МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»

Татьяна Мельник
Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей

Экскурсия в музей в подготовительной группе по ознакомлению с шорской культурой

«Моя малая родина»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Познакомить с шорской культурой.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей „Моя малая Родина“» размещена в разделах

образовательная: продолжить знакомить детей с родным краем, с коренными жителями юго-кузбасса и Новокузнецка – шорцами, с их бытом и культурой.

воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа, к людям разных национальностей. Воспитывать желание посещать музеи, закрепить знания их культурной ценности, правил поведения в музее.

развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.

Оформление и атрибуты: фотографии символики шорцев, куклы в национальных шорских костюмах, принадлежности домашнего обихода, обереги, шаманский бубен с шорским орнаментом, макет шорского поселения.

Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети. (слайд Моя малая родина)

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети сидят на стульях, появляется краевед.

Краевед: Здравствуйте ребята, я краевед, я занимаюсь изучением родного края, а вы знаете историю родного края? Люди, каких национальностей жили на земле Кузнецкой, чем они занимались, какие у них были традиции, обычаи, знаете? Сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие в одно загадочное, волшебное место - музей.

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Нам долго выбирать не нужно место

Мы дружно отправляемся в музей!

Нас вернисажи, выставки встречают,

А краевед на встречу к нам спешит,

И, несомненно, все мы получаем,

Здесь что-то для ума и для души,

Музей нам дарит много впечатлений

И учит нас прекрасное ценить,

Мы знаем – память многих поколений

Музеи будут бережно хранить!

В нашем музее проходит выставка экспонатов под названием – «Моя малая родина!».

Ребята, а вы знаете правила поведения в музее?

Ребята: Да! Вести себя тихо и не трогать экспонаты руками!

Краевед: Молодцы! Что ж тогда начнем нашу экскурсию.

Ребята подскажите, а в какой стране мы живем?

Ребята: России!

Краевед: Правильно! Наша страна, наша родина Россия. Есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет! А кто скажет в какой области мы живем.

Ребята: Кемеровской!

Краевед: Правильно! Если посмотреть на карту, то мы увидим, что кемеровская область, находится почти посередине России. (слайд карта России)

А в каком городе мы живем?

Ребята: Новокузнецке.

Краевед: А как называют жителей Новокузнецка?

Ребята:Новокузнечане.

Краевед: Давайте на карте найдем наш город Новокузнецк он находится на юге Кемеровской области. (слайд Кемеровской области) Дети, а как вы думаете почему наш город назван Новокузнецком?

Ребята: Здесь жили Кузнецы!

Краевед: Правильно! Здесь жили Кузнецы!

(садятся на места)

В далекие-далекие времена когда нашего города еще не было, по берегам реки Томь, ее притокам Мрас-су и Кондома проживали люди небольшими малочисленными группами,их называли -горные Шорцы!

(Слайд шорские пейзажи+текст и музыка)

Шорцы жили в юртах, лесных землянках. (Слайд шорские жилища) Название этого народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных племён, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” – печаль. Сильные и выносливые работоспособные шорцы, талантливы от природы! Русские в старину называли шорцов – «Кузнецами» за их умение добывать, плавить железо и изготавливать из них предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля, город Кузнецк, позже названный Новокузнецком.

Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружия и мечи. Повсеместно была распростронена обработка кожи и дерева (изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей). (Слайд ремесло)

Домашняя посуда - деревянная и берестяная изготавливалась преимущественно самими хозяевами. Для хранения зерна, меда использовали берестяные туеса. (Слайд деревянная и берестяная посуда)

(осмотр экспонатов)

У южных шорцев главным занятием оставалась охота, собирательство и рыболовство,они занимались скотоводством, земледелием, торговлей и изготовлением и сбытом глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство, сбор кедрового ореха.

Итак, шорцы – коренные жители нашего города и Кемеровской области. Не важно в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.

Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей нашего города – шорцами. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по шорски «Эзеноктар!», а вы попробуйте мне ответить «Эзен!».

Дети:Эзен!

Краевед: Название нашей реки Аба (показывает на карте) которая не замерзает зимой –тоже шорское.

Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами - хозяев тайги, гор, рек, озер., которые могут помогать или вредить людям. Общение с духами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. (Слайд шаман с бубном)

(осмотр экспонатов)

Шаманы во время волшебного магического танца – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте, перед сбором урожая. Ни одно дело не обходилось без шамана.

Краевед: Я предлагаю вам поиграть в шорскую народную игру «Белый шаман»! (проводится игра). -

Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.

Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.

Краевед: Молодцы ребята!

(осмотр экспонатов)

Ремесло шорцев носило домашний характер. Женщины занимались ткачеством. Первоначально одежда шилась вручную. Материал выкраивался острым ножом. Детали сшивались с помощью шила и иглы прочными нитками. Позже одежда стала фабричного производства темных практичных расцветок. Мужская и женская одежда была почти одинаковой, состояла из рубахи, штанов и халата с вышивкой. (слайд одежда) Женская одежда оживлялась бусами, ожерельями, тонкими перстнями или медными кольцами, серьгами из стальной проволоки или меди с бисером, а волосы украшались бусинами, маленькими медными колокольчиками. (слайд украшения) Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Нижнего белья шорцы не носили. Особой ритуальной, праздничной одежды не было. Зимой надевали несколько халатов, один поверх другого. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами.

Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.

(осмотр экспонатов)

(Слайд береза в лентах) Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семьи благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи.

Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»

Игра «Перетягивание палки» (Тайактартканы)

Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.

Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.

Бела, пушиста и мягка

На землю сеется мука. (Снег)

Одежек носит 100 она,

А пуговица лишь одна. (Капуста)

Край худой да край гнилой,

В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)

Без воды и без огня

Котелок кипит у пня. (Муравейник)

Скачет девочка в избе

На кудрявой голове.

Скок, скок, поскок

На ноге поясок. (Веник)

Без рук, без ног бедняжка,

А рядится в рубашку. (Подушка)

Землю солнышко пронзило

Красный лучик обломило. (Морковь)

Существует легенда что в шории живет Йети - снежный человек. (игрушка -йети)

(осмотр экспонатов)

Снежный человек, йети – это все названия одного и того же загадочного существа, жителя на нашей планете.

Краевед: Ребята посмотрите, сколько разных предметов шорского быта, украшенных яркими узорами. Все эти предметы сделаны руками замечательного и трудолюбивого народа, и все они украшены шорским орнаментом. (слайд шорский бубен, наскальные рисунки)

(осмотр экспонатов)

Давайте внимательно рассмотрим рисунки на всех этих предметах. Обратите внимание, какие линии использованы, какие цвета преобладают?

- Дети, у шорцев существовало поверье, если на камне нарисовать животное и унести этот камень в тайгу, то в следующий раз туда можно смело идти на охоту, там обязательно будут звери, охота будет удачной. А если нарисовать другие рисунки и положить в юрту, у очага, у постели и так далее, то в доме будет достаток, благополучие, все будут здоровы.

Давайте рассмотрим рисунки на камнях.

Шорцы в своих орнаментах используют: прямые, ломаные и волнистые линии, спирали, треугольники, черточки, крестики, волнистые линии с одной и двумя петлями. Также рисуют рыб, зверей, елочки, птиц.

Основные цвета: зеленый, желтый, синий, красный, белый.

Давайте рассмотрим элементы орнамента. Предлагаю эти элементы нарисовать самим.

Изодеятельность.

Наша экскурсия подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Надеюсь, что это знакомство не закончилось, а только начинается.

Ребята ответьте, а о чем была наша экскурсия? Вам понравилась экскурсия? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Краевед: Вы все большие молодцы, хорошо потрудились и узнали за сегодня много нового.

Мы сделаем выставку ваших работ, которую увидят ваши родные и близкие.

Всем большое спасибо!

Прикреплённые файлы:

dlja-saita_3me6m.pptx | 15064,37 Кб
 
Публикации по теме:

Беседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областейБеседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Беседа с детьми старшей группы «День семьи, любви и верности» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «День семьи, любви и верности» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи: - формировать.

Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группеКонспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группе МБДОУ №29 «Золотая рыбка» Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группе Стручкова С.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя малая Родина — село Марфино» Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства. Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Город Владимир — моя малая Родина» Актуальность обращения к теме "В белоснежном кружеве храмов – Величественный монолит. Словно святыня в раме, Град древний – Владимир стоит,.

Конспект НОД «Музыка в математике» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие». Цель: Развитие музыкальных, интеллектуальных.

Конспект образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в старшей группе Описание материала: «Музыка и математика» по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Это конспект интегрированного занятия, направленного.

Конспект занятия по ФЦКМ с интеграцией образовательных областей «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные задачи: • расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях; • познакомить.

Консультация «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»
Опубликовано: 3 января 2019 в 16:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД