МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства».

Ирина Панкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства».

Программное содержание:

Образовательные задачи: дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе; расширить представления детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении, имеет вес и силу, при нагревании поднимается вверх, его роли в природе и жизни человека; дать детям представление о движении воздуха. Дать детям знания о том, что все предметы и вещества состоят из мельчайших частиц. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Дать элементарные представления о значении чистого воздуха. Продолжать учить детей употреблять в речи развернутые, сложноподчиненные предложения. Расширять и активизировать словарь детей («газ», «бесцветный», «безвкусный», «расширяется», «сжимается», «воздухоплаватель»).

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе „Воздух и его свойства“,» размещена в разделах

Развивающие задачи: развивать навыки проведения опытов, умения анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Развивать у дошкольников мышление, внимание, речь-рассуждение, речь-доказательство.

Воспитывающие задачи: обратить внимание детей на проблему загрязнения воздуха. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающей среде. Продолжать воспитывать навыки этикета, взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Материал: стаканы (16 шт., бумага (8 шт., веера (8шт., воздушные шары разной формы (4-5шт., весы, миска со снегом, бутылка пластиковая, камушки, термос, картонная спираль, карточки магнитные с изображением физических свойств воздуха, плакат демонстрационный «Живая и неживая природа», иллюстрация с изображением воздушного шара, масляные радиаторы (2 шт., картонные змейки (8 шт.).

Ход:

Здравствуйте, ребята! Вы любите удивляться? А чему вы удивляетесь? Сегодня я хочу вас удивить.

Демонстрация опыта «Непроливающаяся вода»

Постановка проблемы:

Ребята, почему вода не вылилась из ведра? (Выдвижение гипотезы детьми). Что удерживает воду в ведре? Что не дает воде пролиться? (Дать посмотреть ведро с водой, обратить внимание на количество воды в ведре.) Что есть ещё в ведре, помимо воды?

Воспитатель: А что воздух может быть таким сильным, что удерживает воду в ведре, не дает ей пролиться? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как вы считаете, что такое воздух? (Ответы детей.) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его. Как вы думаете, где есть воздух? Воздух повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух. Какой он? (Ответы детей.) Предлагаю это выяснить в нашей лаборатории.

Дети подходят к столу

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к изучению воздуха, вспомним правила поведения в лаборатории:

- не толкай соседа во время работы;

- сначала посмотри, потом повтори;

-поработал - положи на место;

Воспитатель: Итак, приступим!

Воспитатель: Возьмите камень в руки. Он какой? Постучите им по столу.

Дети: Твердый.

Воспитатель: Водой мы можем постучать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что она может делать? Какая вода? (Жидкая, может переливаться, течь.)

Воспитатель: Воздухом можно постучать, можно его потрогать? А перелить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Совершенно верно. Воздух имеет газообразное состояние. Воздух – это газ. И у этого газа есть свои свойства.

Воспитатель: Мы можем увидеть воздух? Почему? (Воздух прозрачный.)

Выкладываются на мольберте карточки со свойствами воздуха

Воспитатель: Какого цвета воздух? (Воздух бесцветный.)

Воспитатель: Вдохните воздух носом…Чем пахнет воздух? (Ничем. У воздуха нет запаха.)

Воспитатель: А теперь вдохните воздух ртом….Какой вкус у воздуха? (У воздуха нет вкуса.)

Воспитатель: Какую форму имеет воздух? Обратите внимание на наши воздушные шарики (Воздух принимает форму тела, в котором он находится.)

Воспитатель: Воздух мы можем почувствовать, возьмите веер и помашите им. Что вы чувствуете? Мы пошевелили воздух и почувствовали кожей ветерок. Какой он? (Прохладный.)

Воспитатель: Как вы думаете, а воздух может быть сильным? (Ответы детей.) Возьмите в руки белую бумагу и подуйте на нее. Что происходит с бумагой? (Она шевелится.) А что ее шевелит? (Ветер, воздух.) Значит, у воздуха есть сила? (Да.)

Воспитатель: Так что же удерживало воду в ведре, когда я вращала ведром с водой? Что это за сила? (Воздух.)

Воспитатель: А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздухом дышат люди, растения, животные – все живые организмы.

Воспитатель: У воздуха осталось еще много секретов, вы хотите их узнать?

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что у воздуха есть сила, а есть ли у него вес? Ребята, как вы думаете? (Предположения детей.)

Демонстрация опыта «Воздух имеет вес»

Воспитатель: Что произошло? В какую сторону весы отклонились? Почему? Что находится внутри надутого шара? (Воздух.)

Дети самостоятельно выполняют опыт по взвешиванию надутого и ненадутого шаров.

Воспитатель: Ребята, что у вас показывает стрелка весов? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Воздух имеет вес.)

Воспитатель: Ребята, а как вы обычно надуваете воздушный шар? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сейчас я покажу, как можно надувать шар по - другому?

Демонстрация опыта «Расширение-сжатие воздуха»

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

Воспитатель: Почему так происходит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Воздух при нагревании расширяется, ему становится тесно в бутылке, и он перемещается в шарик.

Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом. Воспитатель: Что происходит с шаром сейчас?

Дети: Шар сдувается.

Воспитатель: Почему сдулся шар? (ответы детей)

Воспитатель: Воздух в бутылке охлаждается и сжимается и весь воздух, который был в шарике, возвращается обратно в бутылку, и шарик сдувается. Почему так происходит? (Ответы детей.)

Воспитатель: Воздух как любое вещество или предмет состоит из множества маленьких частичек. Представьте, что это маленькие человечки, т. к. воздух – это газ, то человечки очень подвижны, любят бегать прыгать и не держатся за руки.

Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка.Представьте, что вы – это маленькие человечки. Сейчас в нашей комнате комнатная температура и человечки ходят спокойно, но вдруг похолодало, человечкам стало холодно, они замерзают и жмутся друг к другу. Воздух сжимается. Оглянитесь, сколько мы вместе заняли места? (Мало.) Но вот солнце стало греть сильнее, человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, а потом разбегаются в разных направлениях. Воздух расширился. Посмотрите, мы заняли много места. (Повторить 3 раза.). Почему надулся шарик, когда бутылка была в горячей воде? (Воздух нагрелся). Вот так был изобретен первый воздушный шар. Это было очень давно, когда еще не было электрических лампочек, автомобилей. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух, а потом стали летать и люди. Таких людей называют воздухоплавателями. Это сложное слово, из каких частей состоит? («Воздух» и «плавать».)

Воспитатель: Свойство воздуха расширяться при нагревании используется при образовании ветра. Это свойство мы с вами можем увидеть в следующем опыте.

Демонстрация опыта «Живая змейка»

Воспитатель предлагает рассмотреть «змейку» и ее спиральную конструкцию и демонстрирует вращение «змейки» над масляным радиатором. Затем дети самостоятельно выполняют этот же опыт.

Воспитатель: Почему она крутится? (Ответы детей.)

Воспитатель: Потому что, она висит над обогревателем, и теплый воздух, поднимаясь вверх, ее раскручивает. Вот так же в природе образуется ветер. Солнце греет землю, а от земли нагревается воздух и мощные нагретые воздушные массы устремляются вверх, образуя ветер. Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может не только удержать воду в ведре, но и двигать по морю большие корабли, надувая паруса.

Воспитатель: Итак, ребята, что сегодня мы узнали про воздух (что это, какие свойства у него есть? Для чего нужен воздух? Предлагаю посмотреть небольшой фильм.

Просмотр презентации «Значение воздуха»

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что воздух нужен для дыхания всем, кто относится к живой природе. (Слайд № 2). Как ещё человек использует воздух? (Ответы детей., (Слайд № 3). (Чтобы передвигаться на воздушном транспорте, прыгать с парашюта, плавать на яхте.) Ещё воздух помогает звучать музыкальным инструментам, которые относятся к какой группе? (Слайд № 4). Можем ли мы использовать воздух в своих играх? (Слайд № 5). Иногда люди загрязняют воздух. Что может загрязнять воздух? (Слайд № 6.) Вы знаете, что нужно делать, чтобы воздух в помещении и на улице был чище? (Слайд №7.)

Воспитатель: Что нового сегодня на занятии вы узнали? Где это нам может пригодиться? Спасибо вам за работу.

Воспитатель дифференцированно оценивает работу детей на непосредственной образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мы — исследователи» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Троцюк Н. В. 2012 год Цель:расширение и уточнение представлений о воздухе.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства».
Опубликовано: 25 июня 2013 в 22:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД