Светлана Назарова
Модель непрерывной образовательной деятельности «Что мы знаем о птицах» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Развивать у детей знания о зимующих перелетных птицах. Расширять знания о жизни птиц и их детенышей. Воспитывать бережное отношение к природе. Прививать у детей представления о жизни птиц в природных условиях (чем питаются, способы передвижения, приспособленность к жизни). Продолжать развивать умение рисовать птицу, передавая форму тела и его частей, оперение. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата, развивать образное воображение, творчество.
Публикация «Модель непрерывной образовательной деятельности „Что мы знаем о птицах“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Материалы и оборудования. Кукла «Старичок Лесовичок», корзиночка, яйцо, таблица, карточки с изображением строения яйца, птенец, птица; скворечник, аудиозапись с пением птиц, простые и цветные карандаши, листы альбомные, мячик.
Методические приемы. Загадывание загадок, стихи о птицах, исполнение песни П. Синявского «Воробей», дидактические игры: «Вопросы-ответы», «Произнеси и покажи», «Узнай какая птица», «Хорошо-плохо», «Вороны и воробьи», рассматривание картинок, слушание пения птиц, сюрпризный момент – приход Старичка Лесовичка.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц, подвижная игра «Птички полетели», самостоятельно-художественная деятельность вне занятий, разучивание песни вместе с музыкальным руководителем П. Синявского «Воробей».
Совместная деятельность с родителями. Предложить родителям совершить с детьми прогулку по парку, понаблюдать за птицами, послушать пение птиц, выучить с детьми стихи о птицах, провести беседу о бережном отношении к птицам, к природе.
Ход занятия
Воспитатель: Послушайте, дети, стихотворение-загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
А кого паук боится
Угадали? Это …
Дети: Птица.
Воспитатель: (включается запись с птичьими голосами) Что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как поют птицы, пение птиц.
Воспитатель: Как поют птицы?
Дети: Красиво, мелодично, звонко, весело, ласково, тихо, громко, по-разному.
Воспитатель: Поиграем в игру «Произнеси и покажи» (изобразить голосом птицу и показать на картинке).
Дети: (поочередно издают звуки птиц и показывают их на картинке)
Кар-кар (ворона, Чик-чирик (воробей, Ку-ку (кукушка, Крак-крак (грач, У-у-угу (сова, Тлё-тлё (снегирь, Кау-кья (галка, Сви-ри-ри (свиристель).
Воспитатель: Скажите, в какое время года больше слышно пение птиц?
Дети: Весной, летом.
Воспитатель: Почему?
Дети: Весной и летом тепло, есть питание для птиц, солнышко светит, у них есть друзья.
Воспитатель: Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелетные.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какая это птица?»
(воспитатель бросает мяч, называет название птицы, а дети отвечают – перелетная это птица или зимующая).
После игры воспитатель показывает детям скворечник.
Воспитатель: Посмотрите дети, что это?
Дети: Скворечник, домик для птиц.
Воспитатель: Посмотрите, кто там сидит?
(проводит игру «Вопрос-ответ» по таблице с картинками)
Дети: Птичка.
Воспитатель: Как называют детеныша у птицы?
Дети: птенец, птенчик.
Воспитатель: Вы хотите что-нибудь узнать о птенчике?
Дети: Да.
Воспитатель: Жил-был птенчик. Но не знает, зачем родился. Скажите птенчику: Для чего он родился?
Дети: Чтобы научиться летать, прыгать, уничтожать вредных насекомых, клевать зернышки, петь.
Воспитатель: Кем раньше был птенчик?
Дети: Яйцом, птенец был в яйце.
Воспитатель: Из чего состоит яйцо?
Дети: Желток, белок, скорлупа.
Воспитатель: Из чего появился птенец?
Дети: Из желтка.
Воспитатель: А белок для чего нужен?
Дети: Белком птенец в яйце питался.
Воспитатель: Кто дал жизнь яйцу?
Дети: Мама, папа птенца.
Воспитатель: Враги есть у птиц?
Дети: Есть.
Воспитатель: Назовите, какие враги.
Дети: Кошка, коршун, лиса, куница, злой человек, который не любит птиц. А ещё птица может погибнуть от грязной воды, от мусора.
Воспитатель: Друзья у птицы есть?
Дети. Воробей, ласточка и (перечисление других птиц). Добрый человек, который делает кормушки, скворечники, подкармливает зимой птиц.
Воспитатель: Когда вырастит птенчик, как вы думаете, какой он будет птицей?
Дети: Орлом, Петухом, Снегирем, Совой и т. д.
Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель: Птенчик – хорошо. Почему?
Дети: Маленький, пушистый, красивый, легкий.
Воспитатель: Птенчик – плохо. Почему?
Дети:Беззащитный, не может летать, добывать пищу, если у него нет родителей, друзей.
(Стук в дверь. Входит Старичок Лесовичок)
Старичок Лесовичок : Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки.
Дети: Здравствуйте.
Старичок Лесовичок : Я в лесу ходил, бродил и нашел яйцо. Не знаю, кто его потерял. Но лесные жители говорят, что из яйца появится щенок, медведь… Помогите нам, ребята, разобраться, кто же из яйца появится?
Воспитатель: Поможем лесным жителям и Старичку Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто же из яйца вылупится?
Дети: Птенец.
Физкультминутка:
игра «Вороны и воробьи»
(Вороны ходят, крыльями машут медленно, воробьи прыгают и машут крылышками быстро. В игре, кто был воронами становится воробьями, а кто был воробьями – воронами. Действия детей выполняются по сигналу воспитателя)
Воспитатель:
Кошка пробежала, всех птиц напугала (дети садятся на стульчики)
Нарисуем для Старичка Лесовичка, кто же может вылупиться из яйца.
А ты, Старичок Лесовичок отдохни и посмотри как дети рисуют.
(Дети садятся за столы)
Посмотрим строение птицы (при этом показывает на картину). Что у птицы есть?
Дети: Голова, грудь, шея, туловище, лапки, хвост, клюв.
Воспитатель: Голова какой формы?
Дети: Голова у птицы круглая.
Воспитатель: Туловище какой формы?
Дети: Овальное.
Воспитатель: С чего мы начнем рисовать?
Дети: С туловища.
Воспитатель: А потом?
Дети: Голову, крылья, лапки, хвост.
Воспитатель: Как правильно нарисовать контур?
Дети: Сильно на карандаш не нажимать.
Воспитатель: А раскрашивать как вы будете?
Дети: Раскрашивать в одном направлении, без просветов, за линию контура не выходить.
Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем птичку.
(Дети в воздухе показывают движения. Включается запись П. И. Чайковского «Времена года», дети начинают рисовать. После окончания работы, рисунки детей выставляются на выставку).
Старичок Лесовичок : Каких красивых птиц нарисовали! Молодцы!
Воспитатель: Дети посмотрите на рисунки и скажите: кому какая птица понравилась и почему?
(Дети высказывают свое мнение о понравившихся нарисованных птицах)
Воспитатель: Вы все дети постарались. Красиво нарисовали своих птиц. Молодцы! Посмотрите, эта птичка похожа на какую?
Дети: На снегиря. Красная грудка, черненькая шапочка.
Воспитатель: Кто знает загадку про снегиря?
Ребенок:
Зимой на вид как яблоки
Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это… (снегири).
Старичок Лесовичок : А может кто-нибудь из ребятишек знает стихи про птиц?
Ребенок:
Ждет гостей высокий клен
Дом на ветке укреплен
Краской выкрашена крыша
Есть крылечко для певцов.
К нам летит семья скворцов.
Ребенок:
За что люблю я воробья?
За то, что он
Такой,
Как я….
Когда приходят
Холода –
Не улетает никуда.
Воспитатель: А мы ещё знаем песню «Воробей».
1 куплет:
Воробей простачок
Серая манишка
Собираешь червячков
Деловой мальчишка.
Припев:
Чик-чирик, чик-чирик,
Я к удаче привык.
Чик-чирик, прыг да прыг.
2 куплет:
Удалой воробей
Целый день крутился.
И работой своей
Воробей гордился.
Припев тот же.
(Слова и музыка П. Синявского)
Старичок Лесовичок : Спасибо, ребята, за стихи и песню, а самое главное за ваши рисунки. До свидания.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам летит?
Дети: Птичка к нам прилетела.
Воспитатель: Посмотрите, что у неё в клюве?
Дети: Конфеты.
Воспитатель: Какая добрая птичка. Спасибо!
Дети: Спасибо!
Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили?
Дети: О птицах.
Воспитатель: Кто к нам на занятие приходил?
Дети: Старичок Лесовичок, прилетала птичка.
Воспитатель: Что мы делали на занятии?
Дети: Играли в игры, рассматривали картинки, рисовали птиц, отгадывали загадки, читали стихи, пели песни.