Получи документы

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»

Ольга Санникова
Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»

Конспект НОД Пересказ рассказа Л. Н. Тостого «Два товарища».

Воспитатель: Санникова О. М. МКДОУ д/с «Улыбка» 2019г.

Цель: Создание условий для развития связной грамматически правильной речи.

Задачи:

Образовательные

1. Познакомить детей с новым литературным жанром - басней Л. Толстого «Два товарища».

Публикация «Конспект НОД „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Два товарища“» размещена в разделах

2. Формировать умение передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложение.

3. Формировать умение понимать мораль и идею произведения,

оценивать поступки героев.

4 .Формировать умение создавать символы, зарисовывать схемы по содержанию произведения.

Развивающие

1. Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию полными ответами.

2. Развивать монологическую речь.

Воспитательные

1. Воспитывать дружбу и взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально- коммуникативное развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие».

Методы и приемы:

Словесные: беседа, чтение, вопросы, пересказ.

Игровые: физкультминутка, сюрпризный момент, рисование схем.

Наглядные: рассматривание книги.

Материал: доска, портрет писателя, карандаши, лист бумаги, мнемотаблицы.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, рассматривание портрета Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки писателя Л. Н. Толстого.

Чтение детям произведений Л. Н. Толстого “Косточка”, “Лев и собачка”, “Два товарища”, «Филиппок», «Два товарища», «Котенок» и другие, работа с мнемотаблицами.

Словарная работа: выражение «упал наземь».

Ход ЗАНЯТИЯ

В: Я желаю вам доброго утра и хорошего настроения. А вы улыбнитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

1. Вводная часть. Беседа.

В: Ребята, я приглашаю вас подойти к книжному уголку. Как вы думаете, почему я вас сюда пригласила?

(чтобы посмотреть книги, почитать).

В: Рассказы, какого автора мы недавно читали?

(Л. Н. Тостого)

В: Ребята, сегодня выставка посвящена писателю Л. Н. Толстому.

Он написал для детей «Азбуку», много сказок, басен, рассказов.

В: Чтобы вспомнить названия этих рассказов я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай рассказ». Я вам прочитаю маленький отрывок из рассказа, а вы назовёте рассказ. Слушайте внимательно.

«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем- то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: Она несла большую куклу.»

В: Как называется этот рассказ?

(_Пожарные собаки)

В: Молодцы, слушайте дальше.

«Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».

В: Как название этого рассказа?

(Косточка).

В: Правильно Дальше.

«Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.»

В: Как называется этот рассказ?

(Лев и собачка)

В: Умнички.

В: О ком и о чём были рассказы?

(о животных, о детях, о их жизни)

В: Кто из вас знает, почему Л. Н. Толстой пишет рассказы о детях?

(он любил крестьянских детей и хотел им помочь, даже открыл для детей бесплатную школу и сам их учил писать, считать, рисовать)

В: Ребята, вы хотите познакомиться с ещё одним произведением Толстого?

(Хотим)

В: Тогда мы его сейчас прочитаем.

В: Проходите за столы, присаживайтесь.

2. Основная часть.

В: Ребята, книга называется «Два товарища», но прежде чем начать читать эту книгу, я хочу познакомить вас с новым литературным жанром басней.

Басня - это короткая поучительная история. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Но есть басни и о людях.

В: Сейчас я вам прочитаю басню, а называется она «Два товарища».

Первичное восприятие текста. Чтение рассказа «Два товарища».

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

В: Ребята, мы с вами познакомились с басней «Два товарища».

1. Беседа по содержанию прочитанного.

В: О ком говорится в этой басне?

(о друзьях- товарищах)

В: Что произошло с товарищами в лесу?

(на товарищей выскочил медведь.)

В: Как повели себя друзья?

(Один бросился бежать, влез на дерево, спрятался, а другой упал на землю и притворился мёртвым.)

В: Ребята, что означает выражение «Упал наземь»

(значит упал на землю)

В: Правильно.

В: Что чувствовал мальчик, который лежал на дороге, когда к нему подошел медведь?

(Сердце замерло, чувствовал страх, но мужественно терпел создавшуюся ситуацию.)

В: Как об этом говорится в произведении?

(дышать перестал)

В: Как можно назвать этого мальчика? Какой он?

(Смелый, находчивый, смышленый, умный.)

В: Ребята, как вы думаете, что чувствовал мальчик, который сидел на дереве?

(Радость, что он убежал от медведя. Безучастие к беде своего товарища. Он не стремился помочь своему другу. Он боялся слезть с дерева.)

В: Как можно назвать этого мальчика? Какой он?

(Трусливый, предатель, бессердечный, насмешливый.)

В: А можно ли назвать этого мальчика другом? Почему?

(потому что он не помог своему товарищу)

В: Ребята, а как бы вы поступили?

(ответы детей)

В: Ребята, есть такая пословица «Друг познаётся в беде» Как вы её понимаете?

(нужно защищать своего друга, не бросать его в беде)

В: Правильно, ребята, когда происходит беда с твоим другом, вот тут то и выясняется, придёшь ты к другу на помощь или нет.

В: Молодцы, ребята.

В: Ребята, а мы с вами о дружбе знаем физкультминутку, давайте её покажем. Вставайте на ноги.

Физминутка о дружбе

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).

Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).

Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).

Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши,

Друзья (соединяем руки ладонями).

В: Какую басню Толстого мы сейчас прочитали?

(Два товарища)

В: Что же поучительного в этой басне?

(друг не должен бросать в беде)

В: Конечно же ребята, нельзя оставлять друга в опасности.

Ребята, вам понравилась эта басня? А как вы думаете, дети, ваши родители, друзья, знают эту басню?

(не знают)

В: А что нам нужно сделать, чтобы они познакомились с ней?

(пересказать)

В: Ребята, а что нам поможет быстро и легко запомнить текст произведения и пересказать его.

(мнемотаблица)

В: Правильно. И нам её нужно нарисовать.

В: Кто желает рисовать у доски?

Выходи Диана. Дети, у вас на столах лежат пустые таблицы. Сколько клеточек в таблице, значит столько картинок вы будете рисовать. Вместе с Дианой вы будете зарисовывать символы в пустых клеточках, по порядку, отвечая на вопросы по содержанию басни. Ребята, рисуем картинки быстро, схематично, т. е. символами. Подвиньте к себе ваши таблицы

1. Как начинается басня? Отвечаем полным ответом. (Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь)

В: Что можно нарисовать в 1 клеточке (Символами нарисуем дерево, двух мальчиков и медведя) (Картинка №1)

2. Как повёл себя первый мальчик? (Бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге)

В: Что нарисуем во второй клеточке? (во второй клеточке мы нарисуем дерево, а на ней лицо мальчика, который спрятался и второго мальчика, который остался на дороге) (картинка №2).

3. Что произошло потом со вторым мальчиком? (Он упал наземь и притворился мёртвым) (В третьей клеточке мы нарисуем, как мальчик упал) (картинка № 3)

4. Что сделал медведь, когда подошёл к мальчику? (медведь стал нюхать ему лицо, потом подумал, что он мёртвый и отошёл) (Нарисуем мальчика, который упал и медведя) (картинка № 4)

5. Что сделал мальчик, когда слез с дерева и что он сказал? (когда медведь ушёл, мальчик слез с дерева и стал смеяться, он сказал Ну что тебе медведь на ухо говорил) (В этой клеточке мы нарисуем дерево, мальчика, где он смеётся) (картинка № 5)

6. Что ответил ему товарищ? (Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают). (В шестой клеточке мы нарисуем мальчика) (картинка № 6)

В: Ребята давайте все вместе проговорим эту фразу, как сказано в басне: Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают

Итог: Ребята, что мы с вами сейчас делали и для чего?

(Мы нарисовали мнемотаблицу, чтобы легче запомнить текст и пересказать его)

В: А сейчас все по порядку, встанем дружно на зарядку. Выходите на ковёр.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

В: Как хорошо мы с вами отдохнули Присаживайтесь на стульчики.

В: Дети, а чтобы вы смогли интересно и выразительно пересказать басню «Два товарища» послушайте её ещё раз. (читаю с выражением)

Пересказы детей с использованием мнемотаблицы.

В: Ребята, кто хочет, пересказать басню, по своим мнемотаблицам нашим гостям. Предлагаю пересказывать парами. Первый будет пересказывать по первой строчке таблицы, а второй – по второй строчке.

В: Ребята, вы должны договориться со своим товарищем, кто из вас начнёт первым, а кто продолжит. Рассказывать нужно громко, выразительно.

(Вызвать две или три пары детей,)

В: А кто желает пересказать басню полностью?

А остальные дети перескажут басню дома родителям по своим мнемотаблица

(Оценивание рассказов всеми детьми.)

В: Чей пересказ, вам понравился больше? Почему?

(интересно рассказал, подробно, выразительно)

Итог

В: Ребята, давайте подойдём к книжному уголку.

В: Как вы думаете, дети, мы можем поставить эту книгу в наш книжный уголок и почему?

(можем, мы её прочитали, эта тоже басня Л. Н. Толстого)

В: Как называется басня, с которой мы познакомились? Кто её автор?

(«Два товарища» автор Л. Н. Толстой.)

В: Ребята, чему же нас учит эта басня?

(Настоящие друзья должны встретить беду вместе и вместе ее пережить. В басне же один из товарищей убежал, оставив другого наедине с медведем. Настоящий друг или товарищ тот, кто не бросает в трудную минуту своего друга, а, наоборот, помогает ему).

В: Ребята, мораль басни такова: «Хороший друг в беде не бросит, всегда придёт на помощь.» «Друг, предавший тебя – плохой друг»

Рефлексия. (1 мин)

В: Ребята, кому сегодня было интересно, возьмите жёлтый кружок, кому было трудно, возьмите красный, а у кого всё получилось, возьмите зелёный кружок. Обьединитесь в группы по цвету кружков.

Ребята, что вам было трудно?

Молодцы!

В: А сейчас возьмите свои мнемотаблицы и перескажите эту басню детям соседней группы.

Публикации по теме:

Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (старшая группа) Задачи. Закрепить представление детей о фруктах. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.

Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить»Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить» В фотоотчете представляю фрагменты познавательно- экспериментальной деятельности по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Л. Толстого «Два товарища»Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Л. Толстого «Два товарища» Задачи: - учить составлять предложения по сюжетной картинке; - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить выделять.

Конспект НОД «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Тип: Интегрированное. Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ совместно с воспитателем, формировать умение понимать содержание.

Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект занятия по обучению пересказыванию «Пересказ рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить» .

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»
Опубликовано: 4 июня 2020 в 12:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД