Елена Тарасова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Смоленск. История возникновения города»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Смоленск. История возникновения города»
Цель: формировать у детей знания о Смоленске как о своей Родине
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей знания о Родине;
- формировать у детей представление о том, как выглядел город в старину;
- познакомить детей с историей крепостной стены.
Развивающие :
- развивать речь детей, воображение, познавательные интересы.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Смоленск, История возникновения города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Смоленская область, Смоленск
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви и гордости к своей малой Родине, её историческому прошлому.
Словарная работа: предки, дружинники, князья, ладья, смола.
Оборудование: карта крепостной стены в старину, фото иллюстрации по Смоленску и достопримечательностям города, карточки и интересными фактами.
Ход НОД:
Организационный момент
- Ребята, сегодняшнее занятие я хотела бы начать с замечательного стихотворения, близкого каждому из нас
Чтение стихотворения «Родина» Зинаида Александровна
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень родное.
- И сегодня я вам предлагаю побеседовать о своей Родине.
Основная часть
- Ребята, мы с вами живем в огромной стране. Как она называется? (Россия)
- А какая она? (красивая, большая, любимая, неповторимая)
- А как вы понимаете слово «Родина»? (Место, где мы родились, живем)
- А какой главный город России? (Москва)
- Наша страна огромная. В ней много городов, деревень, сел. И одним из городов является наш замечательный Смоленск.
- А хотите узнать об истории появления Смоленска?
Воспитатель: Однажды, в очень-очень давние времена, плыла по реке Днепр расписная ладья, а в ней находились новгородские князья Аскольд и Дир со своими воинами-дружинниками. И увидели они, что на берегу реки, на холмах, расположился город. Был он "велик и мног людьми". Об этом узнали мы из древней книги -летописи.
(Воспитатель предлагает детям представить, каким увидели новгородцы наш город в те давние времена.)
-Был ли Смоленск защищен от врага?
-Какие защитные сооружения были вокруг города?
-Что располагалось внутри крепостной стены?
-Были ли в этом старинном городе улицы, по которым можно было бы пройти пешему человеку или проехать с повозкой на лошади?
Затем воспитатель продолжает рассказ:
И увидели они стены высокие, ворота крепкие. Открывались они только перед мирными жителями и добрыми гостями.
Воспитатель: (показывает детям альбом "Смоленск") обращает их внимание на деревянную крепость, которая огибала город, со всех сторон защищая его. Рассматривая картинку, дети с воспитателем обсуждают вопросы: что внутри крепости?
из чего построены дома?
кто жил в высоких красивых теремах? а в низеньких хатках?
Воспитатель: Но всё вместе - и терема и маленькие домишки - назывались городом.
В городе было много людей и лошадей. Здесь шла бойкая торговля. И встретить можно было и простого человека, и стражника, и боярина, и купцов местных и иноземных. Много заезжих купцов приплывало и приезжало в Смоленск за мехами, медом, воском, пенькой, смолой. Вокруг города было много лесов, где трудолюбивый человек все это мог добыть. Но не только для того, чтобы вести торговлю, приезжали в Смоленск люди. Вот представите себе, плыла по реке лодка и прохудилась, стала течь.
Где починить ее, где взять смолу?
Прямо на берегу Днепра рабочие люди и варили смолу, тут же и лодки смолили.
Поэтому и город наш назвали Смоленском.
Да и выглядел он в те времена, особенно зимой, черным, как смола. Построен он был из дерева, которое от ветров и дождей темнеет. К тому же зимой из окон и дверей домов валил дым, как при пожаре, потому что люди тогда не умели класть печки с трубой, вот дым и выходил не через трубу, а из окон и дверей. Поэтому все внутри дома и снаружи было черным, прокопченным. Только и выделялись на холмах своею красотой Мономахов собор да княжеский и боярские терема.
Какое слово, и какое дело дало название нашему городу? (смола)
Смоленск в те времена был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Как вы думаете, для чего? (за защиты от врагов)
Неприятельские пушки могли разбили деревянные защитные сооружения Смоленска. Необходимо было построить новую крепостную стену. Поэтому по приказу царя в Смоленск послали знаменитого строителя городских укреплений Федора Коня. Он должен был построить вокруг города стену, превратить Смоленск в неприступную крепость.
Воспитатель: предлагает рассмотреть, какую же стену выстроили вокруг нашего города под руководством Федора Коня.
(Обращаю внимание ребят на ее высоту, толщину по стене можно было ехать в карете, запряженной тройкой лошадей).
Воспитатель: Зачем нужны были такая высота и толщина стены?
Воспитатель показывает детям окошки —бойницы, обсуждает с детьми их назначение, рассматривают зубцы на стене, рассуждают об их назначении. Затем воспитатель обращает внимание детей на башни и спрашивает, для чего они были нужны. Выслушав возможные предположения, вниманию детей предоставляется рассказ:
-Башни построены так, что они "выступают" вперед. Из одной башни можно было видеть все, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены.
- С тех пор город был надежно защищен от врагов.
Физминутка
Утром рано мы встаем, город видим за окном.
Он проснулся, он живет, нас на улицу зовет.
Дома бывают разные: высокие и низкие,
Зеленые и красные, далекие и близкие.
Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные – дома бывают разные.
Дидактическая игра «Отгадай ка»
- А сейчас я предлагаю вам рассмотреть две карты и определить, на которой из них изображен город в старину и где современный.
- Как вы догадались?
Дидактическая игра «Интересные факты о Смоленске»
- Ребята, на доске прикреплены карточки, на обратной стороне которых описаны интересные факты о Смоленске. Я предлагаю вам выйти и выбрать по одной карточке, а я прочитаю, что интересного мы узнаем. (Дети поочередно выбирают карточки, воспитатель читает детям вслух интересные факты). Затем проговариваем с детьми услышанную информацию.
- А сейчас вашему вниманию предлагаю фото достопримечательностей Смоленска. Вы внимательно посмотрите и попробуйте определить, где и что это. (фото крепостной стены, памятник Федору Коню, памятник с орлами, горбатый мостик, детский сад, городской парк, колесо обозрения).
Рефлексия
- Что больше всего вас удивило и поразило из истории Смоленска?
Подведение итога
- О каком городе мы сегодня с вами говорили?
- Можно ли назвать Смоленск нашей Родиной?