Валентина Логинова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Здравствуй, весёлая Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи : формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ.
Тема: «Здравствуй, весёлая масленица!»
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Здравствуй, весёлая Масленица!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Цель: закрепить знания детей о традиционном русском народном празднике «Масленица», его происхождении и традициях русского народа во время проведения недели масленичных гуляний.
Интеграция образовательных областей : "Речевое развитие", "Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить с историей праздника Масленица.
2. Продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, колядками, «крылатыми» выражениями, сказками.
3. Формировать заинтересованное, уважительное отношение к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально –положительную основу для нравственного воспитания.
4. Формировать выразительность, интонационную точность речи.
5. Побуждать детей интересоваться смыслом слова, ввести в активный словарь слова: масленица, гуляние, традиции.
6. Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, производимых каким-либо объектом.
7. Упражнять детей в умении уточнять последовательность каких-либо событий во времени и пространстве.
8. Упражнять детей в умении находить общее для некоторых объектов объекты на 12 картинках.
9. Упражнять детей в умении обозначать действия и цель этих действий, определять время и место происходящего.
10. Продолжать учить придумывать сказки.
Развивающие :
1. Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.
2. Совершенствовать связную речь.
3. Способствовать развитию интереса к народным праздникам.
4. Развивать умение составлять рассказ с опорой на предметные картинки.
5. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать национальную гордость, чувство причастности к своему народу, уважительное отношение к культуре русского народа;
2. Вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов колядования.
3. Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.
Словарная работа: Масленица, гуляние, традиции, скоморохи, кум, кума.
Материалы: презентация на тему «Масленичная ярмарка», «завалинка», д/и «Собери пословицу», иллюстрации с изображением пословиц, иллюстрации с изображением «крылатых выражений», д/и «Поясок», д/и «Котландия», муляжи овощей и фруктов, д/и «Хорошо-плохо», заготовки для поделки «Ангел», кисти для клея, клей, розетки для клея, салфетки.
Выходят скоморохи.
1 скоморох:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись честной народ
Тебя ярмарка зовет!
2 скоморох:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости,
Давно вас ждут, друзья!
3 скоморох:
Расступись честной народ, не пыли дорожка,
Сюда ярмарка идёт погулять немножко!
Дедки с бабушками тоже.
Ну-ка, поспешай прохожий!
К нам на ярмарку собирайся,
Пой, веселись, развлекайся!
Эй, народ честной!
Не спеши! Постой!
Эй, честные господа!
Собирайтесь все сюда!
4 скоморох:
Всех, всех, всех мы созываем
Нынче праздник начинаем!
Масленицу встречаем
Зиму провожаем!
Весну закликаем
Гостей приглашаем!
5 скоморох:
Проходите все без стеснения!
Предъявите хорошее настроение!
Милости просим, билетов не спросим!
6 скоморох:
Эй, веселей, собирайся народ!
К нам масленица в гости идет!
Спешите скорее, спешите
Веселье и радость с собой захватите!
Ой, как много здесь девчат!
Познакомиться я рад
Ну-ка дружно, ну-ка в раз
Назови себя сейчас!
Да погромче, пошумней, чтобы знал я всех гостей!
Гости называют свое имя.
Скоморохи вместе: «Познакомились мы с вами - будем добрыми друзьями!»
1 скоморох:
Посмотрите, посмотрите!
Да головушку-то поверните
Масленица на пути!
Просим в гости – заходи!
Входят три кумушки.
1 кума: О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, кума, сколько кругом зевак собралось!
2 кума: И чего народу дома не сидится, чего пришли?
3 кума: Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали.
1 кума: Вон, глядите-ка, кто-то какие блины приготовил, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаете, по какому случаю такой пир горой?
2 кума: Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.
3 кума: Я вспомнила, народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть. А проводы зимы называются масленицей.
Подходят скоморохи.
1 скоморох: А чего весну ждать, её надо просто позвать.
2 скоморох: Как позвать?
1 кума: Надо заклички сказать, чтобы весна услышала и пришла.
Дети вспоминают заклички.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
***
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
***
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
***
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
***
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
***
- Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
***
Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!
***
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
***
3 Скоморох: Ой, да пока мы весну ждать будем, мы совсем замёрзнем. Да и не по-людски получается. Зимой тоже было много хорошего. Нельзя её прогонять. Нужно проводить её.
4 скоморох: А что ж хорошего было зимой? Зима – плохая, холодная, студёная и злая.
3 кума: Не ссорьтесь, не ругайтесь. Давайте разберём всё по-порядку.
Д/и «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
1 кума:
Я слыхала, что каждый день масляной недели имеет своё название. Понедельник – встреча. В первый день Масленицы сооружается чучело Зимы и ставится на главной площади. Хозяйки начинают печь блины, первым из которых следует угостить бедного и неимущего человека, чтобы он помянул умерших родственников. В гости друг к другу приходят сваты.
5 скоморох: Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
2 кума: А почём же твои яблочки? За сколько отдашь?
5 скоморох: Отдам за сто тысяч пословиц и поговорок. Не денег я хочу, а хорошее настроение.
Дети берут карточки с пословицами и поговорками. Называют их и объясняют.
2 кума: А второй день Масленицы – заигрыши. Во вторник люди также ходят в гости на блины, гуляют на ярмарках, катаются на санях. Кроме того, это день смотрин невест и сватовства, с тем чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.
6 скоморох: Ох, зима суровая, студёная! Замёрз я совсем! Да и что же это за ярмарка такая, без игр? Давайте поиграем!
Подвижная игра «Карусель».
3 кума: Среда – лакомки. Тещи приглашают зятьев и других гостей полакомиться своими блинами, проявить любовь и уважение к зятьям.
1 скоморох: Подходите, подходите!
На товары поглядите!
В магазинах дыни,
Баклажаны синие,
Груши золотые,
Тыквы толстопузые,
Сладкие арбузы!
2 кума: Продай дыни да арбузы! А спелые ли они? А сладкие?
1 скоморох: Продам, коль загадки отгадаете!
3 кума: Э, нет, так не пойдёт! Ты сам отгадай наши загадки, тогда мы весь товар твой и заберём!
Дети придумывают загадки (ТРИЗ)
1 кума: Ой, кума, ну ты и выдумщица, ну балагурка! Как хорошо придумала! Только дело делать – это тебе не в бирюльки играть!
3 кума: Ты зачем так говоришь? Обидеть хочешь?
1 кума: Да не кричи ты, как иерихонская труба!
2 кума: Тише, кумушки не ругайтесь! Никто никого обидеть не хочет. А то, что вы говорите, называется «крылатые выражения».
Дети объясняют, что такое «крылатые выражения». Берут карточки и объясняют выражения.
2 скоморох: Четвёртый день масляной недели – разгуляй. С этого дня начинается Широкая Масленица, когда нельзя работать, зато можно гулять и праздновать. Устраиваются веселые народные гулянья с развлечениями : катание в санях, бои, танцы, песни, прыгание через костер. И все сопровождается угощениями с блинами и варениками, сметаной и маслом. Чтобы кумушек помирить, давайте поиграем.
Танец «Кадриль»
1 кума: Пятница – это тёщины вечерки. День ответного визита тещи и родственников к своим зятьям на блины. Задача зятя в этот день — показать свое расположение и уважение к теще.
3 скоморох: Ох, я так играл, так танцевал, что даже распоясался! А вот и мой поясок! Только он не простой, а с заданиями! Кто их отгадает, тот блинной вкусный получит!
Д/и Волшебный поясок». (ТРИЗ).
4 скоморох: Ой, вы гляньте, посмотрите! Да это же не простые блины! Из этих блинков можно сказки составить!
Д/и «Котландия» (3 команды по 6 человек).
1 кума: Ну, а суббота – это золовкины посиделки. В субботу невестки традиционно зовут к себе в гости золовок, т. е. сестер мужа, угощают их блинами и дарят подарки. Эх, хороша масленица! Масляную неделю встретим, зиму проводим, весну встретим!
2 кума: а Воскресенье, последний день – Проводы Масленицы, Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы прощаются с зимой и сжигают чучело с остатками праздничной еды, а пепел развеивают по полю. Этот ритуал сопровождается массовыми гуляньями и театрализованными сценками. После вечернего церковного богослужения люди просят друг у друга прощения за причиненные неприятности и возможные обиды, чтобы вступить в Великий пост с миром в душе.
1 скоморох
Как на масляной неделе мы блинов напечь успели!
С пылу с жару из печи – все румяны - горячи!
2 скоморох
Масленица, угощай! Всем блиночки подавай!
С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте!
3 скоморох:
Всех блинами угостим, никого не пропустим!
Дети раздают блины и подарки.
Песня «Мы давно блинов не ели!»
Помощники на группах раздают детям своей группы блины.