Татьяна Малый
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Железная дорога — детям не игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод
формирование целостной картины мира.
Тема:
«Железная дорога – детям не игрушка».
Для разновозрастной группы 4-7 лет.
Жирный шрифт для 6-7 лет; Курсивный шрифт для 4-5 лет; Обычный шрифт для всех.
Цель:
Расширять знания детей о железной дороге и формирование у детей потребности в соблюдении правил поведения на железной дороге.
Задачи:
1. Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Железная дорога — детям не игрушка“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
Воспитание добрых отношений между членами семьи.
2. Развивающие задачи:
Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (Что делать, и способы её достижения (Как делать)
Научить различать и понимать, что означают дорожные знаки.
Учить анализировать выполненные постройки.
Развивать память, воображение, мышление.
3. Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения.
Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге.
Методы и приё мы:
1. Наглядные:
- использование икт, карточки с загадками и отгадками, фотографии спецодежды и мультфильм «Аркадий Паровозов».
2. Словесные:
- пояснение;
- беседа.
3. Практические:
- выполнение заданий с опорой на личный опыт;
- выполнение заданий в малых подгруппах.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска.
Фотографии спецодежды.
Слайды с загадками о железной дороге и ж/д транспорте.
Картинка-пазл с изображением Аркадия Паровозова.
Конверт с вагонами и локомотивами.
Мультфильм Аркадий Паровозов №77.
Предварительная работа:
Знакомство с железнодорожным транспортом.
Знакомство с ж/д профессиями.
Придумывание и отгадывание загадок о железной дороге.
Конструирование ж/д вагонов из мелкого пластмассового конструктора.
Посещение музея железнодорожников основанный на базе детского сада.
Ожидаемые результаты:
Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, учить проявлять целеустремлённость и взаимопомощь.
Воспитатель:
(Воспитатель с детьми строит железную дорогу и в это время читает стих) Железная дорога
В наше время так нужна!
И любая из профессий, -
Всем почётна и важна.
Ребята, а давайте поиграем в игру, но непростую, а железнодорожно-развлекательную, где вы сможете показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда. Вам необходимо будет выполнить несколько заданий, ответить на вопросы и за каждое выполненное задание вы будете получать деталь от игры «Пазл», которые потом сможем сложить в единую картину и посмотреть, что получится, а затем для вас будет сюрприз. А сейчас я предлагаю сесть на стульчики.
Воспитатель:
-Дети для того чтобы поезда приходили вовремя, чтобы пассажиры были в безопасности, грузы доставляли в нужный срок, на железной дороге трудится много людей, разных профессий.
- Люди, каких профессий работают на железной дороге?
- Ваши родители работают на железной дороге? Кем? (Ответы детей, у всех детей родители работают на железной дороге.)
-Для того, чтобы было удобно работать и для безопасности, люди носят специальную одежду.
Слайды 2-9
У машиниста специальная форма, у проводницы другая специальная форма, есть форма у повара в вагоне ресторане, у монтера пути, у дежурной по станции, у кассира в билетной кассе, но в каждой форме есть эмблема, которая связывает все эти формы в единое целое. И эта эмблема? РЖД.
-Ребята, сейчас мы разобьемся на подгруппы по 4 человека и попробуем собрать фотографию и сказать, кто носит такую форму одежды (под музыку дети собирают фотографию называют профессию).
Воспитатель:
Молодцы! Вы справились с этим заданием и получаете деталь- пазл.
Воспитатель:
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Слайды:10-15
Воспитатель показывает на доске слайды и задаё т вопросы:
1. Какие виды поездов вы знаете?
Ответы детей: (Пассажирский, грузовой).
2. Где люди ждут электричку или поезд?
Ответ детей: (На перроне).
3. Для чего нужен стоп-кран?
Ответ детей: (Срочно остановить поезд).
4. При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз
Ответ детей: (Электричества, пара, тепла).
5. Как называются люди, которые едут в поезде?
Ответ детей: (Пассажиры).
6. Кто ведёт поезд? (Машинист, помощник машиниста)
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и получаете второй фрагмент пазла.
Воспитатель:
Чтобы пыл веселья не угас,
Чтобы время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее. (Воспитатель достает из конверта загадки, а на обратной стороне картинка отгадка.)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? ( Ответ детей: электричка)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везёт всех за собой. (Ответ детей - поезд)
В быстром поезде сидит
И в окно своё глядит.
Он движеньем управляет –
Грузы вовремя доставляет. (Ответ детей - машинист)
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное «Р» содержит он
И называется … (Ответ детей - перрон)
Я – хозяйка в доме на колёсах,
Я всегда вас чаем напою.
День и ночь тружусь, не уставая,
Назови профессию мою! (Ответ детей - проводница)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Машинистам помогаю,
Но зовусь не светофор. (Ответ детей - семафор)
Молодцы! Вы отгадали все загадки и получаете третий фрагмент пазла.
Воспитатель:
- Люди, работающие на железной дороге должны быть внимательными, смелыми, сильными (стук в дверь, входит воспитатель младшей группы)
- Ребята, дети из ясельной группы хотели собрать поезда и перепутали все вагоны. Помогите пожалуйста собрать правильно поезда.
- Для этого надо разделиться на две команды. (Дети делятся на две команды). Одна команда составляет грузовой поезд, а другая составляет пассажирский (стоят три стола по середине стоит стол с вагонами, а на двух других дети составляют поезда). Дети выполняют задание.
Воспитатель:
Вы справились с заданием и получаете четвертый фрагмент.
Вы хорошо потрудились и вам нужно немного отдохнуть и подвигаться: Физкультминутка. «Поезд»
Мы в вагончиках сидим (Повороты головы вправо, влево)
Мы сидим, мы сидим
И в окошко мы глядим
Весело глядим
Едет, едет паровоз (согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад)
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
Ребятишек он повез
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
А колесики стучат – (Ударить ладонями по коленям)
Так-так-так, так-так-так,
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так.
Громко подаем гудок: (согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту,
Подъезжает паровоз
Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
- Ребята, ездить в поездах, это я вам скажу увлекательное занятие! Со сколькими людьми встречаешься! Сколько километров остается позади! Сколько открытий, радостей, неожиданностей готовит нам поездка! Разве можно отказаться от этих впечатлений. Но чтобы поездка была еще и безопасной, нам нужно вспомнить некоторые правила поведения на железной дороге.
Правила эти железнодорожные-
Строгие очень, но вовсе не сложные.
Ты их запомни, слушай внимательно-
В жизни помогут они обязательно.
Слайды:16-21
1 правило.
Поезд на подходе-
Переезд закрылся.
Поросенок очень в школу торопился.
Он бежал, не глядя,
Прямиком на красный.
Но услышал сзади…
Стой, дружок! Опасно!
(Запрещается переходить через переезд при включенном красном свете)
2 правило.
На платформе две дворняжки
Разыгрались в «догоняшки» :
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку.
Рассердился очень папа
И детей отшлепал лапой!
(Не устраивайте игр на платформе)
3 правило.
Жарко в вагоне. Проветрюсь немножко-
Высуну голову лучше в окошко.
Что же ты делаешь? Вот озорник!
Сядь – ка на место!
Сказал проводник.
Впредь так не делай
Ты никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
(Не высовывайтесь из окна на ходу поезда)
4 правило.
Я в обход, - сказал Зайчишка,-
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда-
Неминуема беда.
(Не подлезайте под вагоны)
5 правило.
На железной дороге два братца
Захотели друг с другом подраться:
Забодаю!- мычит Белолобый.
Черно- белый мычит: - Ну, попробуй.
Драчуны! Уносите – ка ноги
Поскорее с железной дороги!
Хорошо, что вмешалась Сорока:
Всё могло бы закончиться плохо!
(Не ходите и не играйте на железнодорожных путях)
6 правило.
На перроне теснотища,
Жеребенка Лошадь ищет:
Где ты, серый Жеребенок,
Непослушный мой ребенок?
Он за маму не держался,
Потому и потерялся.
(На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого)
Правила запомнил-
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
Воспитатель:
Вы знаете правила безопасности на железной дороге и получаете деталь- пазл.
Наша игра подошла к концу и сейчас давайте попробуем сложить картинку.
- Что получилось? (Изображение Аркадия Паровозов).
А сейчас для вас сюрприз,вы увидите мультфильм. Аркадия Паровозов. Хождение по железнодорожным путям – опасно! Серия №77.
-Еще раз хочу вас поблагодарить и вручить эмблему «Юный железнодорожник».