Светлана Новикова
Конспект НОД «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши пернатые друзья»
Цель: Формировать представление детей о птицах.
Образовательные задачи: расширить представления детей о том, какие птицы являются перелётными, а какие зимующими; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
Публикация «Конспект НОД „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).
Воспитательные задачи: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественно-эстетическое развитие.
Материал: звуковая фонограмма «Голоса природы»; картинки с изображением перелё тных птиц: скворца, грача, жаворонка, утки, гуся, лебедя, соловья;
Предварительная работа: Беседы на темы: ««Наши пернатые друзья», «рассматривание иллюстраций по теме птицы, чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», В. Бианки «Птенчик»,Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Улетает-не улетает», «Птички», «Когда это бывает», «Накормим птиц» и др.
Ход НОД: Дети под музыку входят в зал и становятся вокруг воспитателя.
-Как много людей собралось в нашем зале!
Ребята, а что же сегодня за день?
-Вы что же совсем ничего и не знали?
Сегодня наш сад принимает гостей!
-Приветствовать в стенах своих очень рад
Вас «Солнышко» - наш дорогой детский сад!
Здравствуйте (дети вместе)
Дарят солнышки.
Дети садятся на стульчики.
Воспит. : Ребята, мы с вами живем на планете Земля – наш общий дом, в котором обитает множество растений, животных, насекомых. А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это. (птицы)
Воспит. : Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, сколько к нам в гости прилетело птиц. Посмотрите внимательно на них и скажите, чем они все похожи? (варианты ответов).
Воспит :(у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями). (слайд – строение птицы)
Воспитатель — Зачем птицам крылья? (летать)слайд крыло
Воспитатель — Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) слайд лапки
Воспитатель — Зачем птицам клюв? (есть, пить) слайд клюв
Воспитатель — Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга (размером) слайд большая и маленькая птица: воробей- синица, голубь-ворона
Воспитатель — Правильно, воробей и синица поменьше, а голубь и ворона побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест — на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель — Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.
Звучит музыка «Полет птицы».В группу влетает сорока (девочка в шапочке сороки).
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, сорока, не шуми. Ребята, вы узнали кто это? (Дети отвечают).
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с сорокой).
Воспитатель: Что случилось, сорока?
Сорока: Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Давайте поможем сороке разобраться. Раз, два, три, покружись, в лесу окажись. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, всюду снег лежит, тихо в лесу. Интересно, кто нас здесь встречает? (звучит запись с пением птиц).
-Воспитатель:- Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).(ответы детей-Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей. Показать на плакате.)
Воспитатель: Ребятки, а как вы думаете,эти птицы всегда живут с нами? Зимой и летом? Или они могут куда-то улетать? ( Ответ детей: улетают на юг)
Воспитатель: птицы, которые на зиму улетают в теплые края называются перелетными. Ребята, какие птицы называются перелетными? (ответ детей)
Восп. : Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Отгадаем загадки и увидим птичек:
Загадывание загадок:
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
(Грач) (включается слайд +звук)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"
(Кукушка) (включается слайд +звук)
Воспит: ребята, а это что за птичка?
(Утка) (включается слайд +звук)
(Скворец) (включается слайд +звук)
(Ласточка) (включается слайд +звук)
Воспит: Все эти птицы - перелетные.
Воспитатель — А разве не все птицы улетели в теплые края? ( ответ детей: нет, не все)
Воспитатель: птички, которые остаются зимовать с нами, называются зимующими. Ребятки, как называются птицы которые остаются с нами на зиму? (ответ детей)
Сорока: А у меня тоже есть для вас загадки. Загадывание загадок:
Умный мальчишка
В сером армячишке
Прыгает, шныряет,
Крошки собирает
(Воробей) (включается слайд +звук)
В красной шапке расшитой,
В чёрненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня- красота?
Тук- тук- тук, да тра- та- та!
(Дятел) (включается слайд +звук)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-(снегири) (включается слайд +звук)
Воспит: Ребята, а эти птицы – зимующие.
Воспитат: Ну, милая сорока, все ли тебе стало понятно? Помогли тебе ребятки разобраться, почему одни птички улетают, а другие остаются?
Сорока: Да, спасибо большое. Теперь я все поняла.
Воспит: Ну, а нам ребята, пора возвращаться в детский сад. До свидания, сорока.
Раз, два, три, покружись, назад в садик возвратись.
Садятся на стульчики.
Воспит: Ребята, мы с вами выяснили, что бывают перелетные и зимующие птицы.
А теперь давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Д/игра «3й – лишний»
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру. Вам нужно будет выбрать лишнюю птичку.
Показываются слайды с изображением птиц(3 птицы(3 слайда)
Воспитатель — Синички — ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. А что любят есть разные птицы? (варианты ответов)
Воспит. :Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них.
Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (ответ детей)
Воспит: Правильно, человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
-Ребята, чем же питаются птицы зимой? Сейчас мы это постараемся выяснить.
Игра «Накормим птиц». (находят угощения для птиц)
Воспитатель:— Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете,где живут птицы, когда прилетают к нам из теплых стран? (варианты ответов).
Воспитатель: птицы строят гнезда на высоких деревьях, а также живут в скворечниках, которые строят люди к прилету птиц.
-А давайте и мы с вами сделаем свой скворечник, но он у нас будет не из дерева, а из бумаги.
Но с начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Проводится пальчиковая игра: Дятел
Дятел дерево долбит (постукивание кулачком
одной руки о ладонь др. руки)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (смена рук)
Стук-стук-стук
Аппликация "Скворечник"
Детям предлагается лист бумаги с наклеенным деревом. Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника, треугольника (крыша, круга (леток) и полоски (насест).
Воспитатель спрашивает детей: "На какие геометрические фигуры похожи детали скворечника, какого они цвета?" Затем дети наклеивают детали.
Воспитатель просит сделать аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться.
Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (вырезанный из черной бумаги силуэт птицы, которого дети наклеивают на веточку дерева.
Выставка работ. Анализ работ, чья работа вам больше понравилась? Почему?
-Итак, ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
(варианты ответов).
-Что нового вы узнали о птицах? (ответы детей).
-Чем питаются (ответы детей).
-Как готовятся люди к прилету птиц? (сроят скворечники)
-Воспитатель: ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!