Полина Деревягина
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в поисках сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста способность к реализации творческого потенциала в духовной деятельности через составление авторской сказки
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить сочинять сказку, применяя логическую цепочку; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;
- учить работать с кругами Луллия;
- автоматизировать в речи поставленные звуки;
- закреплять умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Путешествие в поисках сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи: формировать навыки изменения существительных по падежам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мышление, целостное восприятие, память, внимание;
- развивать творческое воображение в речевой деятельности,
- развивать межполушарные связи путем выполнения кинезиологических упражнений;
- развивать процессы фонематического анализа и синтеза;
-обогащение и расширение словарного запаса.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству;
- воспитывать самоконтроль, умение соблюдать правила, интерес к занятию, навыки общения во время взаимодействия между детьми и взрослыми: учить договариваться, работать.
Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если?»; пересказ сказок по мнемотаблицам; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц; составление сказок по кругам Луллия, разучивание стихотворений о месяцах с соответствующими движениями, изучение понятия падеж (умение изменять существительные по падежам).
Материалы и оборудование: сказочный Калейдоскоп, книга с пустыми страницами (локации – лес, море, ферма, деревянные герои, картинки для составления сказки, деревянная коробка – дремучий бор, акула, акулята, плюшевый Медведь, набор для фермы – домики, животные, фигурки мальчиков-падежей, картинки со звуком «р», бумажные медали, воздушные шары, палки с нарисованными мордами лошадок.
Ход НОД
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают полукругом.
Учитель-логопед:
- Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
- Я сегодня пришла в детский сад и принесла вам свою любимую книгу, из которой хотела вам почитать сказки. Мне в детстве читала их моя мама. Вот она.
- Ой, но посмотрите – в ней остались только силуэты, а герои исчезли. Как вы думаете, что с ними произошло?
Ответы детей
Они потерялись, их украл злой волшебник, ушли.
Учитель-логопед:
Я думаю, что вы правы, они решили уйти погулять. Посмотрите, под их силуэтами остались какие-то надписи, наверное это их имена.
ысенок ыся ама ола Д акоша Д он
- Что же нам делать, как вы думаете?
Ответы детей
- Надо идти их искать, позвать.
Учитель-логопед:
- Хорошее решение, ребята, отправимся их искать. Для этого сначала наденем волшебные медали, которые превратят нас в настоящих сказочников и помогут нам в нашем путешествии.
- А куда же мы сначала отправимся?
Ответы детей
- В парк, лес….
Учитель-логопед:
- Что вы слышите?
(Звук - шум леса).
Ответы детей
- Это птицы поют в лесу.
Учитель-логопед:
- Правильно, так поют птички в лесу. Значит мы отправляемся в весенний лес. Но путь туда лежит через топкое болото. А как же мы сможем его прейти?
Ответы детей
Дети предлагают варианты на чем можно добраться: на самолете, на поезде, на машине.
Учитель-логопед:
- Да, ребята, вы молодцы, предложили много вариантов. Посмотрите, рядом есть воздушные шарики, отправимся в путешествие на них.
Каждый ребенок берет по одному воздушному шарику, положив язык на нижнюю губу начинает дуть на шарик, направляя его по краю болота.
(Раздается храп)
Учитель-логопед:
-Ребята, а кто же это храпит?
Ответы детей.
- Медведь
Учитель-логопед:
- Да, это спит медведь. Ой, а что же он спит-то, на улице уже весна. Какой сейчас весенний месяц?
Ответы детей.
– Апрель.
Учитель-логопед:
А какой он по счету?
Ответы детей.
– Второй.
Учитель-логопед:
- Миша, вставай, хватит спать, на улице уже второй весенний месяц - апрель.
- Не хочет он с нами разговаривать, продолжает спать. Ребята, я предлагаю рассказать медведю про то, какие изменения в природе в апреле у нас происходят.
Выполнение кинезиологического упражнения: «Апрель».
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель!
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Учитель-логопед:
- Посмотрите, медведь просыпается. Доброе утро!
- Подскажи, у тебя тут в лесу никто случайно не потерялся?
Медведь: нет, не видел, я же спал. Поищите сами.
Учитель-логопед:
- Ребята, поищем, раз медведь нам разрешил. Смотрите – это дремучий бор, наверняка там что-то лежит.
Каждый ребенок по-очереди засовывает руку в коробку-лес, вытаскивает и называет то, что достал. (Картинки с предметы со звуком «Р» ведро, грабли, трактор, рожь, топор, забор, секатор, рассада, сарай).
Учитель-логопед:
- Я предлагаю вам взять эти картинки с собой. Прикрепите их на медали, они нам ещё пригодятся в пути.
- Ой, ребята, посмотрите, кто спрятался ещё в дремучем бору у медведя?
Ответы детей.
- Это герой из нашей книжки – Рысенок.
Учитель-логопед:
Лерочка, помоги вернуть Рысенка обратно в нашу книгу. Но посмотрите – под изображением написано его имя. Кто умеет читать, давайте его прочитаем. По-моему, в его имени не хватает каких-то букв. А теперь мы определим - какой звук был во всех нарисованных на картинках предметах?
Ответы детей.
Р
Учитель-логопед:
Правильно – звук «Р». Миша, может у тебя есть где-то буква «ЭР»?
Медведь: посмотрите у меня под подушкой, мне всю зиму что-то кололо.
Из-под подушки ребенок достает 2 буквы «эр».
- Ребята, а вот и буквы нашлись! Давайте вернём эти буквы в имя нашего героя и прочитаем – как же его зовут?
Прикрепляем буквы в книгу на вторую страничку на липучки.
Дети:
Рысенок Рыся
Учитель-логопед:
- Молодцы, правильно!
- А теперь пора отправляться дальше искать других потерянных героев из нашей книги. Послушайте, что вы слышите?
Раздается звук шума моря.
Учитель-логопед:
- Как вы думаете, куда мы отправимся дальше?
Ответы детей.
- К морю, к водоёму, к реке.
Учитель-логопед:
- Вы угадали – мы идем к самому синему мор. А к морю у нас ведут волшебные дорожки, только посмотрите - их несколько. У каждого из вас будет своя дорога к морю – нужно определить количество слогов в словах, которые прикреплены к вашим медалям и пройти по той дорожке, где количество ковриков совпадает с количеством слогов в вашем слове.
Дети выполняют задание и выходят к морю, где живёт акула.
Учитель-логопед:
- Смотрите, кто это?
Ответы детей.
Акула и акулята.
Звучит музыка – дети шумят.
Учитель-логопед:
Да, это акула, давайте спросим у неё что же с ней случилось?
Акула:
- Ой, я так устала - всю ночь не могла уложить спать своих акулят, и песни им пела и ругала, и обещала их съесть, но ничего не помогло. Они до сих пор не спят.
Учитель-логопед:
- Как вы думаете, чем мы можем помочь акуле?
Ответы детей.
Спеть песню, рассказать сказку.
Учитель-логопед:
- Я предлагаю рассказать акулятам сказку. Но только все сказки они уже знают и им будет не интересно. А давайте мы придумаем им новую сказку. Смотрите – рядом стоит сказочный калейдоскоп, который поможет придумать нам новую интересную сказку для акулят.
Первый круг нам поможет определить какие же герои будут в нашей сказке. Первым круг будет крутить….
Первый ребенок крутит нижний круг и называет выпавших героев.
Учитель-логопед:
Второй круг подскажет – где же жили наши герои.
Второй ребенок крутит следующий круг и называет место жительства.
Учитель-логопед:
Следующий круг подскажет – что же случилось с нашими героями.
Один из детей крутит третий круг и называет, что нарисовано на выпавшей картинке.
Учитель-логопед:
Четвертый круг определит какой же волшебный предмет помог нашим героям выйти из сложной ситуации.
Ребенок крутит следующий круг и называет выпавший волшебный предмет.
Учитель-логопед:
Последний круг подскажет нам чем же всё закончилось в нашей сказке.
Ребенок крутит последний круг и называет, что нарисовано на выпавшей картинке.
Учитель-логопед:
А теперь давайте придумаем и расскажем сказку, которая у нас получилась.
Педагог начинает, а дальше дети по-очереди придумывают по одному-два предложения.
Раздается храп.
Учитель-логопед:
- Вот и заснули наши акулята.
- Ой, посмотрите, а среди них по—моему спрятался ещё один герой из нашей книги.
Давайте скорее его отправим на свою страницу. Посмотрите – как же его зовут? АМА ОЛА
Мне кажется, что в его имени тоже не хватает каких-то букв.
- Акула, скажи, пожалуйста, у тебя случайно не потерялись какие-нибудь буквы?
Акула:
- Не знаю, мои акулята так резвились, что я ничего не видела. Но на днях мимо проплывал какой-то корабль и потерял много каких-то мешков, может где-то под ними и лежат ваши буквы.
Учитель-логопед:
- Ребята, давайте покажем акуле как дружно мы умеем работать и поможем переложить мешочки в другое место.
Дети берут кинезио-мешочки и одновременно под счёт передают мешочки сначала из левой руки в правую, а томом соседу, который стоит справа.
Учитель-логопед:
- А вот и потерянные буквы…
- Катя, размести их в книгу и прочитай – как же зовут нашего героя?
Ответы детей.
Лама Лола
Учитель-логопед:
- Как вы думаете куда дальше будет лежат наш путь?
Раздаются звуки фермы.
- Правильно, на ферму. А попадем мы туда по вот этой дорожке: смотрите тут находятся кочки и мы должны перепрыгивать с кочки на кочку на двух нога. Рядом с некоторыми кочками растут колючие иголки, а рядом с другими - широкие листики кувшинок. Когда мы встанем на кочку, рядом с которой растут иголки - будем выполнять упражнение «Иголочка» – язык острый и длинный, а когда встанем на кочку, рядом с которой растёт лист кувшинки, то будем выполнять упражнение Блинчик – язык широкий и расслабленный.
Дети выполняют упражнение и попадают на ферму.
- Посмотрите, кто живёт на ферме?
Ответы детей.
Корова, овца, коза, индюк, курица, гусь, утки и т. д.
Учитель-логопед:
- Но кто-то тут есть лишний, посмотрите внимательно, кто из животных на ферме не живёт? Наверное, это наш последний убежавший из книги герой…
Ответ детей.
Это Дракоша
Учитель-логопед:
Давайте скорее его отправим в книгу на свою страницу. Посмотрите – а вот и его имя… Д АКОША Д ОН
Мне кажется, что в его имени тоже не хватает каких-то букв. Где же их искать? У кого спросить?
Ответы детей.
У животных
Учитель-логопед:
- Посмотрите, но помимо животных тут есть ещё и люди, которые ухаживают за ними. Это мальчики-падежи. Давайте спросим у них.
- Мальчики, у вас тут буквы не потерялись?
Мальчик-падежик:
- Некогда нам с вами разговаривать, работы куча, а инвентаря не хватает.
Учитель-логопед:
- Чем же мы можем им помочь?
Ответы детей.
Отдать свой инвентарь с медалей.
Учитель-логопед:
Точно, у вас на медалях есть весь нужный инвентарь. Давайте им его подарим. Но они его возьмут только тогда, когда мы им его правильно предложим.
И. п. – этот мальчик всё время говорит – это кто, что….
Р. п. – этот мальчик всё время говорит – нет кого, чего….
Д. п. – этот мальчик всё время говорит – радуюсь кому, чему….
В. п. – этот мальчик всё время говорит – вижу кого, что….
Т. п. – этот мальчик всё время говорит – любуюсь кем, чем….
П. п. – этот мальчик всё время говорит – думаю о ком, о чём….
Дети открепляют со своих медалей картинки, называют их, поставив в нужный падеж и кладут рядом с соответствующим мальчиком.
Учитель-логопед:
- Мальчики, мы вам подарили необходимый инвентарь, а вы нам поможете теперь?
Мальчик-падежик:
-Спасибо вам большое друзья, у нас для вас тоже есть подарок. Мы недавно нашли две непонятные буквы, наверное, вы именно их и ищите?
Ответы детей.
Да, это они, спасибо.
Учитель-логопед:
- Вова, размести буквы в имя нашего последнего героя в книге. Давайте прочитаем как же его зовут?
Ответы детей.
Дракоша Дрон.
Учитель-логопед:
-Ну, вот, героев мы всех нашли, имена их узнали, Мише, мальчикам и Акуле помогли, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Но путь такой длинный и сложный…
Мальчик-падежик:
- Чтобы вы поскорее вернулись в детский сад вы можете взять наших лошадей.
Под песенку «Лошадка» дети выполнят артикуляционную гимнастику и попадают в детский сад.
Рефлексия.
Учитель-логопед:
- Отличное у нас свами получилось путешествие! А теперь давайте откроем книжку и расскажем сказку, я начну, а вы мне поможете.
- В дремучем бору жил-был Рысёнок Рыся и был у него друг…
Ответы детей.
Медведь Миша, который очень любил много и долго спать.
Учитель-логопед:
И отправился Рысенок Рыся однажды в путешествие …
Ответы детей.
К морю к своей подруге Ламе Лоле.
Учитель-логопед:
А она в это время рассказывала сказки своим соседям - непослушным -….
Ответы детей.
Акулятам.
Учитель-логопед:
Помог Рысенок Рыся Ламе Лане усыпить Акулят и пошли они с ней вместе дальше -…
Ответы детей.
На ферму к Дракоше Дрону.
Учитель-логопед:
Тут они помогли мальчикам-падежикам…
Ответы детей.
Найти необходимый для работы на ферме инвентарь.
Учитель-логопед:
Помогать другим так понравилось нашим героям, что решили они теперь всегда дружить, жить вместе на красивой полянке и помогать всем вокруг.
- Скажите, какая сказка у нас получилась – добрая или злая?
Ответы детей.
- Добрая
Учитель-логопед:
- А какие герои у нас были, добрые или злые?
Ответы детей.
Добрые
Учитель-логопед: А еще наши герои сегодня помогали нам выговаривать сложные звуки. А как вы думаете какие?
Ответы детей.
«Р» и «Л»
Учитель-логопед:
- Ребята, спасибо вам за помощь, замечательная сказка у нас получилась, а в подарок я вам хочу отдать книгу, которую вы рассмотрите в группе.
-А теперь пришла пора прощаться. До свидания, ребята.