МААМ-картинки

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина» в старшей группе по развитию речи

Надежда Аверьянова
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина» в старшей группе по развитию речи

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина». Цель: Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь и связную речь; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Оборудование: мольберт, картина И. И. Шишкина «На севере диком», картинки цветного спектра, магнитофон, грамзапись произведения П. И. Чайковского «Сладкая греза». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе художника И. И. Шишкина, чтение рассказов, сказок о зиме, заучивание стихотворения о зиме М. Ю. Лермонтова «На севере диком», чтение произведения «Сказка о лесном художнике», рисование зимнего пейзажа, наблюдение за зимними явлениями в природе и т. д. Словарная работа: «пейзаж», «голая вершина», «дремлет», «сыпучий», «утес горючий», «одета как ризой она».

Публикация «Конспект занятия „Составление описательного рассказа по репродукции картины И, И, Шишкина“ в старшей группе по развитию речи» размещена в разделах

Ход занятия : Дети стоят в кругу, воспитатель беседует с детьми. - Ребята у вас есть друзья? (ответы детей). – О друзьях говорить всегда приятно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и скажем ласковые слова и словечки. Игра «Назови своего друга ласково» ( дети придумывают ласковые эпитеты: добренькая Катюша, красивенькая Любочка, умненький Димуля, хороший Ванюша, черненькая Сонечка и т. д.). – Я рада, что вы тепло относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (друг, друзья, дружба, дружные, дружелюбный, подруга, дружить и т. д.) Дети садятся на стулья. - Бывает, что у человека нет друзей, и он остается один. Какие слова можно подобрать к слову «один»? (один - одинокий, одиночество, одиноко, одиночка и т. д.) - Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо? – Что же хорошего в одиночестве? (можно подумать о чем-то своем, помечтать, никто не мешает, не отвлекает и т. д). - А что плохого? (скучно, не с кем поговорить, не с кем играть, поделиться своими мыслями и т. д.) – Значит, быть одному с одной стороны, плохо. Одиночество- чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах. Предлагаю послушать классическую музыку П. И. Чайковского «Сладкая греза». - Какая музыка прозвучала? (спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная, плавная, нежная, добрая и т. д.) - Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал музыку? (грусть печаль, тоска, одиночество и т. д). Воспитатель предлагает детям еще раз послушать музыку с записью с записью стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…», и выставляет репродукцию картины И. И. Шишкина. Стихотворение: На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет. - Ребята, нравится вам эта картина? - Что изображено на переднем плане? (сосна). - Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (тихая, мудрая, печальная, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая.) - Ч то изображено на заднем плане? (небо). - Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (хмурое, теплое, холодное, вечернее, лунное и т. д.). - Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покрывалом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно, Кажется, что даже воздух застыл. - Ребята, как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (с грустью, тоской, печалью и т, д.). - Как вы догадались об этом? (художник использовал холодные тона красок в картине). - Ребята у меня на столе лежат карточки цветового спектра, выберите тот цвет, который использовал художник. Дети подходят и выбирают карточки холодных тонов и выставляют на наборное полотно. - Молодцы ребята правильно выполнили задание. А сейчас внимание на картину. - Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т. д.) - А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.) - А что за яркий свет освещает вершину, горы и часть сосны? (Лунный свет.) - Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому - нибудь? (Нет.) - А почему? - Как вы думаете, о чем думает сосна? (Ответы детей.) - Ребята рисовать картину можно не только, но и словами. Для того, чтобы рассказ получился полным, выделим основные моменты, ответов на следующие вопросы. - Что изображено на картине? (Сосна) - Где растёт сосна? (На горе) - Какой ствол у сосны? (Большой, толстый) - Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые) - Какое небо? (Хмурое, тёмное) - О чём думает сосна? – Какие чувства ты испытываешь к сосне? Примерный рассказ. На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветках - сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон. Воспитатель предлагает детям придумать свои рассказы (2-3 ответа). На этом наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» •.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа о семье» Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О СЕМЬЕ». Программные задачи. 1. Научить детей последовательно рассказывать по сюжетным картинам.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Почтальон» Программные задачи: продолжение обучения умению составления небольшого описательного рассказа по сюжетной картинке. Формирование умения.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа «Зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа на тему «Зима»». Цель занятия: формировать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды» НОД: «Составление описательного рассказа о предметах посуды» Цель: Учить составлять описательный рассказ о предметах посуды, используя технологию.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа «Самосвал» Цель: развивать устную речь детей Задачи: - учить детей отвечать на вопросы полным ответом - составлять описательный рассказ с помощью воспитателя.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке» Цели: • Формировать умение детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. • Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на 22.01.2019 Тема: «Составление описательного рассказа «Зима» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушке — зайке» Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке - зайце» Программное содержание: Учить составлять описательный рассказ по игрушке.

Конспект занятия в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж. Программное содержание: -Продолжать учить детей воспринимать содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина» в старшей группе по развитию речи
Опубликовано: 17 марта 2019 в 19:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД