Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Елена Пашинина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Программные задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- формировать навык слого-звукового анализа слов;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами;

-учить согласовывать числительные с существительными;

-закреплять навык составления предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам;

2. Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе „Дифференциация звуков [ш]-[ж]“» размещена в разделах

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

3. Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики.

План занятия:

1. Организационный момент. Дети в кругу

-Ребята, какой у нас девиз?

«Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

-А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка». слайд 2

2. Постановка цели занятия

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея) выставляется картинка

-Как жужжит жук? (жжж)

-Как шипит змея? (шшш)

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

3. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.

-Какой фишкой обозначим звук ш? ж? (к картинкам жука и змейки прикрепляем соответствующую фишку)

4. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Светофор»

Дети поднимают символы: жук, змейка.

Словарный материал:

шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди/

5. Дифференциация звуков ш-ж в словах.

А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами. Картинки на слайдах 3-8

Слова:

снег-снежок утюг -утюжок

сапог-сапожок петух-петушок

флаг-флажок пирог-пирожок

Б)Игровое упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными.

-Пройдите по снежкам и посчитайте со словами-названиями картинок (индивид. картинки)

Слова: жук, кошка, подушка, желудь, ёжик.

В) Классификация картинок со звуками ш-ж «Подарим картинки жуку и змейке». Определение места звука в слове.

Работа по индивидуальным картинкам.

Г) Подвижная игра «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем…» Деление слов на слоги.

Работа по картинкам на доске.

6. Игра «Четвёртый лишний». Звуковой анализ слова «жук».

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф. Слайд 9

-Какая картинка лишняя, почему?

-Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук /ж/? (согласный твёрдый. звонкий). Какой фишкой обозначим? (синей с колокольчиком)

Аналогично анализируем второй и третий звук

Проверяем на слайде 10.

7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

8. Составление предложений по сюжетным картинкам на слайдах 11-15.

Женя едет на машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.

9. Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках. Картинки на слайдах 16-21

*Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

«Уходи колючий ёж

В тёмный лес,

Где ты живёшь». (все вместе с су-джок шариками)

*Вяжет на зиму жираф

Шерстяной пушистый шарф.

*Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

*В темноте шуршал камыш,

Кошка думала, что мышь,

Прибежала в камыши,

В камышах нет ни души.

*Ежу на ужин мышонок нужен.

*Хорош пирожок,

Внутри творожок.

10 Итог.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Прикреплённые файлы:

sh-zh_4gv9e.pptx | 4698,42 Кб
 
Публикации по теме:

Игра по формированию звуковой культуры речи «Веселый Звукоград» Игра по звуковой культуре речи «Веселый Звукоград» Цель: Развитие слухового восприятия и внимания, мышления и речи. Дети делятся на две.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе «В гости к бабушке Федоре» Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гости к бабушке Федоре» Никишина.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Дифференциация звуков Л – Ль (звуковая культура речи). Программное содержание: закрепить.

Конспект ООД по формированию звуковой культуры речи «Звук [ц]» Программное содержание: Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]» Цели: Образовательные: закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи; совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [З]-[Ж]» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков з-ж». Тема: «Дифференциация звуков з-ж» Интеграция образовательных.

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]» Коррекционно-развивающие задачи. 1. Закрепить правильное произношение звуков В, Ф., В’, Ф’. 2. Закрепить понятие «согласный» звук. 3. Учить.

Занятие по формированию звуковой культуры речи «Помоги Буратино». Звуки [з]-[з’] [с]-[с’]» Цель: закрепить умение детей определять в словах звуки З и ЗЬ, С и СЬ, упражнять в правильном их произношении. Участники: дети старшей.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]» Цели: - упражнять в правильном произношении звуков Ч - Щ; - формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ: слышать и различать в словах,.

Занятие по формированию звуковой культуры речи «Звук [з]» Тема: Звуковая культура речи: звук [з]. Цель: автоматизируем звук [з] изолировано, в слогах и словах; учимся произносить звук [з] твёрдо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»
Опубликовано: 9 января 2016 в 12:54
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД