Екатерина Епифанцева
Конспект НОД для детей подготовительной группы с ОНР по познавательному развитию «Здравствуй, ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Литература: Н. А. Рыжова «Ветер – это чудеса!», С. Жупанин «Нарисую ветер».
Предварительная работа: сделать с детьми небольшие кораблики с парусами, разноцветные веера. На прогулках обращать внимание на ветреную и безветренную погоду. Понаблюдать, чем отличается безветренный день от ветреного.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы с ОНР по познавательному развитию „Здравствуй, ветер“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Оборудование и материалы: вентилятор или фен, две свечки, кораблики с парусами, мисочки с водой для каждого ребенка, полоски легкой ткани, бумага, краски, картины с изображением ветреной и безветренной погоды.
Мотивация: загадать загадки:
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет.
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется –
Обнимает и дерется.
В-ль: О чем эти загадки? (Ответы детей).
А теперь давайте поиграем. (Предлагаю детям стать деревьями. Включаю фен – это ветер. Задача детей – наклоняться, словно ветки деревьев, в ту сторону, куда дует ветер. Время от времени меняю положение фена. Дети должны заметить, что направление ветра сменилось, и отразить изменения с помощью движений.
В-ль: Ребята, давайте посмотрим на эти иллюстрации и определим, на каких картинках есть ветер, а на каких – нет.
(Дети объясняют по каким признакам они определили ветер или его отсутствие).
Подбираю два типа картин: на одних сразу можно заметить, что погода ветреная; на других же присутствие ветра определяется только по определенным, не сразу бросающимися в глаза, деталям.
В-ль: Ребята, подумайте и скажите, откуда берется ветер?
(Предполагаемые ответы детей)
В-ль: Давайте я вам помогу узнать одну из тайн природы: тайну рождения ветра. Для этого нужно стать учеными и провести опыты.
(Для соблюдения правил безопасности опыт проводит взрослый)
В прохладную погоду приоткрываю окошко. Зажигаю две свечи. Держу одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Дети определяют, куда «наклоняется» пламя свечей. (Пламя нижней направлено внутрь комнаты, а верхней – наружу.) Спросить, почему так происходит? Выслушав ответы, дать свое объяснение.
В-ль: В комнате находится теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В помещении такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый – ведь он замерз! Поэтому он предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу?
Дети: Снизу.
В-ль: Правильно. Значит, в верхней части оконной щели пламя свечи «наклоняется» теплым воздухом, который убегает из комнаты, летит на улицу, а внизу – холодным, который вползает во внутрь. Получается, что теплый воздух движется наверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный. Там где теплый и холодный воздух движутся навстречу друг другу и встречаются, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха! А теперь давайте поиграем и изобразим «теплый» и «холодный» воздух.
(Пластический этюд. Для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха дети выполняют упражнения. Одни изображают холодный воздух: идут в глубоком присяде; другие – теплый воздух: идут, подняв высоко руки. Вспоминая опыт со свечами, изображают, как холодный вползал внизу, а теплый улетал в верхнюю часть, показывают это с помощью движений. (Этюд выполняется под музыку).
В-ль: Ребята, а теперь вы сами проведете опыт рождения ветра. Возьмите свои полоски ткани и встаньте над батареей. Как вы думаете, что будет с полосками ткани, если мы откроем форточку.
(Предполагаемые ответы детей)
В-ль: Давайте потрогаем батареи, они теплые. Значит воздух над батареей какой – теплый или холодный?
(Предполагаемые ответы детей)
В-ль: Правильно. А куда стремиться теплый воздух? (Ответы детей).
В-ль: Теперь я открою форточку и впущу холодный воздух с улицы. Что будет делать холодный воздух? (Ответы детей). Правильно, холодный воздух будет спускаться вниз к батарее, чтобы погреться, а теплый, от батареи – подниматься вверх. В конце концов они встретятся. Что тогда появится?
Дети: Ветер!
В-ль: Правильно! И этот ветер заставит двигаться полоски ткани. Давайте проверим.
(Практический опыт детей)
В-ль: Ну вот у нас с вами все получилось. А сейчас послушайте стихотворение, которое называется «Ветер – это чудеса» :
Ветер дует, ветер плачет, он по полю быстро скачет.
Все сметает на пути – не проехать, не пройти.
Ветер устали не знает, если жарко – охлаждает.
Днем с прохожими играет: шляпы, шарфики срывает.
Шелестит листвой, травой,
Он – проказник озорной:
То снежинки закружит, заметелит, завьюжит.
Гонит волны по воде, путает следы везде.
Ветер воет и шумит, он подует – все летит
Вихрем может обернуться,
Ввысь сухим песком взметнуться.
Ветер редко отдыхает, он по всей Земле летает.
Трудно отыскать его! Ветер есть – и нет его!
Он мешает, это верно, но работает усердно:
Надувает паруса, гонит «змея» в небеса.
Ветер – это чудеса!
(Спросить у детей, как они понимают строчки – «Ветер есть – и нет его!», «Ветер – это чудеса!»)
В-ль: Хотите поиграть с ветром? Подойдите, пожалуйста, к своим мисочкам. В каждой мисочке свое «море» : Красное, Черное, Желтое (вода подкрашена акварельной краской). Представьте, что вы – ветры. Подуйте на воду. Что у вас получается?
Дети: Волны!
В-ль: А теперь возьмите, сделанные вами веера. Помашите перед лицом. Что вы при этом ощущаете? Для чего люди изобрели веер? А что нам заменяет ветер в современное время?
(Предполагаемые ответы детей)
В-ль: Помашите веером над водой. Что у вас появилось?
Дети: Волны.
В-ль: Почему появились волны? Как вы думаете?
(Предполагаемые ответы детей)
В-ль: Правильно. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух начинает двигаться. А вы, ребята, уже знаете, ветер – это движение воздуха.
(Стараюсь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов).
В-ль: А сейчас возьмите свои кораблики с парусами (дети их сделали заранее) и опустите их на воду. Подуйте на паруса. Что происходит?
(Ответы детей)
В-ль: Да, так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. А что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
(Все это дети могут продемонстрировать, со своими комментариями)
В-ль: Ребята, давайте с вами нарисуем ветер. А как мы с вами сможем это сделать? Ведь ветер невидим, он все время прячется.
(Предполагаемые ответы детей)
В-ль: Можно изобразить ветер в разное время года. Например, можно нарисовать волны, качающиеся деревья, метель, косой дождь, летящие листья, снежинки. Одним словом, все что бывает в ветреную погоду. Желательно, чтобы каждый нарисовал «свой» ветер, как он его представляет. В результате вы получите свой «портрет» ветра. (Дети рисуют под музыку. Рассматривание работ, небольшой рассказ).