Баджи Надежда
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе с использованием ИТК «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе с использованием ИТК
Тема: «Насекомые»
Подготовила: воспитатель Баджи Надежда Ивановна.
Цель: создать условия для формирования у детей навыков поисковой деятельности и систематизировать знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе с использованием ИТК „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде для природы.
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, обогащение активного словаря, связную речь.
Вызвать интерес к миру вокруг нас, формировать реалистические представления о насекомых, живущих на планете Земля.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы, закреплять правила поведения в природе
Материалы и оборудование: карточки к игре «Лото»; иллюстрации с изображением кузнечика, бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы; цветной картон, презентация «Лесная поляна», «Удивительный мир насекомых», музыкальное сопровождение «Звуки природы», телевизор, интерактивная доска.
Ход:
Под звуки природы предлагаю детям отправиться на лесную полянку.
А хотите побывать в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, а отнесёт нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
Показ презентации на экране «Лес».
Дыхательное упражнение: А вот паутинка мешает нам пройти, давайте сдуем её. (Дети дуют на воображаемую паутинку)
Воспитатель: Чтобы узнать, почему мы с вами оказались на лесной полянке и о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам поиграть в игру «Лото».
Дидактическая игра «Лото животных».
Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображением неба и водоема. Предлагаю им взять маленькие карточки с изображением птиц и рыб.
Дети выбирают карточки своей команды (рыбы, птицы). Игра продолжается до появления на столе карточки с кузнечиком.
Дети затрудняются с вопросом: «Куда определить кузнечика?»
Воспитатель: Куда же мы поместим эту карточку? Кто это? (кузнечик) Может, отправим его к птицам? (Нет, кузнечик не птица). Может, к рыбам? (Нет, кузнечик не рыба). Кто же он? Ответ детей: «Насекомое».
Дети узнают тему НОД.
Основная часть.
Кладу карточку с изображением кузнечика на вырезанный из зеленой бумаги листок.
Воспитатель: Когда наш кузнечик прыгнет в траву, будет ли он там заметен? Почему насекомые легко прячутся?
Ответ детей: Потому что окраска у кузнечика такая же как и трава. Это его среда обитания.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете? Все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть.
Воспитатель: Зачем им такая окраска?
Ответ детей: Для защиты от врагов.
Дети так же начинают раскладывать другие карточки с изображением насекомых : бабочку на желтый цветок, жука короеда на коричневый ствол дерева, делают выводы.
Воспитатель: Но не всем насекомым нужна такая окраска.
Загадка: Спинка красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Кто это? (божья коровка)
Воспитатель: Почему божья коровка такая заметная, яркая, ее хорошо видно на зеленых листочках? (Предположения детей). Оказывается, она в минуту опасности выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Это и отпугивает врагов. Божья коровка хищник среди насекомых. Она ест других насекомых - тлю. Тля вредит растениям - она высасывает из них сок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это насекомое прозвали коровкой? Кто они? Откуда? Чьи?
Показ презентации.
Загадка:
Живет в лесу малыш изящный,
Пусть ростом мал, да работящий.
Весь день без устали снует —
То прут, то бревнышко несет. (Муравей)
Воспитатель: Как называется дом для муравьев?
Ответ детей: Муравейник.
Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, ни одного муравья рядом не видно. Но как только снег сойдет, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна муравьи совсем слабые и лежат, не шевелятся. Но после нескольких дней отдыха, муравьи примутся за работу.
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники. (из любых подручных средств)
Воспитатель: В любое место, куда мы приходим, мы соблюдаем определенные правила поведения. О каких правилах мы должны помнить в лесу?
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу летом» с использованием интерактивной доски.
Дети: Называют правила поведения в лесу, указывают на знак.
Загадка:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
И поделится медком. Кто это? (пчела).
Воспитатель: Почему она летает над цветком? Пчела летит собирать сладкий сок, чтобы потом у нас был вкусный и полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? ( Пчела как бы говорит: «Не подходи, ужалю!») А где живет пчела?
Ответы детей: В ульях, дуплах деревьев.
Воспитатель: Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. Кто это? (бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какие у бабочки красивые крылья. Они покрыты маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже несколько чешуек будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Поэтому не надо трогать бабочек, а тем более ловить!
Воспитатель: А для чего бабочке длинный тонкий изогнутый хоботок?
Ответы детей:
Воспитатель: Она опускает его внутрь цветка и пьет сладкий сок. Как вы думаете, где дом у бабочки?
Ответы детей.
Воспитатель: у бабочки нет дома. Ее дом-это каждая травинка, цветочек, веточка. Бабочка живет всего 2 недели.
Подвижная игра «Бабочки и птичка»
На полу раскладываю обручи – это цветочки для бабочек. Ведущий игрок (птичка) берет бубен. Остальные дети – бабочки. Бабочек должно быть больше, чем цветочков. Пока бубен звенит, бабочки летают вокруг цветочков. Когда бубен замолкает, значит бабочки занимают цветочки. (в один обруч только одна бабочка). Кому не хватило цветочка, тот выходит из игры. Далее убирается один обруч и т. д., пока не останется 1 победитель (самый ловкий, быстрый, внимательный).
Воспитатель:
Загадка:
Это вовсе не пчела,
Нос — точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает! (комар).
Воспитатель: Пищит комар. У него длинный нос. Его укусы болезненны и долго зудят. Комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и животным.
Игровое упражнение «Кто как передвигается?» (добавить слово)
Муравей ползает, а бабочка (пархает)
Гусеница ползает, а кузнечик (прыгает)
Жук ползает, а стрекоза (летает)
Оса летает, а гусеница (ползает)
Улитка ползает, а пчела (летает)
Комар летает, а сверчок (прыгает)
Таракан ползает, а стрекоза (летает)
Воспитатель: Какие насекомые жужжат (жуки, пчелы, шмели, мухи, стрекозы, осы, пищат (комары, стрекочут (кузнечики, сверчки?
Подведение итога.
Воспитатель: Дети, куда мы поместим насекомых в нашей игре «Лото»?
Ответ детей:
Воспитатель: Для насекомых нужно приготовить еще одно поле.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось делать? Что сегодня узнали нового и интересного? Что было трудно, а что легко? В какие игры играли?