Ольга Логачева
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Моя сторонушка родная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по формированию целостной картины мира
старшей группе «Моя сторонушка родная»
Цель: Дать первоначальное представление об истории возникновении Новой Усмани, знакомить с достопримечательностями.
Задачи:
- Обучение детей видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом, продолжать знакомство с особенностями русской избы.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе „Моя сторонушка родная“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
-Расширение знаний детей о достопримечательностях родного села, названий некоторых улиц (Авдеева, Алексеевского).
-Закрепление знаний детей о подвиге Героя Советского Союза летчике А. Авдееве.
-Вызывать желание подражать воинам, быть такими же смелыми и мужественными.
-Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, расширение кругозора.
-Воспитание любви к селу чувство привязанности к нему.
Образовательные области: «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Материалы и оборудование: предметны старины (утюг, лампа керосиновая, веретено ухват, горшок, и т. д.)
Фотографии современной Новой Усмани.
Платочек.
Магнитофон, аудиозапись
Предварительная работа: Чтение стихов о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсии по улицам села, беседы о достопримечательностях села
Ход: (организационный момент)
Воспитатель:
Рассаживайтесь удобнее и послушайте рассказ о том, как появилось наше село. Оно расположилось на берегах реки Усманки, от которой и получило своё название. Заселение нашего края началось много- много лет назад. Из-за построения Воронежской крепости край стал заселяться людьми. И воевода Собакин поселил людей на опушке леса, деревенька стала называться Собакина Усмань. Земли были очень плодородные, много дичи в лесах рыбы в реке Усманке. Много было животных в лесах: медведей, лис, зайцев. Люди очень хотели селиться на плодородных землях. Много переселенцев было с Украины, Чернигова, с Рязани.
Собакина Усмань участвовала в строительстве торговых и военных кораблей. Крестьяне занимались сельхозработами, огородничеством - выращивали лук. Село расстраивалось.
Прошло более 400 лет и село стало совершенно другим, новым. И село Усмань Собакина стала Новой Усманью. А в домах появился газ, свет, вода, тепло. По Усмани ездят много-много машин. И это стала совершенно другой Усманью. И появилось много улиц: широких, красивых, асфальтированных.
Воспитатель: Ребята, а какие названия улиц вы знаете?
Ответ детей.
Воспитатель: У нас есть улица Авдеева, в честь кого она названа?
Ответ детей.
Воспитатель: У нас есть улица Алексеевского, в честь кого она названа? Ответ детей.
Воспитатель: И продолжим мы теперь уже рассказ о нашем современном селе. Какие достопримечательности у нас есть?
Ответы детей.
(Дети рассказывают о пожарной части, о детской и взрослой библиотеке, о самой старой школе, о памятниках и обелиске, о редакции газеты «НИВА» и многом другом.
Воспитатель: Мы сегодня много рассказывали о нашем селе, так выразите одним словом какое же все-таки наша Новая Усмань? Давайте встанем и передавая платочек из рук в руки произнесем добрые слова нашему селу.
Ответы детей.
Воспитатель: А это мост через нашу реку Усманка. Вы же знаете, что про нашу реку писали поэты стихи. Наши Новоусманские. Ребята нам сейчас прочтут. Стихотворение, которое называется «Усманка», написал Золотарёв Александр Фёдорович. Который был учителем Хреновской школы.
1. Хороша в часы рассвета 2. Под прозрачной водной гладью
Наша Усманка река Не колышется листок;
Сядешь с удочкою летом И сидишь, спокойно глядя,
Под кустами ивняка На круговый поплавок.
Под тобой уводит с мели
Кряква сереньких утят
Как русалка в платьях белых
В небо лилии глядят
Воспитатель: Ребята, послушайте
Есть уголок земли, как часть души,
Где звезды ярче, и луна светлее
Где петухи кричат в ночной тиши,
И солнце по- особенному греет
О каком уголке я прочитала стихотворение?
Ответ детей.
Воспитатель: Да, ребята. Среди просторов нашей земли есть край, где находится твой родной дом, твоя родная земля.
-Как называется область, в которой мы живем?
Ответ детей.
Воспитатель: а как называется наше село?
Ответ детей.
(Аудиозапись) :
- Внимание! Внимание! Приглашаем граждан на экскурсию в музей старины
Воспитатель: - Кого приглашают? (граждан)
А мы с вами можем отправиться на экскурсию? (да, мы граждане своей страны)
— Гражданин России — это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России, пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина. Вы граждане России с момента рождения.
Воспитатель: поедем на поезде и увидим, как жили люди в давние, давние времена.
(Дети вместе с воспитателем выстраивают поезд и с песней «мы едем, едем-едем», передвигаются по детскому саду к «музею»).
Воспитатель: ну вот мы и приехали. Что необычного вы заметили?
Ответ детей.
Воспитатель: Наши предки были гостеприимными людьми и дверь в доме была открыта для гостей. Давайте подумаем, для чего делали высокий порог?
Ответ детей.
Воспитатель: Большую часть комнаты занимала печь. «Без печи изба-не изба!» - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду,на ней можно было спать. Печь топили дровами, но не всеми, лучше всего использовали дуб, так как он долго горел.
У печки это называлось устье - там пекли пироги и томились вкусные щи и каши.
-Это веретено - чтобы из шерсти домашних животных прясть пряжу. Раньше кастрюль не было, а были чугуны и горшки без ручек. В печи было жарко и руками взять нельзя.
Найдите предмет, которым можно взять горшок из печи, отгадывая при этом загадку: Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит - отдает,
Сам в угол идет. (ухват)
Ответ детей.
Воспитатель: Рассмотрите, какие предметы знакомы и как они помогали человеку.
Ответ детей.
Воспитатель: А теперь возвращаемся опять в группу на поезде.
(Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу.)
А теперь послушаем отрывок стихотворения Зорина Петра Кузьмича, который был учителем русского языка и литературы
Над новой Усманью рассвет Туман над Усманкой-рекою, С небес струится белый свет,
Потрогать бы его рукой.
Отрывок стихотворения Ткаченко Нинель Серафимовны, которая была учителем иностранного языка Рогачевской средней школы
Я люблю свою Усманку-речку,
Эту тихую прелесть села
Я люблю это царство природы Здесь как в зеркало, ива глядит
Я люблю эту чистую воду,
Что куда-то бежит и бежит
Воспитатель: На берегу нашей речки уже много лет проводятся много праздников. Участники приезжают из многих городов и сёл.
А наше сегодняшнее занятие я хочу закончить отрывком из стихотворения нашего Усманского поэта К. К. Зазвонных. «Сторонушка родная»
Мое село, мой край навек родной
Живи и дальше, лет не замечая
И сердцем, и душою мы с тобой
Мое село, сторонушка родная!
Рефлексия:
- Куда мы с вами ездили на экскурсию?
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось в экскурсии?