Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания
Задачи:
• образовательные: учить находить признаки сходства и различия между зимующими птицами.
• развивающие: активизировать внимание, память и мышление; совершенствовать диалогическую речь.
• воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе родного края; воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Оборудование: картинки и фотографии зимующих птиц; записи голосов птиц на CD диске; кормушки; корма для птиц.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.
Педагог: Что вы, ребята, представили сейчас?
Выслушиваются мнения детей.
А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение? Почему?
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?
2. Основная часть.
Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?
Я предлагаю вам поиграть.
Игра на внимание «Прилетели птицы».
Педагог читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, воробьи,
Комары и снегири,
Дятлы и лягушки,
Совы и ватрушки.
Педагог: Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных? (Ответы детей. )
На столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице? (Ответы детей. )
Верно. Перья птице необходимы для полета, а еще они обогревают ее тело. Но все-таки некоторые птицы не выдерживают низких температур и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Перелетными.)
Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает? (Оно падает медленно, плавно кружась. Перо легкое и эластичное. Это помогает птицам в полете.)
Педагог: Ребята, давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы, ребята.
Но сначала отгадаем загадку.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей.)
Ребенок выходит к доске и рассказывает о воробье.
1-й ребенок: Воробей - веселый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зернышками овса, только воробьи клюют пшено.
Педагог:
Верещунья, белобока,
А зовут ее… (сорока).
Ребенок выходит к доске и рассказывает о сороке.
2-й ребенок: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стеклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо свое утащит. Сорока всеядна.
Педагог:
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Ребенок выходит к доске и рассказывает о синице.
3-й ребенок: Синица - это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В теплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян любят сырое несоленое сало и мясо.
Педагог:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел.)
Ребенок выходит к доске и рассказывает о дятле.
4-й ребенок: Дятел - большую часть времени проводит, сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живет в дупле.
Педагог: Молодцы, ребята! Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие.)
Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Птица крыльями взмахнула,
(Машут руками.)
Птица перья отряхнула,
(Вращают кистями рук.)
Крылья убрала назад,
(Прячут руки за спину.)
Очень-очень важный взгляд.
Посмотрела вправо-влево,
(Поворачивают голову вправо-влево.)
Удивилась: «Что за дело?
(Руки опущены вдоль туловища, поднимают плечи.)
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой».
(«Летят» друг за другом по кругу.)
Полетела, полетела,
В гнездышко свое присела.
(Присаживаются на корточки.)
Коллективная аппликация «Птички на дереве».
1. Раздаются заготовки (круги цветной бумаги, с намеченными карандашом линиями) и ножницы. Дети делают надрезы по линиям.
2. Загибают «крылышко». Педагог подкручивает его ножницами.
3. Дети «сажают» птичек на веточки.
3. Заключительная часть.
Педагог: Зима - очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их -
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Педагог: Ребята, в детском саду вы с воспитателями ходите на прогулку. На площадке вы повесили кормушки и насыпали в них корм. Может быть, за зиму вы спасете не одну птицу.
Педагог: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня? (Ответы детей.)
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, - вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Список использованных источников
1. Васильева Н. А., Гербова В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду, 2006.
2. Зверева-Андреевская Е. Г., Монтазери О. Н., Игошина М. А. Окружающий мир. - ЮВЕНТА, 2006.
3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. - Волгоград : Учитель, 2008.
4. Кобзева Т. Г., Холодова И. А. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: пособие для воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1981.
6. Фесюкова Л. Б., Григорьева О. О. Времена года. - Харьков: Ранок, 2008.
7. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Творческий центр «Сфера», 2008.