МААМ-картинки

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитие «Давай познакомимся»

Ольга Зехина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитие «Давай познакомимся»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Данное занятие является начальным этапом программы комплексной работы по развитию коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Цель: формирование основ социально-коммуникативной компетентности.

Задачи:

- обучить детей основным правилам и приёмам эффективного коммуникативного поведения в ситуации знакомства;

Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитие „Давай познакомимся“» размещена в разделах

- развивать коммуникативные умения (осмысливать свою коммуникативную практику, вести простой диалог, распознавать и учитывать эмоциональные состояния другого);

- воспитывать доброжелательное отношение к другим, заинтересованность в общении.

Предварительная работа:

беседы с детьми:

Тема №1 «Вежливые слова». Цель: дать детям образцы коммуникативных контактов, приучать к вежливости (здороваться, прощаться, просить о помощи, благодарить за помощь).

Тема №2 «Как вести себя во время разговора». Цель: познакомить детей с приёмами эффективного взаимодействия; обратить внимание детей на культуру невербального общения (улыбаться при знакомстве; стараться смотреть в лицо тому, с кем знакомишься и пр.).

• просмотр и обсуждение мультфильма «Маша и Медведь»

серия № 1 «Первая встреча».

серия № 2 «До весны не будить!»

серия № 3 «Раз, два, три! Ёлочка, гори!»

Вопросы к детям при обсуждении:

- Как познакомились Маша и Миша?

- Обрадовался ли Миша знакомству? Почему?

- Какое чаще всего настроение бывает у Маши? Почему?

- Какое настроение бывает у Миши?

- Когда у Миши бывает хорошее настроение?

- Когда у Миши бывает плохое настроение?

• чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание иллюстраций:

«Заяц-хвастун», обр. О. Капицы (илл. Е. М. Рачёв);

Л. Толстой. «Косточка» (илл. А. Ф. Пахомов);

А. Барто. «Верёвочка» (илл. Н. В. Кузнецова);

Цель: вызывать у детей интерес к нравственно-этическим проблемам; побуждать к оценке поступков; развивать способность распознавать эмоциональное состояние другого на иллюстрациях, дополняющих текст.

• проведение дидактической игры «Пиктограммы настроений».

Цель: формирование структуры представлений о базовых эмоциях (страх, гнев, печаль, радость).

• проведение игрового упражнения «Давай поговорим авт. Е. Лютова (см. Приложение 1).

Цель: активизация речевой деятельности в ситуации знакомства, развитие умения выражать свою мысль.

Оборудование и материалы: фонограмма песни «Песенка друзей» из мультфильма «Маша и Медведь», кукла – персонаж мультфильма «Маша и медведь», лошадки на палочке (по количеству детей, колокольчик, мяч, иллюстрации к мультфильму «Маша и Медведь» (см. Приложение 2, фонограмма произведения П. И. Чайковского «Полька», заготовки визитных карточек (по количеству детей, цветные карандаши.

Методические приё мы:

• наглядные (использование для рассматривания иллюстративного материала к мультфильму «Маша и Медведь»);

• словесные (беседа, проблемные вопросы, обобщения высказываний детей, напоминания, художественное слово);

• игровые (игровая ситуация «Конная прогулка в сказочный лес», игра «Колокольчик», динамические паузы с элементами пантомимики);

• практические (игровое упражнение «Давай поговорим).

Ход

Организационный этап.

Педагог собирает около себя детей и предлагает отгадать загадку.

Педагог. Отгадайте загадку, найдите в группе отгадки и принесите.

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (лошадка)

Дети замечают в группе подготовленные для них лошадки на палочках.

Мотивационный этап.

Педагог. Ребята, сегодня я приглашаю вас на конную прогулку, в волшебный лес. В том лесу нас ждут в гости. А кто нас ждёт, узнаете потом. Но я хочу предупредить, что возьму с собой тех, кто соблюдает правила: ехать на лошадках друг за другом, не разбегаться, не шуметь, в дороге не обижать друг друга, а быть дружными.

Дети «садятся» на лошадки-палочки и отправляются в путь.

Включается фонограмма песни «Песенка друзей» из мультфильма «Маша и Медведь».

Дети останавливаются, педагог предлагает «отпустить» лошадок пастись.

Появляется кукла Маша.

Маша. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, тётя, по имени воспитательница!

Педагог. Здравствуй, Маша! Только воспитатель – это моя профессия, а не имя. А зовут меня (называет своё имя и отчество).

Игровая деятельность.

Этап создания проблемной ситуации.

Педагог. Маша, познакомься с ребятами.

Маша. А зачем мне это? Можно ведь и без этого обойтись и сразу начать играть.

Педагог. Ребята, а как вы считаете, нужно ли людям знакомиться? Вежливо ли ждать, что с тобой поиграют, если ты даже не познакомился с человеком? Для чего люди знакомятся?

Этап решения проблемной ситуации.

Педагог обобщает высказывания детей, о том, что если хочешь с кем-то поиграть, то нужно познакомиться, узнать человека поближе, поинтересоваться во что он любит играть. В этом случае играть будет веселей и у тебя появится новый друг.

Маша. Я поняла! А можно прямо сейчас познакомиться? Как люди знакомятся? ( Ребята высказывают свои предположения: нужно назвать своё имя, смотреть в лицо нового знакомого, улыбнуться ему).

Маша. Хорошо! Понятно! Меня зовут Маша. А теперь на счёт «раз, два, три» все вместе скажите, как вас зовут. (Дети громко называют свои имена, но так познакомиться невозможно, не разобрать имён).

Педагог. Ребята, почему знакомство не получилось? (Говорить своё имя нужно по очереди.)

Маша. Давайте попробуем познакомиться в игре «Колокольчик», она научит нас говорить по очереди.

Этап закрепления знания в играх.

Игра «Колокольчик».

Ход игры. Дети передают по кругу колокольчик, позвонив в него, называют своё имя.

Педагог. Ребята, при разговоре с новым знакомым чаще называйте его по имени. Для этого нужно хорошо запомнить его имя. В этом нам поможет игра «Назови соседа». Поиграем в неё вместе с Машей.

Игра «Назови соседа».

Ход игры. Дети встают в круг. Первый ребёнок называет себя и берёт соседа справа за руку. Следующий ребёнок повторяет имя предыдущего, затем говорит своё имя и берёт соседа справа за руку. Так дети по очереди называют соседа слева и себя по имени. В конце игры все дети уже держатся за руки.

Маша. Вот мы и знакомы, и теперь будем играть. Я приглашаю вас на лесную полянку. Мы представим, что превратились в красивые цветы.

Педагог. На мои слова, ребята, выполняйте подходящие движения, а когда я три раза хлопну в ладоши, пусть цветы соберутся в букеты. Вы должны будете объединиться по два или по три человека.

Динамическая пауза с элементами пантомимики.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Маша. Ребята, я очень люблю играть, но мой друг Мишка, кажется, не очень любит играть, или я чего – то не понимаю. Помогите мне по картинкам понять, какое у Мишки бывает настроение и почему.

Педагог демонстрирует ребятам иллюстрации к мультфильму «Маша и Медведь». (Ребята с опорой на иллюстрации высказывают свои предположения о настроении Мишки, и о том, чем такое настроение может быть вызвано).

Маша. Я поняла! Если хочешь с кем-то поиграть, то нужно учитывать его настроение, а не только своё.

Педагог. Правильно, Маша. А ещё чтобы играть было интересней, можно с новым знакомым немного поговорить. Ребята, о чём можно поговорить при знакомстве? Случалось ли вам когда-нибудь знакомиться? Что вы при этом говорили? Случалось ли, что вам трудно начать разговор с кем-то, а поиграть хочется? (Ответы детей).

Педагог обобщает высказывания детей, о том, что можно спросить человека, в какие игры он любит играть, кем бы он хотел стать, где он живёт и т. д.

Педагог предлагает ребятам научить Машу играть в игру «Давай поговорим» (Маша выбирается водящей).

Игра «Давай поговорим».

Ход игры. Маша высказывается, задаёт вопрос и перекидывает ребёнку мячик. Поймавший мяч ребёнок отвечает на вопрос.

Маша. Ребята, я бы хотела превратиться в волшебницу. Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают предположения, завязывается беседа.)

Педагог предлагает желающему ребёнку побывать водящим и начать беседу.

Ребёнок. Ребята, я люблю играть с мячом. Как вы думаете, почему? (Ребята вновь высказывают свои предположения.)

Педагог обращает внимание детей на то, что в волшебном лесу сегодня нет бабочек, и предлагает украсить лес бабочками, превратиться в них.

Педагог. Вы будете летать под тихую красивую музыку и изображать бабочек, а когда я три раза хлопну в ладоши, присядете, как будто на цветки.

Динамическая пауза с элементами пантомимики «Бабочки» (проводится под музыкальное сопровождение – П. И. Чайковский «Полька»).

Педагог. Ребята, я обратила внимание, что у Маши грустное лицо. Давайте узнаем, почему? (Ребята спрашивают у Маши, что случилось).

Маша. Я перепутала, кого как зовут. Вас много, вот я и запуталась, кто есть кто.

Педагог. Ребята, действительно, мы мало рассказали о себе, только имена свои назвали. Давайте поможем Маше узнать нас поближе и больше не путать, кто есть кто. А для этого мы изготовим свои визитные карточки. Визитной называют такую карточку, где человек может сообщить что-то о себе. Взрослые пишут на них свои имя, фамилию, адрес, телефон, а дети в визитной карточке могут нарисовать что-то, что они любят, во что играют, какие мультфильмы смотрят.

Изготовление визитных карточек. (Приветствуется помощь детей друг другу, негромкое обсуждение предстоящей деятельности).

Рефлексивный этап.

Маша. Ура! Теперь я узнала, что Настя любит мультфильм «Маша и Медведь», Денис ходит с папой на рыбалку, а Алёна больше всего на свете любит конфеты! Теперь я всех запомню. А ещё я найду много новых друзей, потому, что хочу играть с весёлыми ребятами и умею знакомиться!

Педагог. Ребята, нам пора возвращаться, да и лошадки наши нас заждались.

Дети прощаются с Машей и отправляются в обратный путь – в группу.

Педагог. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А было ли вам трудно сегодня? Чему полезному вы сегодня научились? Как вы думаете, сможете ли вы теперь познакомиться с тем, кто вам очень сильно понравится, и с кем вы захотите поиграть? Что вы для этого сделаете?

Педагог предлагает рассмотреть визитные карточки, изготовленные детьми. Положительно оценивает все работы ребят, создавая ситуацию успеха каждому ребёнку.

Список используемой литературы.

1. Бармина, А. О. Развитие коммункативных навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре / А. О. Бармина. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2927/1/07Barmina.pdf

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

3. Веприцкая, Ю. Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-5 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. Ю. Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель. – 123 с.

4. Панина, С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно-образовательной деятельности / авт. - сост. С. М. Панина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 151с.

5. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 320 с.

6. Морозова, И. А., Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 160 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группыКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека» Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. Задачи: — уточнять представления о совершенствовании человеком.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Семья» Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие".Интеграция образовательных областей:"Познание","Чтение художественной литературы".

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Труд в природе. Описание цветов»Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Труд в природе. Описание цветов» Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. Задачи:.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «По тропинке в лес войдём» в подготовительной группе детей с ЗПР .

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Труд взрослых: прачка и почтальон»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Труд взрослых: прачка и почтальон» Задачи: 1) формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки и почтальона, о характере стирального трудового процесса.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья» Задачи: Формировать у детей представление о семье и людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения.

Автор публикации:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитие «Давай познакомимся»
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 17:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД