Ирина Разина
Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Сказка золотая-хохломская»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, назначением, с предметами быта, украшенными хохломской росписью;
Задачи:
- учить детей видеть и выделять характерные элементы хохломского узора;
- познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы, завиток, трава; с цветовой гаммой;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, своей Родине.
Словарная работа: хохломская роспись, узор, элемент, предметы быта, травка, завиток, ягода.
Материал и оборудование: предметы, украшенные хохломской росписью, иллюстрации с их изображением, мультимедийная презентация,
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы „Сказка золотая-хохломская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям куклу би-ба-бо Емелю и ведет с ним диалог:
Воспитатель показывает детям предметы росписи, стоящие на столе, часть —-на экране.
Емеля: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары.
Поставцы, розетки, чаши.
Ложки золочёные,
Бочата кручёные.
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Воспитатель: Здравствуй, Емелюшка, куда это ты собрался?
Емеля: Я держу путь на ярмарку, а с собой везу товар расписной, золотой! Хотите посмотреть?
Воспитатель: Конечно, покажи нам Емеля свой товар! Посмотрите и скажите, какой росписью украшены эти предметы.
Ответы детей.
Воспитатель: А расскажи нам, Емелюшка, откуда ты везешь его?
Емеля: Я еду из города Семенов. А находится этот город совсем недалеко от вашего родного города, в Нижегородской области.
(на мультимедиа слайд с изображением Нижнего Новгорода, города Семенов)
Сейчас я вам немного расскажу об этой росписи: где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью.
(Рассказ сопровождается показом на мультимедиа)
Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
Рассказ детям о хохломской росписи
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.
С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на Емелин товар. Рассмотрите его повнимательнее. Какие предметы, украшают хохломской росписью. (Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)Как одним словом можно назвать все эти предметы? (предметы быта.) А какие элементы, встречаются в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.) В хохломской росписи их называют : завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно ( ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка). Завиток является основным элементом хохломской росписи.
А сейчас найдите эти элементы в предметах, стоящих на столе. Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Какие цвета встречаются в узорах? ( четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)
Воспитатель: Ребята, понравились вам хохломские узоры? Хотите рассказать все, что сегодня узнали о Хохломе о них своим мамам и папам? В этом вам поможет схема.
Дети обсуждают и символами изображают особенности хохломской росписи.
- материал, из которого делают предметы, украшенные хохломской росписью.
- основные цвета используемые в росписи;
-узор, украшающий изделия, обычно бывает растительным: веточки, листочки, травинки, ягодки и т. д.
Дети прощаются с Емелей и уносят домой модели, выполненные на занятии, чтобы определить, есть ли дома предметы, украшенные хохломской росписью.
Емеля:
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!