Елена Емельянова
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе
«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Выполнила воспитатель старшей группы Емельянова Елена Николаевна.
ДОУ №127 г. Липецка.
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе „Деньги, Монета, Банкнота, Пластиковая карта“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.
Развивающая:
Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.
Воспитательная:
Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Материал и оборудование: деньги, монеты, банкноты, пластиковая карта, мяч, ноутбук, копилка, картинки с предметами, кошелек, посылка, макет банкомата.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами буде необычное занятие.
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята! К нам кто-то пришел.
(Воспитатель выходит и возвращается с посылкой)
Воспитатель: -Смотрите нам пришла посылка от нашего друга Степашки. Давайте посмотрим, что в ней.
(Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку)
Воспитатель: -Что это такое нам прислал Степашка?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно-это копилка. Для чего же нужна копилка?
Ответы детей
Воспитатель: -Правильно, чтобы копить деньги. Давайте откроем нашу копилку и посмотрим, что в ней находится? В ней лежат разные деньги. Посмотрите. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм откуда берутся деньги (Просмотр мультфильма "Азбука денег" | Уроки тетушки Совы)
Воспитатель: Ребята! Вам понравился мультфильм? Вот ребята мы свами и узнали что деньги бывают разные. Металлические деньги называют монетой, а бумажные банкнотой.
Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы противоположный признак банкноты и наоборот.
Игра «Дополни»
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Скажите пожалуйста, что такое деньги
Ответы детей
Воспитатель: Деньги, это такой предмет, за который можно все купить. Например: хлеб можно купить за несколько монет, а куртку за несколько банкнотов. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Мы с вами монеты будем складывать в копилку, а банкноты в кошелек
Игра «Разложи правильно» (Воспитатель раскладывает перед детьми монеты и банкноты, ставит копилку и кладет кошелек дети подходят по очереди и монеты кладут в копилку, а банкноты в кошелек).
Воспитатель; Ребята скажите пожалуйста, за что деньги получают люди?
Ответы детей (за труд, за работу)
Воспитатель: Правильно. Взрослые люди ходят на работу. Они выполняют свой труд добросовестно и за это они получают деньги. Я предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны :
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность
называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
Воспитатель: -Да смотрите сколько нужно всего купить, сколько заплатить, а еще мы отдаем деньги на благотворительность. Это очень хорошее дело, мы отдаем деньги незнакомым людям и желаем, чтобы эти деньги им помогли.
А сейчас мы с вами посмотрим, как работают деньги.
(Дети подходят к доске с картинками. На ней схема оборота денег)
Воспитатель: Деньги печатают в определенном месте. Кто знает как это место называется?
Ответ детей: -В монетном дворе.
Воспитатель: Правильно. Деньги печатают в монетном дворе. Потом они куда поступают?
Ответ детей; В банк.
Воспитатель: Правильно. Из банка деньги поступают?
Ответ детей: -На разные предприятия.
Воспитатель: Правильно. На предприятия, где работают ваши родители. Они получают деньги и это называется заработной платой. Папа и мама приносят зарплату домой и получается общий семейный бюджет. Родители договариваются куда эти деньги они будут тратить.
Воспитатель: Мы с вами сказали, что обязательно нужно покупать еду, одежду и обувь, оплачивать коммунальные услуги, ну и на развлечения и оставляем часть денег на непредвиденные расходы.
Воспитатель: Ребята теперь мы рассмотрим схему какая часть денег ушла на всякие приобретения. (Дети рассматривают схему распределения семейного бюджета)
Посмотрим самая большая часть денег куда уходят?
Ответ детей: -На еду.
Воспитатель: Правильно. Чуть поменьше?
Ответ детей: -На оплату коммунальных услуг.
Воспитатель: Правильно. Чуть поменьше куда нам надо потратить? Ответ детей: -На транспорт. Воспитатель: Правильно. А как на транспорт можем отложить? Ответ детей: -Купить билет. Воспитатель: Правильно. Прежде чем проехать в автобусе мы покупаем билет. Еще часть денег нужна нам для чего? Ответ детей: -Для не продуктовых товаров. Воспитатель: Правильно. Это те товары, которые нужны в доме для чистоты. Еще нам нужны деньги для чего? Ответ детей: -Для обуви и одежды. Воспитатель: Правильно. Ну и последнее? Ответ детей: -Для отдыха, на лекарство. Воспитатель: -Да здесь мы откладываем для отдыха, на лекарство, для животных. Теперь мы с вами знаем сколько денег куда тратятся. Ребята, скажите, а где хранят деньги ваши родители? Ответ детей: -В кошельке. Воспитатель: Правильно. У все взрослых есть кошелек и в нем лежат деньги. Вот посмотрите какие деньги лежат в моем кошельке (воспитатель показывает кошелек с деньгами). Мы их можем увидеть, можем посчитать хватит ли нам на покупку и эти деньги называются наличными. А вот в этом кошельке (показывает кошелек с пластиковой картой) денег нет, но есть пластиковая карта на ней находятся безналичные деньги. И с этой картой мы можем сходить в банк и снять наличные деньги. Скажите, а откуда в банке можно снять деньги? Ответ детей: -С банкомата.
Воспитатель: -Да в банке стоит банкомат. Мы карточку вкладываем в банкомат, и чтобы нам получит определенную сумму денег на надо что сделать?
Ответ детей: -Ввести пароль доступа.
Воспитатель: Правильно. У каждой карты есть свой пароль доступа его нужно запомнить и эти цифры как вы думаете нужно все рассказывать? Ответ детей: Нет. Воспитатель: -Никому нельзя рассказывать, чтобы деньги не пропали.
Я предлагаю подойти к нашему банкомату и рассмотреть его.
(Дети рассматривают банкомат)
Воспитатель: -Теперь у нас с вами есть свой банкомат, карточки с деньгами и деньги, и мы с вами можем что-нибудь купить, но прежде давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка:
«Покупка»
Ребята давайте вспомним нашу физкультминутку
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, в все ли можно купить за деньги?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами поиграем в игру что можно купить за деньги, а что нельзя.
Игра: «Что можно купить, а что нельзя» (Воспитатель показывает детям карточку, а дети говорят, можно или нельзя это купить и объясняют свой ответ).
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста вам понравилось сегодня наше занятие?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: -А что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы хорошо. Ребята давайте я расскажу вам одно правило и вы его запомните. Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно. Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили. Молодцы. На этом сегодняшнее наше занятие закончилось. Вы мне очень понравились. Будем дальше знакомится с финансовой грамотностью.