Ирина Попугай
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Что растёт в водоёме?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Что растёт в водоёме?»
Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.
Задачи
1. Формировать представления о жизни растений.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Что растёт в водоёме?“» размещена в разделах
2. Объяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
3. Развивать познавательную активность.
Материал: глобус, мяч, магнитофон, звукозапись с быстрой и медленной музыкой, панно с изображением водных растений (рогоз, ряска, камыш, кубышка, кувшинка);карточки с изображением моря, ручейка; карточки с изображением растений, обитающих в воде и на суше; листы бумаги с контурами растений, обитающих в воде и на суше.
Предварительная работа
1. Чтение художественной литературы о растениях водоёма : В. Степанов «Кувшинка», С. Ос «Кувшинки», Ю. Мориц «Кувшинка», И. Токмакова «Лютик».
2. Подбор картин и иллюстраций с изображениями растений водоёма.
3. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном растении водоёма, нарисовать его или сделать художественную поделку.
ХОД
В группу к детям приходит сказочный персонаж Капелька.
Капелька:
-Здравствуйте ребята, я хочу вам предложить совершить путешествие в Водное царство, но сначала разобраться, где это царство находиться.
Капелька (демонстрирует детям глобус) :
-Ребята, кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель:
-Правильно, это глобус – модель планеты Земля.
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем!
В. Орлов
(Воспитатель вместе с детьми находит на нем океаны, моря, реки и озера.)
Воспитатель обобщает:
-На Земле существует целое Водное царство - это океаны, моря, реки, озера. Даже обыкновенные ручейки и лужи – это тоже маленькие частицы большого Водного царства. Вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоем – это единственный дом.
Капелька:
-Ребята, какие же растения живут в водоеме?
Дети называют растения, а воспитатель показывает панно с водными растениями.
Воспитатель:
- Как эти растения приспособились к жизни в воде? Что у них для этого есть? (Ответы детей)
(У всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой.)
Воспитатель:
-А какое растение не прикрепляется ко дну? (Ряска). Давайте расскажем о нем Капельке?
Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении.
Рассказ сопровождается рисунком.
«Ряска похожа на маленькие зеленые лепешки. Они плавают на поверхности воды, а вниз идет длинная ниточка. На конце этой ниточки - колпачок. Это груз, который прижимает ряску к воде и не дает ей перевернуться. От взрослого растения все время отделяются молодые рясочки. Многие рыбы питаются ряской».
Капелька:
-Молодец. Очень интересный рассказ.
Воспитатель:
-Как вы думаете, где больше растет водных растений – у берега или в середине водоема? И почему? (Ответы детей)
(Растения растут у берега, потому что вода у берега лучше прогревается солнышком и более теплая. А в глубине солнце не может полностью прогреть воду, и там растут в основном водоросли.)
Физкультминутка
Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль,
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
В. Волина Дети идут к центру круга, наклоняются,
трут лицо руками.
На каждую строчку четыре
Движения ладонями к лицу.
Идут по кругу,взявшись за
руки.
Показывают «брасс».
Показывают «кроль».
Идут по кругу, сложив вытянутые руки.
Меняют направление движения,
маршируют.
Воспитатель:
-А теперь давайте послушаем следующий рассказ о другом растении водоема, о каком отгадайте.
Кувшинчики и блюдца,
Не тонут и не бьются. (Ответы детей)
(Кувшинки)
Капелька:
-Ребята, как вы догадались, что это кувшинки? (Ответы детей)
Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении. Рассказ сопровождается рисунком.
«Кувшинка. Растение с нежным и красивым цветком. У кувшинки длинный крепкий стебель уходит под воду, а корень тоже очень крепкий. Надежно удерживает кувшинку и не дает течению реки ее унести. А еще кувшинка – это растение – часы : утром бутон всплывает на поверхность воды и раскрывается, а вечером и перед дождем закрывается и погружается в воду».
Капелька:
-Молодец! Я узнала много интересного о кувшинке.
Воспитатель:
- Отгадайте следующую загадку о водном растении.
Как его назвать? Среди болот
Высоко и быстро он растёт,
Словно он бамбук, а не трава,
Тёмною сигарой – голова.
(Ответы детей) (Рогоз)
Капелька:
-Какие слова вам помогли догадаться, что это рогоз? (Ответы детей)
-Воспитатель:
- Кто расскажет нам о рогозе?
Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении. Рассказ сопровождается рисунком.
«Рогоз растет вдоль топких берегов водохранилищ, рек, озер и прудов. Цветение наступает в конце июня или начале июля. Семена рогоза созревают в августе. Внутри початка находятся семена, прикрепленные к пушинкам».
Капелька:
- Молодцы. Вы подготовили интересные рассказы о растениях.
Игра «Море и ручеек»
Ход игры
Дети сидят на стульях, расположенных двумя полукругами. В руках детей одного полукруга – картинки с изображением моря. В руках у других детей картинки с изображением ручейка. Когда звучит музыка в быстром темпе, дети поднимают картинки с изображением ручейка, когда медленно – с изображением моря. Произведения исполняются в разной последовательности несколько раз.
Воспитатель:
-Ребята, подумайте, могут ли все эти растения жить без воды? (Ответы детей)
Нет, вода - это их дом, без которого они жить не могут. Там где нет воды, нет и таких растений.
Игра «Угадай, что где растет»
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение : водоем, огород, луг, поле, лес.
Индивидуальная работа с карточками
Одной группе детей дать карточки с изображением растений, живущих в воде и на суше.
Задание
Отобрать только водные растения и поместить их в импровизированный водоем (голубой лист бумаги).
Другой группе детей предложить работу с рисунками. Дети получают листы бумаги с контурами растений, обитающих в воде и на суше.
Задание
Раскрасить только водные растения.
Заканчивая выполнять задания, вспоминаем, что нового узнали из беседы.
Капелька:
-Ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного о водных растениях. Но наше путешествие не заканчивается. Нас ждут новые путешествия в Мир водоёма.
Литература:
О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!"