Получи документы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Осенняя мозаика»

Светлана Линская
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Осенняя мозаика»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

(музыкальная деятельность) «Осенняя мозаика»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Линская Светлана Викторовна; МБДОУ № 1 «Олимпик» г. Ульяновск.

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) „Осенняя мозаика“» размещена в разделах

ЦЕЛЬ: Расширение и обогащение знаний детей о творчестве П. И. Чайковского на примере «Осенней песни» из альбома «Времена года» и «Марша деревянных солдатиков»; закрепление знаний о нотной грамоте.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

- Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения.

- Учить внимательно слушать музыку и самостоятельно отвечать на вопросы.

2. Развивающие :

- Развивать музыкальные способности детей посредством исполнения песен, танцев;

- Обогащать словарь детей за счет слов: вступление, композитор, композиция, мелодия, музыкальное произведение.

3. Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе посредством слушания и исполнения музыкальных произведений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

-словесный;

-наглядный;

-практический;

ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, фонограммы песни «Тропинка –торопинка» (сл. Г. Ладонщикова, муз. Г. Дмитриева, «Чародей - Листопад» (муз. И Парахневич, сл. И Бодраченко, плазменный телевизор, кленовые листья из разноцветного картона (по два на каждого ребенка, макеты ключей: скрипичного, гаечного, «золотого ключика», ноты песен «Игра в гостей» Д. Кабалевского, «Кружева осенние» Я. Жабко, презентация с осенними пейзажами на музыку «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, презентация «домика для нот» и расположением нот на нотном стане, мультипликационный музыкальный видеоролик музыкальное произведение П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», музыкальная интерактивная игра «Что ты знаешь о музыке».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР : «Тропинка-торопинка» (сл. Г. Ладонщикова, муз. Г. Дмитриева, «Игра в гостей» Д. Кабалевского, «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, «Чародей-Листопад» (Муз. И Парахневич, сл. И Бодраченко, в исполнении Ю. Селивёрстовой, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, мелодия из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса, «Кружева осенние» Я. Жабко.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание танцевальной композиции на песню «Тропинка-торопинка» (сл. Г. Ладорнщикова, муз. Г. Дмитриева, слушание «Осенней песни» П. Чайковского, разучивание танца на песню «Чародей - Листопад» (муз. И Парахневич, сл. И Бодраченко, разучивание песни про ноты на мелодию из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса, разучивание песни «Кружева осенние» Я. Жабко.

Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(Под песню «Тропинка-торопинка» (сл. Г. Ладонщикова, муз. Г. Дмитриева) дети заходят в зал и выполняют танцевальную композицию)

1 Этап: Психологический настрой. Приветствие «Игра в гостей» Д. Кабалевского.

М. Р. : Здравствуйте, ребята. Я рада, что ваша тропинка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в музыкальном зале. С ними обязательно нужно поздороваться. Но так как у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы с ними будем песней.

Исполняется «Игра в гостей» Д. Кабалевского

Дети: Здрасти, здрасти мы вас ждём.

Гости: Промочило нас дождём.

Дети: Ожидали мы гостей.

Гости: Мы промокли до костей.

Дети: Где ваш зонтик?

Гости: Потеряли.

Дети: Где галоши?

Гости: Кот унёс.

Дети: Где перчатки?

Гости: Скушал пёс.

Дети:

Это гости не беда,

Заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог,

К нам на яблочный пирог!

(дети остаются стоять на местах. Звучит симфония № 5 Л. Бетховена)

Восп-ль: (в руках 3 бумажных ключа) : Слышите, ребята? Звучит тревожная музыка. Что-то случилось. Колдунья заколдовала домик в котором живут нотки. Нам надо его открыть. Но открыть мы его можем только одним ключом. Вот, посмотрите, у меня три ключа ( показывает: скрипичный, гаечный и «золотой ключик»). Вы должны выбрать тот ключ, который откроет домик для нот. Какой из этих ключиков сможет открыть дом?

Дети: Зелёный.

Восп-ль: А почему именно этот ключ?

Дети: Потому, что он скрипичный ключ.

Восп-ль. : Конечно. Молодцы ребята. (звучит фоном «Осенняя песня» П. И. Чайковского). Теперь мы обязательно откроем наш домик.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2 Этап: Мотивационно – ориентировочный

(Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского)

М. Р. : Большое спасибо, что вы помогли ноткам и открыли их домик. Иначе, мы никак не смогли бы слушать музыку. А за это, нотки дарят вам чудесное музыкальное произведение. Давайте мы присядем на наши стульчики, посмотрим на экран, полюбуемся красивыми пейзажами и послушаем музыку.

Минута релаксации

(На экране демонстрируется презентация с осенними пейзажами под музыку «Осенней песни» П. Чайковского)

М. р. : Дети, скажите, а какое музыкальное произведение мы с вами только что слушали? («Осенняя песнь» Чайковского). Правильно. Это «Осенняя песнь» П. И. Чайковского. А расскажите мне, какая это музыка? Какое у нее настроение? (ответы детей). А почему она такая? О чем нам рассказывает эта музыка? (об осени).

М. р. : Правильно, об осени. В этой музыке слышится грусть об ушедшем лете. Вы знаете, перед каждым произведением в сборнике «Времена года» П. И. Чайковского есть стихотворение. Перед «Осенней песнью» - стихотворение Алексея Константиновича Толстого :

«Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят».

М. р. : Посмотрите, а у нас тоже есть листья. Давайте мы с ними потанцуем, чтобы у нас получился настоящий листопад.

Исполняется танец «Чародей - Листопад»

(в исполнении Ю. Селиверстовой)

М. р. : Чудесный танец у вас получился. А сейчас, пройдите, пожалуйста, ко мне на стульчики, а Марина Анатольевна соберет у вас ваши листочки.

(Под песню «Тропинка-торопинка» дети легким бегом проходят на стулья)

3 Этап: Расширение имеющихся представлений.

(На экране портрет П. И. Чайковского)

М. р. : Дети, посмотрите, перед вами портрет известного человека, который сочинял музыку. А скажите, как называют человека, который сочиняет музыку? (композитор). Правильно. И перед вами портрет русского композитора П. И. Чайковского. Мы уже с вами знакомы с этим композитором, и сегодня уже слушали его «Осеннюю песнь». Но П. И. Чайковский написал очень много музыки. И вы знаете, когда композиторы сочиняют музыку, они вкладывают в нее частичку себя. Поэтому, каждое произведение неповторимо, у каждого свой характер, свое настроение. И вот сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним произведением П. И. Чайковского, которое совсем-совсем не похоже на «Осеннюю песнь». Но для начала, я вам открою секрет: вы знаете, что когда вы поздно вечером ложитесь спать и засыпаете, оживают ваши игрушки. Куклы – собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки, зайцы – тихонько им подпевают, а солдатики игрушечные – слушают приказ своего командира. Вот сейчас, мы послушаем музыку, и вы, тихонечко посидите, и подумаете, о каких игрушках хочет нам рассказать эта музыка.

Слушание «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского

М. р. : Так о каких же игрушках хочет нам рассказать эта музыка? (ответы детей). А как вы думаете, настоящие солдаты смогли бы маршировать под такую музыку? (ответы детей). Сейчас, я вам докажу, что совсем бы не могли настоящие солдаты маршировать под эту музыку. А знаете почему? Потому что музыка звучит легко-легко и очень отрывисто. Потому что это музыкальное произведение называется «Марш деревянных солдатиков». Маленькие, но храбрые солдаты дружно шагают под дробь игрушечного барабана. И вы услышите сейчас, еще раз, как-будто бы они издалека к нам приближаются, а потом – опять тихонько уходят. Мне бы хотелось, чтобы вы тоже превратились в солдатиков. Поднимайтесь, пожалуйста, около своих стульев. Сейчас мы попробуем помаршировать под эту музыку. И я посмотрю, удобно вам будет под нее шагать или нет. Но не забывайте, что у солдатиков ножки маленькие, и они легкие солдатики. Поэтому, мы будем шагать легко и тихо.

Повторное слушание «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского

(дети сначала легко маршируют, затем, стоя на месте – «шагают пальчиками по ладошке»)

М. р. : Присаживайтесь. Скажите мне, как вам удобней было маршировать – пальчиками или ногами? (ответы детей). Конечно же, пальчиками, потому что они такие же маленькие, как солдатики, а ваши ножки побольше, чем у солдатиков). Ну, и как вы теперь думаете, настоящие солдаты смогут маршировать под такую музыку? (ответы детей). Конечно не смогут на параде маршировать под такую музыку настоящие солдаты.

М. р. : А скажите мне, какой музыкальный инструмент исполнял сейчас «Марш деревянных солдатиков»? (ответы детей). Правильно, пианино (еще его называют – фортепиано). А у меня есть для вас сюрприз: раз вы так хорошо со мной послушали эту музыку, помаршировали, то смотрите.

(Просмотр музыкального видеоролика на произведение «Марш деревянных солдатиков» (в исполнении оркестра)

М. р. : Скажите мне, опять ли фортепиано исполняло «Марш деревянных солдатиков»? (ответы детей). Подумайте хорошо. Если звучит много инструментов – как это называется? (оркестр). Правильно, там звучал оркестр. А ответьте мне, пожалуйста, еще на один вопрос: сочинил П. И. Чайковский музыку, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как ее исполнять и что им исполнять? ( дети: надо ее записать). Да, он должен ее записать. А чем записывается музыка? (нотами).

М. р. : Правильно. Все вы знаете, что музыку записывают нотами. Мы сегодня с вами уже говорили, что ноты живут в своем доме. Посмотрите, какой у них красивый дом.

4 Этап: Практический

(На экране демонстрируется изображение «домика для нот»)

М. р. : Но у этого дома есть название. Как называется домик для нот? (нотный стан). А сколько в нем этажей?

Ребенок читает стихотворение про нотный стан: (София Т.)

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – нотный стан.

И на нем все ноты-точки – разместили по местам.

(на экране демонстрируется изображение нотного стана)

М. р. : Действительно, пять этажей, пять линеек на нотном стане и все ноты-точки размещаются по местам. А скажите мне, а сколько же всего нот? (семь). И все имена их вы знаете? А вот, чтобы вспомнить их имена, мы споем нашу песенку про ноты. Но вы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем.

«Если хочешь сидя петь –

Не сутулься, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей».

Исполняется песня «До-ре-ми» на мелодию из мюзикла Роджерса «Звуки музыки»

ДО - воробышка гнездо,

РЕ - деревья во дворе,

МИ - котёнка покорми,

ФА - в лесу кричит сова,

СОЛЬ – посолим мы фасоль,

ЛЯ - запела вся земля,

СИ - поём мы для того,

Чтобы вновь вернуться к ДО!

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО!

М. р. : Посмотрите, но ноты в своем домике располагаются не просто так. Они выбрали там себе удобное место.

(М. р. подходит к экрану с презентацией расположения нот на нотном стане)

М. р. : Посмотрите, некоторые ноты – сидят на линеечках, а некоторые – в окошечки глядят. (показывает). Ноты до, ми, соль, си – на линеечках сидят, а ноты ре, фа, ля – в окошечки глядят (сопровождает показом). Какие нотки, еще раз, на линеечках сидят? А какие – в окошечки глядят? (ответы детей).

М. р. : Да, не просто так, ноты располагаются в своем доме и никогда не дерутся, а точно знают, где они живут. Из нот сочиняют очень много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать, которую можно петь. На дворе у нас вами – осень. Так давайте же споем про нее красивую песню «Кружева осенние». Проходите, пожалуйста, на свои места.

Исполнение песни «Кружева осенние» Я. Жабко

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

5 Этап: Рефлексивно-оценочный

М. р. : А сейчас, я хочу с вами поиграть и послушать, что вы знаете о музыке, и какие вы были внимательные на сегодняшнем занятии. Посмотрите на экран телевизора.

(Проводится интерактивная музыкальная игра «Что ты знаешь о музыке и музыкальных инструментах» (дети выбирают правильный ответ)

М. р. : Молодцы. Вы справились со всеми моими заданиями. Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Но прощаться мы будем тоже – песней. Проходите на свои места.

Исполняется «Игра в гостей» Д. Кабалевского

«Гости, мы вам были рады,

Но прощаться нам пора.

До свиданья, до свиданья,

Уезжаем со двора».

(Дети машут гостям рукой и «легко убегают» из зала под песню «Тропинка-торопинка»)

Публикации по теме:

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Солнечные лучики» Тема: «Солнечные лучики» Цель: учить рисовать вертикальные и наклонные, длинные и короткие линии; закрепить знание красного цвета; учить.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Путешествие на остров Музыки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Музыкальная деятельность «Музыка осени» Конспект НОД по "Художественно - эстетическому развитию", музыкальная деятельность в подготовительной к школе группе. Подготовила музыкальный.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию: музыкальная деятельность в старшей группе Программное содержание: Образовательная область: музыкальная деятельность. 1. Обучающие задачи: - знакомить детей с русской народной музыкой;.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Белая Береза» Цель: познакомить с жанром живописи – пейзаж. Задачи: - учить создавать пейзажную композицию - развивать внимание, речь, творческие способности.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Вырос в поле василёк»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Вырос в поле василёк» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему : «Вырос в поле василёк» Цель : сформировать у детей навыки рисования цветов.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Подснежники» Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе тема: «Подснежники» Цели: Расширить знания.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочка» в старшей группе Тема: «Бабочка» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Задачи: Образовательные. Дать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Самолет» к 23 февраляКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Самолет» к 23 февраля Цель: Создать условия для ознакомления детей с праздником 23-е февраля. Совершенствовать навыки скатывания салфеток в шарик, развивать мелкую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Осенняя мозаика»
Опубликовано: 9 октября 2018 в 09:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД