А то, что вы говорите, называется «крылатые выражения».

Дети объясняют, что такое «крылатые выражения». Берут карточки и объясняют выражения.

2 скоморох: Четвёртый день масляной недели – разгуляй. С этого дня начинается Широкая Масленица, когда нельзя работать, зато можно гулять и праздновать. Устраиваются веселые народные гулянья с развлечениями : катание в санях, бои, танцы, песни, прыгание через костер. И все сопровождается угощениями с блинами и варениками, сметаной и маслом. Чтобы кумушек помирить, давайте поиграем.

Танец «Кадриль»

1 кума: Пятница – это тёщины вечерки. День ответного визита тещи и родственников к своим зятьям на блины. Задача зятя в этот день — показать свое расположение и уважение к теще.

3 скоморох: Ох, я так играл, так танцевал, что даже распоясался! А вот и мой поясок! Только он не простой, а с заданиями! Кто их отгадает, тот блинной вкусный получит!

Д/и Волшебный поясок». (ТРИЗ).

4 скоморох: Ой, вы гляньте, посмотрите! Да это же не простые блины! Из этих блинков можно сказки составить!

Д/и «Котландия» (3 команды по 6 человек).

1 кума: Ну, а суббота – это золовкины посиделки. В субботу невестки традиционно зовут к себе в гости золовок, т. е. сестер мужа, угощают их блинами и дарят подарки. Эх, хороша масленица! Масляную неделю встретим, зиму проводим, весну встретим!

2 кума: а Воскресенье, последний день – Проводы Масленицы, Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы прощаются с зимой и сжигают чучело с остатками праздничной еды, а пепел развеивают по полю. Этот ритуал сопровождается массовыми гуляньями и театрализованными сценками. После вечернего церковного богослужения люди просят друг у друга прощения за причиненные неприятности и возможные обиды, чтобы вступить в Великий пост с миром в душе.

1 скоморох

Как на масляной неделе мы блинов напечь успели!

С пылу с жару из печи – все румяны - горячи!

2 скоморох

Масленица, угощай! Всем блиночки подавай!

С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте!

3 скоморох:

Всех блинами угостим, никого не пропустим!

Дети раздают блины и подарки.

Песня «Мы давно блинов не ели!»

Помощники на группах раздают детям своей группы блины.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» (старшая группа).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка!» Цель: рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму с работы, что сказать ей. Задачи: 1) Активизировать речь детей; 2) способствовать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у козочки рогатой» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Антошка» п. Новотерский Конспект непосредственной образовательной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес». Образовательная область: познавательное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Сорока-белобока» Программное содержание: Обучающие задачи: Обогащать словарный запас детей согласно теме. Упражнять в правильном употреблении существительных.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Зимушка — зима» в старшей группе Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и воспитание дружеских взаимоотношений.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Ферма. Домашние животные и птицы» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР «Бал цветов»Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР «Бал цветов» Цель: Расширять и систематизировать знания о цветах. Образовательные задачи: - учить названия цветов. - закреплять знания детей о цветах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми первой младшей группы «В гостях у Мишутки»Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми первой младшей группы «В гостях у Мишутки» Тема: «В гостях у Мишутки». Образовательная область: речевое развитие. Цель: совершенствование навыков устной речи детей. Задачи. Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 18:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Логинова (УИ 222771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД