Индира Демирова
Конспект НОД «Альбом для инопланетянина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема «Альбом для инопланетянина».
Цель: формировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости путем программирования.
Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Альбом для инопланетянина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- НЛО, инопланетяне. Идеи для занятий с детьми
- Темочки
Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Воспитывать внимательное отношение к мнению сверстников, формировать умение доброжелательного коллективного обсуждения информации и совместного принятия решений.
Воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Форма организации: Групповая, подгрупповая.
Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Педагогические технологии:
здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка);
технологии проектирования (проектирование деятельности по созданию альбома, метод экспериментирования, сравнения, наблюдения);
технология исследовательской деятельности (наблюдения, эксперименты);
ИКТ (подбор иллюстративного, дополнительного познавательного материала).
Игровые технологии.
Предварительная работа: беседа и рассматривание валюты разных стран, просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», словесная игра «Что, где продается?», сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Банк».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Материал и оборудование: планшет, брошюратор, проектор, экран, шаблон плана - карты с заданиями, альбомные листы с готовыми отверстиями для брошюратора, флаги и деньги разных стран; для экспериментов: 4 стола, магниты, магнитные мольберты; 2 стакана с водой, кошельки, монеты, бумажная купюра (не настоящая) на каждого ребенка, схемы для проведения экспериментов, карта фиксации результатов экспериментов; игра «Семейный бюджет», игра «Какие бывают магазины?», стулья – по количеству детей.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :
проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
обладают установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;
активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства;
обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
достаточно хорошо владеют устной речью, может выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, владеют основными движениями;
способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонны наблюдать; способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
соблюдение элементарных правил безопасности при работе с водой, бумагой, монетами и т. д.
проявление интереса к информации, которую получает в процессе общения.
Ход НОД:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? (Ответы детей).
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей). В это момент слышится звук уведомления для электронной почты.
2. Сюрпризный момент: воспитателю на электронную почту (планшет) приходит сообщение.
Воспитатель: - Ребята, кажется, мне пришло сообщение. Интересно от кого оно, давайте посмотрим.
Дети: - Давайте!
Воспитатель открывает сообщение и читает:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Глум, я инопланетянин. Я хочу прилететь к своему другу, который живет на вашей планете. Он из России. Скоро у него день рожденья. Я хочу ему сделать приятное и подарить подарок. Но не знаю, как это правильно сделать и что мне для этого нужно. По моим наблюдениям за вашей планетой, чтобы купить подарок, нужны какие то финансы, деньги, а я не знаю что это такое. Помогите, пожалуйста, во всем разобраться и порадовать своего друга».
Воспитатель: - Ребята, поможем инопланетянину?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Давайте подумаем, как мы можем помочь инопланетянину, который не знает что нужно, чтобы подарить подарок и ничего про деньги. (Предположения детей).
Воспитатель: - Для начала, нам, наверное, нужно ему рассказать, что такое деньги и что нужно, чтобы купить подарок?
Воспитатель: - Как мы сможем это сделать? (Предложения детей). Давайте мы нашему инопланетянину сделаем альбом «Как сделать подарок» и отправим на электронную почту. Согласны?
Дети: - Да.
II. Основная часть.
1. План-карта с заданиями.
Воспитатель: - Ребята, давайте подумаем, о чем мы будем рассказывать в своем альбоме и составим план его создания. (У воспитателя шаблон плана (карты, дети отбирают картинки, о чем они будут рассказывать сначала, о чем потом. Таким образом, получается план (карта) создания альбома :
1 –я картинка – деньги;
2-я картинка – банк (где хранятся деньги);
3-я картинка – пробирки (какими деньгами удобно пользоваться);
4-я картинка – семья (как появляются деньги в семье);
5-я картинка – магазин (какие магазины бывают и где можно купить подарок другу).
Воспитатель: - Посмотрите, какой план у нас получился. Да ведь это не просто картинки на нашем плане, это же задания для нас. Какое первое задание?
Дети: - Картинка деньги, значит, расскажем про них.
Воспитатель: - Давайте найдем стол с такой же картинкой (Воспитатель с детьми подходят к столу, где лежат деньги). Воспитатель с детьми рассматривает деньги разных стран, кратко рассказывает им, как они называются в разных странах, выкладывая карточки с флагами стран, а к ним - купюры.
Воспитатель: - И так, ребята, в какую страну инопланетянин приезжает?
Дети: - В нашу страну, Россию.
Воспитатель: - Какими деньгами пользуемся мы в нашей стране, как они называются? (Ответы детей, предположительный ответ: бумажные – банкноты, монеты – рубли, копейки).
Воспитатель: - Ребята, раз наш друг – инопланетянин прилетает в нашу страну, давайте первую страницу нашего альбома мы сделаем из тех денег, которые мы используем в нашей стране. Найдите на столе флаг нашей страны и под ним приклейте деньги. (Дети выполняют задание). Вы отобрали деньги двух видов. Как они называются?
Дети: - Монеты и банкноты. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам называет и показывает).
Воспитатель: - И так, первая страница альбома для Глума готова. Какая следующая картинка на нашем плане? (Банк). Значит, каким будет следующее задание?
Дети: - Мы расскажем на следующей странице про то, где хранятся деньги.
Воспитатель с детьми подходят к столу с картинкой банка.
2. Интерактивная игра «Где хранятся деньги?».
Воспитатель: - Для того, чтобы узнать где хранятся деньги мы с вами будем работать у экрана. (Дети устраиваются у зоны внимания (у экрана, распределяют банкноты, монеты, пластиковые карты по местам их хранения).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились! Посмотрите, на столе лежат картинки мест хранения денег, давайте их приклеим на страницу альбома.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот и готова следующая страница альбома.
Воспитатель: - Какая следующая картинка по нашему плану создания альбома и задание по ней?
Дети: - Картинка пробирки, нам нужно выяснить, какими же деньгами удобно пользоваться в магазинах?
Воспитатель: - Чтобы нам разобраться в этом, предлагаю вам провести эксперименты, что же удобнее монеты или купюры? У меня для вас открыта лаборатория, мы же с вами исследователи. ( Воспитатель с детьми проходят в зону лаборатории: мольберт с правилами поведения в лаборатории, столы для проведения опытов).
Чтобы выполнять эксперименты, мы должны вспомнить правила, которые нельзя нарушать вовремя их проведения.
1. Не брать в рот предметы.
2. Не пробовать на вкус.
3. Нюхать неизвестные предметы.
4. Правильно исследовать.
5. Быть аккуратными.
6. Внимательно слушать и строго выполнять инструкции воспитателя.
Воспитатель: - В лаборатории будем работать в группах. Чтобы поделиться на группы поиграем в игру «Колечко» (Дети по команде воспитателя «Соберись в колечко из двух (трех, четырех) детей» делятся на группы по два ребенка). Как настоящие исследователи, результаты экспериментов мы будем записывать на карту фиксации результатов, которая находится на доске. А еще, каждая группа по схеме эксперимента сама должна будет выяснить, что и как они будут делать. Ребята, для чего мы пришли в лабораторию, что же мы здесь узнаем?
Дети: - Узнаем, с какими деньгами удобно пользоваться.
3. Опыты.
У каждой группы на столе лежат картинки со схемами экспериментов.
Воспитатель у каждой группы спрашивает, что они будут делать, если затрудняются, подсказывает. Дети выполняют эксперименты: мнется, не мнется; рвется, не рвется; легче, тяжелее; гремят или нет. После проведения опытов, воспитатель вместе с детьми на карте фиксации результатов экспериментов, напротив монеты и купюры ставят плюсики.
Воспитатель: - Как вы думаете, что будет символизировать бумага?
Дети: - Бумага – купюры.
Первая группа - эксперимент: бумага (купюра) мнётся, рвется, монета - нет.
Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: - На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
Вторая группа детей – эксперимент: бумага (купюра) намокает, монета - нет.
Дети по схеме проведения эксперимента кладут бумагу и монету в стаканы с водой.
Воспитатель: - Что происходит?
Дети: - Бумага намокает.
Воспитатель: - А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: - Она развалится.
Воспитатель: - А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим на нашей карте.
Третья группа - эксперимент: что тяжелее монета или купюра.
Дети работают по схеме проведения эксперимента.
Воспитатель: - Давайте проверим что тяжелее, возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
А теперь, подуем. Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Что выигрывает? Ставим плюсик.
Четвертая группа – эксперимент – что удобнее хранить в кошельке?
Дети работают по схеме проведения эксперимента.
Воспитатель: - У вас на столе приготовлены кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? Что выигрывает? Ставим плюсик.
Воспитатель: - Посмотрите на карту. Какие деньги выигрывают?
Дети: - Ничья.
Воспитатель: - А что значит ничья?
Дети: - Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: - Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (Размышления детей).
Воспитатель: - Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи и подготовили еще одну страничку нашего альбома для Глума.
Воспитатель: - Ребята, давайте отдохнем и потом дальше продолжим создавать альбом для нашего друга из другой планеты.
4. Физминутки «Будем денежки считать».
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем денежку мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
***
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте).
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец).
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец).
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Воспитатель: - Давайте узнаем следующее задание.
5. «Семейный бюджет».
Дети: - Картинка семья – мы узнаем, как появляются деньги в семье.
Воспитатель: - Здесь мы будем работать все вместе. Подходите к столу, где картинка семьи. Ребята, а здесь мы узнаем, как появляются деньги у семьи, скажите, вы знаете, как появляются деньги в семье?
Дети: - Родители зарабатывают.
Воспитатель: - Как называются деньги, которые зарабатывают родители? (Ответы детей).
Воспитатель: - Зарплата - это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи? (Ответы детей). Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье? Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: - Взрослые дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию, если они хорошо учатся! Запомните, ребята, деньги дают за труд. Деньги просто так никому не дают. Зарплата, пенсия, стипендия, пособия одним словом называется доход семьи. (Воспитатель показывает кошелек с деньками).
Воспитатель: - Для чего нужны деньги в семье?
Дети: - Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи.
Воспитатель: - Когда человек оплачивает товары и услуги, он расходует деньги, ребята? Доход и расход одним словом называют бюджет семьи. Как вы думаете, что такое доход, а что такое расход?
Дети: - Доход - это когда приходят деньги в семью, расход - когда деньги уходят из семьи. Давайте, ребята, мы научим Глума распределять семейный бюджет. (Игра «Семейный бюджет» - круг с разделенными секторами, на которых изображены товары и услуги с ценами).
Воспитатель: - Бюджет семьи 20 рублей. Что мы купим, ребята? Дети предлагают, в ходе игры воспитатель подводит детей, что есть товары и услуги, без которых человек не может прожить, и эти товары и услуги называются основными. Все остальные –неосновные - это те покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги.
Воспитатель: - Молодцы, мы выяснили, откуда берутся деньги в семье и подготовили еще одну страницу для альбома.
6. Д/и «Какие бывают магазины?».
Воспитатель: - Следующее задание узнаём.
Дети: - Картинка – магазины – мы поможем Глуму узнать, в каких магазинах можно купить подарок. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где картинка магазин).
Воспитатель: - Какие бывают магазины, ребята? Поиграем в игру, перед вами карточки с товарами и игровое поле с магазинами. Каждая группа отбирает карточки для своего магазина. (Дети выполняют). Какие бывают магазины?
Дети: - Магазин игрушек, продуктовый, магазин инструментов…
7. Словесная игра «Можно - нельзя».
Воспитатель: - Ребята, скажите, все ли на нашей планете можно купить? Чтобы узнать, я вам предлагаю поиграть в игру. Встаньте в круг. Я вам буду передавать деньги и спрашивать можно купить за деньги или нет. Если можно, то вы берете деньги, если нет – не берете: Дружбу, колбасу, здоровье, сок, конфету, любовь, стол, телефон, машину, книгу.
Воспитатель: - Есть вещи, которые можно купить за деньги и их надо беречь. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, любовь, жизнь, природа, которые важнее вещей и их за деньги не купишь. Не зря говорится в пословице: «Не всё продаётся и не всё покупается…».
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось, и соберем наш альбом для Глума.
Рассматривают страницы альбома и рассказывают, что обозначает каждая страница. Вместе с детьми создаем альбом с помощью брошюратора.
Воспитатель: - Ой, ребята, как же мы отправим такой альбом Глуму, у нас же есть только письмо от него и его адрес электронной почты? (Предложения детей. Воспитатель подводит детей к тому, что можно сфотографировать страницы альбома и создать электронный альбом, отправить Глуму на почту. Так они и поступают: фотографируют страницы альбома и отправляют Глуму).
Воспитатель: - Какие вы молодцы! А альбом, который мы создали, давайте подарим вашей группе, по нему вы будете вспоминать, как мы помогали Глуму и рассказывать о деньгах остальным детям.
Воспитатель: - А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово! Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»