Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»

Валентина Логинова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи : формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ.

Тема: «Здравствуй, весёлая масленица

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Здравствуй, весёлая Масленица!“» размещена в разделах

Цель: закрепить знания детей о традиционном русском народном празднике «Масленица», его происхождении и традициях русского народа во время проведения недели масленичных гуляний.

Интеграция образовательных областей : "Речевое развитие", "Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательные :

1. Познакомить с историей праздника Масленица.

2. Продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, колядками, «крылатыми» выражениями, сказками.

3. Формировать заинтересованное, уважительное отношение к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально –положительную основу для нравственного воспитания.

4. Формировать выразительность, интонационную точность речи.

5. Побуждать детей интересоваться смыслом слова, ввести в активный словарь слова: масленица, гуляние, традиции.

6. Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, производимых каким-либо объектом.

7. Упражнять детей в умении уточнять последовательность каких-либо событий во времени и пространстве.

8. Упражнять детей в умении находить общее для некоторых объектов объекты на 12 картинках.

9. Упражнять детей в умении обозначать действия и цель этих действий, определять время и место происходящего.

10. Продолжать учить придумывать сказки.

Развивающие :

1. Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Способствовать развитию интереса к народным праздникам.

4. Развивать умение составлять рассказ с опорой на предметные картинки.

5. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать национальную гордость, чувство причастности к своему народу, уважительное отношение к культуре русского народа;

2. Вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов колядования.

3. Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.

Словарная работа: Масленица, гуляние, традиции, скоморохи, кум, кума.

Материалы: презентация на тему «Масленичная ярмарка», «завалинка», д/и «Собери пословицу», иллюстрации с изображением пословиц, иллюстрации с изображением «крылатых выражений», д/и «Поясок», д/и «Котландия», муляжи овощей и фруктов, д/и «Хорошо-плохо», заготовки для поделки «Ангел», кисти для клея, клей, розетки для клея, салфетки.

Выходят скоморохи.

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись честной народ

Тебя ярмарка зовет!

2 скоморох:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

Давно вас ждут, друзья!

3 скоморох:

Расступись честной народ, не пыли дорожка,

Сюда ярмарка идёт погулять немножко!

Дедки с бабушками тоже.

Ну-ка, поспешай прохожий!

К нам на ярмарку собирайся,

Пой, веселись, развлекайся!

Эй, народ честной!

Не спеши! Постой!

Эй, честные господа!

Собирайтесь все сюда!

4 скоморох:

Всех, всех, всех мы созываем

Нынче праздник начинаем!

Масленицу встречаем

Зиму провожаем!

Весну закликаем

Гостей приглашаем!

5 скоморох:

Проходите все без стеснения!

Предъявите хорошее настроение!

Милости просим, билетов не спросим!

6 скоморох:

Эй, веселей, собирайся народ!

К нам масленица в гости идет!

Спешите скорее, спешите

Веселье и радость с собой захватите!

Ой, как много здесь девчат!

Познакомиться я рад

Ну-ка дружно, ну-ка в раз

Назови себя сейчас!

Да погромче, пошумней, чтобы знал я всех гостей!

Гости называют свое имя.

Скоморохи вместе: «Познакомились мы с вами - будем добрыми друзьями!»

1 скоморох:

Посмотрите, посмотрите!

Да головушку-то поверните

Масленица на пути!

Просим в гости – заходи!

Входят три кумушки.

1 кума: О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, кума, сколько кругом зевак собралось!

2 кума: И чего народу дома не сидится, чего пришли?

3 кума: Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали.

1 кума: Вон, глядите-ка, кто-то какие блины приготовил, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаете, по какому случаю такой пир горой?

2 кума: Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

3 кума: Я вспомнила, народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть. А проводы зимы называются масленицей.

Подходят скоморохи.

1 скоморох: А чего весну ждать, её надо просто позвать.

2 скоморох: Как позвать?

1 кума: Надо заклички сказать, чтобы весна услышала и пришла.

Дети вспоминают заклички.

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

***

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

***

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

***

Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

***

Летел кулик

Из-за моря,

Принёс кулик

Девять замков

- Кулик, кулик

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Тёплое лето!

***

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

***

- Весна, весна красивая!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

***

Мороз, мороз,

Не бей наш овёс, нашу рожь,

Бей дуб да клён да бабий лён,

Да конопи как хочешь, колоти!

***

Весна-красна, на чём пришла?

На сошочке, на бороночке,

На лошадиной голове,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зёрнышку-у-у.

***

3 Скоморох: Ой, да пока мы весну ждать будем, мы совсем замёрзнем. Да и не по-людски получается. Зимой тоже было много хорошего. Нельзя её прогонять. Нужно проводить её.

4 скоморох: А что ж хорошего было зимой? Зима – плохая, холодная, студёная и злая.

3 кума: Не ссорьтесь, не ругайтесь. Давайте разберём всё по-порядку.

Д/и «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).

1 кума:

Я слыхала, что каждый день масляной недели имеет своё название. Понедельник – встреча. В первый день Масленицы сооружается чучело Зимы и ставится на главной площади. Хозяйки начинают печь блины, первым из которых следует угостить бедного и неимущего человека, чтобы он помянул умерших родственников. В гости друг к другу приходят сваты.

5 скоморох: Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!

Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,

А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

2 кума: А почём же твои яблочки? За сколько отдашь?

5 скоморох: Отдам за сто тысяч пословиц и поговорок. Не денег я хочу, а хорошее настроение.

Дети берут карточки с пословицами и поговорками. Называют их и объясняют.

2 кума: А второй день Масленицы – заигрыши. Во вторник люди также ходят в гости на блины, гуляют на ярмарках, катаются на санях. Кроме того, это день смотрин невест и сватовства, с тем чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.

6 скоморох: Ох, зима суровая, студёная! Замёрз я совсем! Да и что же это за ярмарка такая, без игр? Давайте поиграем!

Подвижная игра «Карусель».

3 кума: Среда – лакомки. Тещи приглашают зятьев и других гостей полакомиться своими блинами, проявить любовь и уважение к зятьям.

1 скоморох: Подходите, подходите!

На товары поглядите!

В магазинах дыни,

Баклажаны синие,

Груши золотые,

Тыквы толстопузые,

Сладкие арбузы!

2 кума: Продай дыни да арбузы! А спелые ли они? А сладкие?

1 скоморох: Продам, коль загадки отгадаете!

3 кума: Э, нет, так не пойдёт! Ты сам отгадай наши загадки, тогда мы весь товар твой и заберём!

Дети придумывают загадки (ТРИЗ)

1 кума: Ой, кума, ну ты и выдумщица, ну балагурка! Как хорошо придумала! Только дело делать – это тебе не в бирюльки играть!

3 кума: Ты зачем так говоришь? Обидеть хочешь?

1 кума: Да не кричи ты, как иерихонская труба!

2 кума: Тише, кумушки не ругайтесь! Никто никого обидеть не хочет. А то, что вы говорите, называется «крылатые выражения».

Дети объясняют, что такое «крылатые выражения». Берут карточки и объясняют выражения.

2 скоморох: Четвёртый день масляной недели – разгуляй. С этого дня начинается Широкая Масленица, когда нельзя работать, зато можно гулять и праздновать. Устраиваются веселые народные гулянья с развлечениями : катание в санях, бои, танцы, песни, прыгание через костер. И все сопровождается угощениями с блинами и варениками, сметаной и маслом. Чтобы кумушек помирить, давайте поиграем.

Танец «Кадриль»

1 кума: Пятница – это тёщины вечерки. День ответного визита тещи и родственников к своим зятьям на блины. Задача зятя в этот день — показать свое расположение и уважение к теще.

3 скоморох: Ох, я так играл, так танцевал, что даже распоясался! А вот и мой поясок! Только он не простой, а с заданиями! Кто их отгадает, тот блинной вкусный получит!

Д/и Волшебный поясок». (ТРИЗ).

4 скоморох: Ой, вы гляньте, посмотрите! Да это же не простые блины! Из этих блинков можно сказки составить!

Д/и «Котландия» (3 команды по 6 человек).

1 кума: Ну, а суббота – это золовкины посиделки. В субботу невестки традиционно зовут к себе в гости золовок, т. е. сестер мужа, угощают их блинами и дарят подарки. Эх, хороша масленица! Масляную неделю встретим, зиму проводим, весну встретим!

2 кума: а Воскресенье, последний день – Проводы Масленицы, Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы прощаются с зимой и сжигают чучело с остатками праздничной еды, а пепел развеивают по полю. Этот ритуал сопровождается массовыми гуляньями и театрализованными сценками. После вечернего церковного богослужения люди просят друг у друга прощения за причиненные неприятности и возможные обиды, чтобы вступить в Великий пост с миром в душе.

1 скоморох

Как на масляной неделе мы блинов напечь успели!

С пылу с жару из печи – все румяны - горячи!

2 скоморох

Масленица, угощай! Всем блиночки подавай!

С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте!

3 скоморох:

Всех блинами угостим, никого не пропустим!

Дети раздают блины и подарки.

Песня «Мы давно блинов не ели!»

Помощники на группах раздают детям своей группы блины.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» (старшая группа).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка!» Цель: рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму с работы, что сказать ей. Задачи: 1) Активизировать речь детей; 2) способствовать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у козочки рогатой» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Антошка» п. Новотерский Конспект непосредственной образовательной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес». Образовательная область: познавательное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Сорока-белобока» Программное содержание: Обучающие задачи: Обогащать словарный запас детей согласно теме. Упражнять в правильном употреблении существительных.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Зимушка — зима» в старшей группе Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и воспитание дружеских взаимоотношений.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Ферма. Домашние животные и птицы» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР «Бал цветов»Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР «Бал цветов» Цель: Расширять и систематизировать знания о цветах. Образовательные задачи: - учить названия цветов. - закреплять знания детей о цветах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми первой младшей группы «В гостях у Мишутки»Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми первой младшей группы «В гостях у Мишутки» Тема: «В гостях у Мишутки». Образовательная область: речевое развитие. Цель: совершенствование навыков устной речи детей. Задачи. Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 18:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД