Конспект НОД для старшей группы «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Светлана Юрьевна Яковлева
Конспект НОД для старшей группы «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Составила: воспитатель Яковлева С. Ю.

«Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Задачи:

- связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;

- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой – маленький, высокий-низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

МАТЕРИАЛ: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Ход занятия

Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Садитесь на стулья.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

…Никому отказа нет, подан каждому обед.

Собачке – в миске, в блюдечке – киске,

Курочке-несушке - пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель задает вопросы:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. В чем подают обед собачке? киске? курочке-несушке?

3. А из чего обедает Машенька?

4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (посуда)

Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.

- Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Дети называют)

- Как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?

Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

Воспитатель: - Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки.)

Дети: одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка? Дети отвечают.

- А мелкая тарелка для чего нужна? Дети отвечают.

- Что бывает глубоким и мелким? Дети отвечают.

- Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину, глубокое чувство (сильное, мелкая река (имеет небольшую глубину, мелкий дождь (несильный, мелкий песок (некрупный).

- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: - Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: из металла.

Воспитатель: - Значит, как одним словом сказать, какие они?

Дети: металлические.

Воспитатель: берет в руки металлические чайную и столовую ложки. – Чем похожи эти два предмета?

Дети отвечают.

- Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: одна – большая, другая – маленькая.

Воспитатель: - Правильно, они различаются по размерам. А еще чем?

Дети отвечают.

- Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?

Дети отвечают.

-Какие стеклянные предметы вы видите на столе?

Дети: стаканы.

Воспитатель: - Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?

Дети отвечают.

Воспитатель поднимает над столом две тарелки. – Эта тарелка глубокая, а эта …. (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой - (низкий).

Выставляет на стол пластмассовые игрушки. - Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы?

Дети: пластмассовые.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляет на стенд картинки с изображением посуды.) – Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, на надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?

Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел ввиду рассказчик, м найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».

Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Игра «Отвечай быстро»

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Василисе и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре.

(В этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Итог занятия:

Воспитатель: - Что мы делали сегодня на занятии?

- Вам понравилось занятие?

- Какая бывает посуда?

В конце занятия предложить детям раскраски посуды.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в старшей группе. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему по теме «Птицы» Цель: составление описательного рассказа с опорой на план –схему. Задачи: -Расширять представления детей о зимующих птицах (о внешнем виде,.

НОД в ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы «Составление описательного рассказа о животных Севера и жарких стран» Конспект НОД «Речевое развитие» для детей старшей группы Тема: Составление описательного рассказа о животных Севера и жарких. Цель: Составление.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа об игрушке «медвежонок» для второй младшей группы МедвежонокПрограммные задачи: Учить детей составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ (3-4 предложения). Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа о ранней весне» в старшей группе Тема: «Описательный рассказ о ранней весне» Программные задачи: 1. Закрепить признаки ранней весны, изменения, которые происходят в погоде,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД для старшей группы «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 14:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Фотоотчет детского художественного творчества районного фестиваля Цветик-Семицветик
Цель фестиваля: Создание условий для раскрытия творческого потенциала юных петербуржцев. В рамках фестиваля проходит выставка "STEM", на которой дети могут...
Конспект занятия в старшей группе по пластилинографии «Чудо-ассорти»
Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением. Задачи: Учить передавать природные особенности овощей ( цвет, форму) ; сформировать обобщенное...
Сценарий утренника 8 марта 2016 г
Ведущий 1: Дело было вечером, Делать было нечего. Кто на облачке сидел, Кто на мир сверху смотрел. Ангелы в лице детей, Выбирали матерей. Алюкова....