Анна Третьякова
Конспект НОД «Как хлеб к нам на стол пришел» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
• Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях.
• Дать первичные представления о профессиях пахаря, пекаря.
• Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. (познание, здоровье)
• Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России.
Публикация «Конспект НОД „Как хлеб к нам на стол пришел“ старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать воображение, фантазию, умение составлять технологическую карту процесса работы со значками-символами, развивать логическое мышление.
• Развивать такие социально-психологической черты как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой.
• Формировать умение работать сообща.
• Воспитывать уважение к представителям данных профессии.
• Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.
Разделы программы:
Речь и общение и природа;
Ознакомление с родным краем.
Материалы и оборудование: презентация, пазлы, земля, грабли, лейка, пророщенные колоски пшеницы, гербарии злаковых культур, хлеб, мяч, продукты для приготовления теста, музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!
Дети: Хлебом!
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, я пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб? (показать хлеб)
Дети: земля, зерна, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, которое приведет нас от зернышка к хлебушку, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.
Воспитатель: Хочу вас предупредить, что это не легкий путь и на нем мы встретим множество испытаний.
- Вы готовы?
Итак, вперед!
Станция №1
«Собери пазл»
На столе лежат конверты со знаками вопроса. Каждому ребенку выдается конверт, в котором находятся части пазла. Необходимо собрать пазлы и детям рассказать что на нем изображено, что за техника использовалась, сравнить картинки.
Воспитатель: Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать с землей?
Дети: Вспахать землю.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете кто занимается вспахиванием земли?
Дети: Пахарь.
Воспитатель: Молодцы! Скажите пожалуйста с как люди вспахивали землю в древние времена?
Дети: В древние времена люди (пахари) это делали с помощью лошадей и плуга.
Воспитатель: Правильно! А сейчас при помощи чего они это делают?
Дети: При помощи специальных машин.
Воспитатель: Все верно. Что же здесь нужно посадить? (Из чего вырастет хлеб)
Дети: Зерна.
Воспитатель:(достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких как я
Будет целая семья
Воспитатель: Давайте вместе посадим зерна в землю. Посмотрите я посадила зерна немного раньше и они уже взошли.
Воспитатель: Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним.
Дети: У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.
Воспитатель: Как вы думаете из ржаных колосков какая мука получается.
Дети: Ражаная мука.
Воспитатель: Правильно. А из ржаной муки какой хлеб выпекают? Дети: Ржаной хлеб.
Воспитатель: А из пшеничных колосков какую муку получают?
Дети: Пшеничную муку.
Воспитатель: Все верно. А хлеб из пшеничной муки какой получается?
Дети: Белый хлеб (батон, булка и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, какие еще бывают зерновые (злаковые) культуры. (Показать гербарий овса)
Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощью специальной техники. Как называется такая машина?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: А как называют человека, сеющего зерна на комбайне?
Дети: Комбайнер.
По земле сырой и жесткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой
Зерна, сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.
Воспитатель: Посмотрите, какие появляются первые всходы.
А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.
Воспитатель: Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.
Воспитатель: Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Люди придумали много разных мельниц. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.
Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! (ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
Воспитатель: А хотите перемолоть зерна в такой же мельнице, но намного меньших размеров? (Дать каждому помолоть муку в кофемолке).
А вот водяная мельница.
Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.
А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.
Богатырь – муковоз
На завод муку привез.
Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать с мукой, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?
Обратится к опыту ребенка.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Надо замесить тесто. А какие ещё нужны продукты, чтобы замесить тесто?
Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.
- Для чего в тесто добавляют дрожжи?
Воспитатель: Давайте замесим сами тесто на дрожжах. И укроем его одеялом, т. к. тесто поднимается при воздействии тепла. И оставим его подходить.
Воспитатель: Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают
Дрожжи тесто раздували. воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И мутовкой повзбивали.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб всему голова.» А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы увидели, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Как же надо относится к хлебу?
Дети: Бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать.
Воспитатель: Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор: С. Погореловский