Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»

Наталья Рышкова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»

Тип ООД: комплексное

Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание условий для развития у детей познавательных интересов и интеллекта, через решение таких задач, как формирование целостной картины мира; создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; создать эмоциональный настрой на весь день «задать тон дня»; развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пластилином -пластилинографии.

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

Расширять представление детей о многообразии предметного окружения: о том, что человек создаёт предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей;

Совершенствовать умение получать сведения о новом предмете в процессе его практического исследования, выделять признаки и свойства предметов;

Совершенствовать умение самостоятельно обследовать предмет ближайшего окружения, называть цвет, форму, величину, материал из которого он сделан; стремиться экспериментировать с ним.

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним обводить ручками предмет, гладить и т. д.);

Развивать коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность;

Развивать эмпатию;

Развивать навыки культурного общения;

Обучать аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения;

Создать условия для развития общения детей и взрослых: познавательного характера, межличностного характера;

Развивать умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно;

Формировать навык коллективного труда (умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения);

Формировать умение работать по образцу (педагог показывает дети выполняют);

Закреплять представления детей о свойствах пластилина – мягкий материал;

Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть кусочки на дощечку;

Совершенствовать навык работы с пластилином (разминать, отщипывать маленький кусочек от большого и размазывать его подушечкой пальца по всему рисунку, не выходя за контуры рисунка;

Закреплять цвета (коричневый, белый);

Поддерживать исследовательскую активность, любознательность, инициативу, игровую деятельность во всех видах и формах;

Формировать у детей навыки учебной деятельности;

Формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе детского экспериментирования;

Развивать осознание детьми собственной деятельности, как основы формирования самостоятельности и инициативности мышления;

Развивать эмоциональный интеллект, взаимопонимание и толерантность;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

Развивать мелкую и крупную моторику, тактильную чувствительность рук;

Развивать пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей;

Совершенствовать умение планировать свою деятельность и доводить её до конца;

Развивать слуховое и зрительное восприятие;

Способствовать развитию креативного мышления путём решения проблемной ситуации;

Развивать коммуникативные способности, инициативу, самостоятельность;

Совершенствовать умение, самостоятельно или при помощи педагога, делать осознанный выбор, обосновывать его и планировать собственную деятельность;

Развивать любознательность, пытливость, наблюдательность;

Развивать умение вести диалог, обсуждение;

Развивать психические процессы: внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;

Развивать познавательно – исследовательский интерес;

Обогащать и активизировать словарь детей (гладкая, шершавая, сера, лесоруб, бревно, станок, пила, завод);

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии;

Содействовать формированию трудолюбия, аккуратности, бережливости, дисциплинированности, коллективизма, положительной самооценки, оптимизма;

Создать условия для проявления доброты, искренности, чуткости, отзывчивости, дружелюбия, вежливости;

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.);

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

Развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности;

Вызвать радость от восприятия результата общей работы;

Воспитывать у детей эстетические переживания, чувство радости, удовлетворения;

Совершенствовать умение формулировать просьбу;

Воспитывать желание участвовать в совместной учебной деятельности;

Развивать толерантное отношение к людям, формировать первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе.

Возраст детей: дети второй младшей группы (3 – 4 года).

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная.

Методы обучения:

Объяснительно – иллюстративный метод;

Метод демонстрации;

Работа с источником;

Исследовательский метод обучения;

Метод коллективного творческого поиска;

Деятельный метод.

Предварительная работа: конструирование по образцу с использованием счётных палочек.

Словарная работа: гладкая, шершавая, сера, лесоруб, станок, пила, коробок.

Педагогические технологии: здоровье сберегающие- динамическая пауза «Мышки», «Часы»; информационно-коммуникативные; личностно-ориентировочные; игровые «Спички»; рефлексия; индивидуально – дифференцированный метод.

Образовательные ресурсы: Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение».

Многокомпонентная развивающая предметно – пространственная среда: «Центр сенсорики и ФЭМП», «Центр воды и песка», «Центр экспериментирования», «Центр общения и игры», «Центр движения», «Центр конструирования», «Центр художественно-эстетического развития».

Демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, мольберт.

Средства реализации: спички, пластилин, дощечки, шаблон спички.

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь детям по требовании.

Критерии оценки деятельности детей:

Активно формирует суждения, аргументирует высказывания, отстаивает свою точку зрения;

Проявляет самостоятельность, инициативность, фантазию;

Самостоятельно или при помощи педагога делает выбор, обосновывает его и планирует собственную деятельность;

Обращается за помощью к педагогу и детям, оказывает её своим сверстникам;

Умеет слушать воспитателя, своих товарищей, правильно воспроизводит предложенные действие;

Выбирает из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично;

Внимательно слушает, высказывает конструктивное отношение к высказываниям других;

Рассказывает о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях;

Объясняет словами своё эмоциональное состояние, свои желания, действия.

Ход ООД

Этапы «Детского совета» («Утреннего круга»)

1. Приветствие (1 – 3 минуты);

2. Игра (2 – 5 минут);

3. Обмен новостями (2 – 10 минут);

4. Составление плана дня (5 – 12 минут).

Структура «Детского совета»:

1. Позывные для утреннего сбора. Музыка «В гостях у сказки».

2. Организация круга. Под музыку «В гостях у сказки» дети вместе с воспитателем садятся на ковре по кругу на именные подушечки.

3. Приветствие «Здравствуй, Небо!»

Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх).

Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх).

Здравствуй, матушка Земля (Кланяются).

Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки).

Здравствуй, я! (Руки к груди).

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

Мы рады, что пришли в детский сад,

Всем, всем, всем доброго дня!

4. Новости. Игра «Знакомая незнакомка».

Воспитатель достаёт из сумочки коробок спичек и показывает детям.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто живёт в этом коробочке? Правильно, спичка – невеличка! А рядом с ней живут её сестрички спички – невелички. Подержите спичку в руках. Ощупайте её. Какая она? Тёплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая? Понюхайте её. Вам знаком это запах? Это запах серы, из которого сделана головка спички. Рассмотрите её внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видите, какая интересная спичка! Как вы думаете, из чего она сделана? Конечно, из дерева, чувствуете, спичка согрелась в ваших руках? Пока вы держали в руках спичку, ваши руки её запомнили. А теперь пускай запомнят её ваши глазки. Рассмотрите её внимательно. Молодцы! А теперь я предлагаю вам положить вашу спичку, в коробочек. С можете ли вы её узнать среди других спичек?

5. Динамическая пауза. Физкультминутка «Попугай»

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо).

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх).

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперёд)

И с друзьями говорил!

6. Проблемные ситуации. «История одной спички»

Рассказ педагог сопровождает показом рисунков на фланелеграффе, наглядно демонстрирующим последовательность процесса превращения дерева в спичку. Так педагог создаёт рисуночною версию «истории одной спички» по типу комикса.

Воспитатель: А теперь давайте с вами подумаем, откуда пришла к нам эта спичка. Правильно, из коробка. А откуда пришел к нам коробок? Правильно, из сумки. Как он появился в моей сумке? Да, я его купила в магазине. А как он попал в магазин? Оказывается, с фабрики. Фабрика называется. (педагог читает название фабрики на коробке). А знаешь ли ты, из чего на фабрике делают спички? Из дерева. Оказывается, наша спичка раньше была деревом. Дерево росло. как вы думаешь, где? Как вы думаете, как дерево стало спичкой? Наверное, его спилили лесорубы с помощью специального инструмента — пилы. У спиленного дерева специальным инструментом — топором обрубили ветки. И получилось бревно. Дальше бревно привезли на фабрику. Как вы думаете, на чем везли бревно? На специальной машине. На фабрике с помощью станков, которые обрабатывают дерево, бревно превратили в маленькие палочки. Затем маленькие палочки окунули в специальный состав, который мы называем серой. Сера застыла на палочке, и получилась спичечная головка. Так маленькая палочка превратилась в спичку.

Воспитатель: Видите ребята, оказывается у спички, которую вы держали в руках, есть интересная история жизни!

7. Динамическая пауза. Физкультминутка «Мышки».

Вышли мышки как – то раз, (Ходьба на месте)

Просмотреть, который час. (Поворот влево, вправо)

Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши над головой)

Мышки дёрнули за гири. (Руки вниз, приседание)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой)

Убежали мыши вон. (Ходьба на месте)

8. Предоставление права выбора центра активности. Выбор осуществляется под воздействием внутреннего побуждения ребёнка, либо с помощью различных приёмов (например, жребий, игра – считалочка, наличие какого – либо цвета в одежде и т. д.)

9. Доска выбора. Дети фиксируют свой выбор на доске.

10. Работа в центрах активности: дети знакомятся с предложенным материалом, обсуждают задания, делятся впечатлениями, просят помощи друг у друга или обращаются непосредственно к педагогу.

11. Итоговый сбор. Подведение итогов. Анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло и что мешало в достижении цели.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования 0-75 «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. – М. : Издательство «Национальное образование», 2016. – 352с. – (Серия «Вдохновение»).

2. Детский совет: методические рекомендации для педагогов /Л. В. Свирская. М. : Издательство «Национальное образование», 2015. – 80с. : ил. – (Серия «Вдохновение»).

3. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. Издательство «Линка – Пресс», 2010.

4. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам / Р. Ларго; под ред. А. И. Бурениной. – Москва: Национальное образование 2015. – 184. с. : и. л. – («Вдохновение»).

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. Г. Н. Давыдова. – Скрипторий 2003, 2008.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Л. С. Выготский. М., 1986.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»
Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Программное содержание - Дать первоначальное.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 21:30
+270Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фоторепортаж «Поможет ли снежная зима восстановить воды реки Кубань»
Интенсивное развитие сельского хозяйства и транспорта, рост населения, глобальные изменения климата – вместе эти факторы привели к существенным...
Фотоотчет «Первый снег в детском саду»
Первый снег в этом году выпал у нас 15 января ! Сегодня ребята особенно торопились на прогулку, ведь выпал чудесный, волшебный снег, который они так долго...
Фотоотчёт «В гостях у зимней сказки»
Снег ложится на дома: К нам опять пришла Зима! Принесла в котомке Вьюги да позёмки, Холода, сугробы, лёд И, конечно, Новый Год! Зимушка-зима -...