Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закрепить знание детей о перелетных птицах; учить детей называть птиц, о которых упоминается в стихотворении; развивать мелкую моторику рук.
Материал и оборудование: обучающие карточки «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», 1/2 альбомного листа, простой и цветные карандаши.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог предлагает детям улыбнуться друг другу и поднять друг другу настроение.
Педагог: Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какой сегодня месяц? Какое сегодня время года? Вы ждали весну? (Ответы детей.) вот она и пришла.
Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной все вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, весна!» Назовите первые признаки наступающей весны.
Дети: Днем стало пригревать солнце, День стал длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, стал таять. Появились первые проталины. Слышно звонкое чирикание воробьев, они радуются наступлению весны. Побежали, зазвенели ручьи. Возвращаются перелетные птицы.
2. Основная часть.
Далее педагог предлагает детям отгадать загадки о птицах, обращая внимание на их описание: внешний вид, окрас, повадки:
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)
Педагог: Ласточка - небольшая красивая птичка, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. В народе ее ласково называют «касаточка».
Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.
Собрав достаточно материла, птицы лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной. Ласточки прилепляют свои гнезда к карнизам домов, под крышами и балконами.
С появлением в гнезде вылупившихся из яиц птенцов заботливые родители приносят им еду: мошек, комаров, прилетают к гнезду около тысячи раз в день!
Примерно через месяц птенцы покидают родное гнездо и, подобно взрослым птицам, весело носятся в небе вслед за родителями, хватая на лету мошек, комариков и других насекомых.
Вьет гнездо он у воды,
Там достаточно еды. (Аист.)
Педагог: У аиста длинные ноги, длинная гибкая шея и клюв у него тоже длинный, по форме напоминают конус. Крылья этой птицы широкие, ведь аист прекрасный летун!
Это длинноноги птицы в основном гнездятся на открытых пространствах и у водоемов.
Чем же питаются аисты? Их излюбленная пища - лягушки, маленькие змеи, крупные кузнечики, дождевые черви, майские жуки, мелкая рыба.
Птицы очень доверчивые и подходят близко к жилищам людей. Иной раз они устраивают свои гнезда на крышах деревянных домов, развалинах старых зданий и, конечно, на высоких деревьях. Гнездо аисты сооружают из сухих сучьев и ветвей, утепляют его прелой соломой. Дно гнезда выстилают чем-нибудь мягким - сеном, перьями или шерстью.
Самка аиста обычно откладывает 4-5 яиц, из которых в скором времени вылупляются птенцы.
Над весеннем привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,
Словно нежный звук свирели. (Жаворонок.)
Педагог: В небесной вышине, где-то далеко-далеко, слышатся серебристые звуки: тир-лир-лир-лир-лююю. Это радостная песнь долгожданного вестника весны - жаворонка.
Оперение этой птицы состоит из сочетания желтоватых, сероватых и глинисто-коричневатых перьев спинки и крыльев с мелкими темными черточками и пятнышками перьев груди. Головка жаворонка - умеренно крупная, средней величины. Клюв приспособлен для питания как насекомыми, так и зерновым кормом. Ноги птиц сравнительно короткие, со средней длины пальцами, снабженными загнутыми коготками.
Выбрав в поле, на земле, в каком-либо углублении или борозде место для будущего жилья, жаворонок из соломинок, травы и тонких корешков вьет гнездо, а внутри мягко выстилает его стебельками полевых трав. Самочка откладывает 4-5 яичек, из которых через пару недель вылупляются птенцы.
Это птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка.)
Педагог: Кипит работа в весеннем лесу - пичуги строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только одна птица - немного больше голубя, с коротким оперением, в окрасе которого преобладает серый, черный, белый или коричневый - гнезда не строит. Эту птицу зовут кукушка.
Когда заботливая работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда - кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко.
Через 11 дней кукушонок выклевывается из скорлупы. «Чуть обсохнув, новорожденный приступает к тяжелой работе - нужно выкинуть из гнезда лишних едоков. Кукушонок осторожно подползает под своего соседа по домику, скидывает его на спину и несет к краю гнезда. Рывок - и жертва летит за борт! (По И. Акимушкину.)
Вот и остался птенец в гнезде один - теперь весь корм, который принесут приемные родители. Достанется только ему. Ведь он очень прожорлив и растет, как в сказке, не по дням, а по часам!
Педагог рассматривает с детьми карточки, изображающие других перелетных птиц. Называет их и дает птицам краткую характеристику.
Педагог: Давайте сделаем небольшой перерыв, проведем разминку.
Речь с движением «Солнце стало пригревать»
Солнце стало пригревать,
(Руки в стороны - обрисовывают круги руками, изображая солнце.)
Стали капельки стучать:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей.
(Прыжки на месте.)
Побежали ручейки
По полянке, вдоль реки.
(Дети бегут на носочках по кругу.)
Игра «Какая это птица?»
Педагог раздает детям карточки с птицами. Надо определить: какая это птица - зимующая или перелетная.
Педагог: Зимующие птицы, летите ко мне! Прикрепите свои карточки к доске, с левой стороны.
Педагог: Перелетные птицы, летите ко мне! Прикрепите свои карточки к доске, с правой стороны.
3. Рисование «Перелетные птицы».
Дети рисуют перелетных птиц простым карандашом и раскрашивают цветными карандашами. Работы вывешиваются на магнитную доску.
4. Рефлексия.
Педагог: Ответьте на вопросы:
• Как выглядит ласточка?
• Как и где она строит гнездо?
• Чем питается аист?
• Где он живет?
• Чем питается эта птица?
• Как выглядит жаворонок?
• Какая у него песенка?
• Где жаворонок вьет гнездо?
• Как выглядит кукушка?
• Вьет ли она гнездо?
• Кто растит ее птенцов?
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область речевое развитие. - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 120-124.
2. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1 000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 100.