Ольга Назирова
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в город Букв и Звуков». Мастер-класс для учителей начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
1. Учить детей составлять предложения из 4-х слов по заданной схеме
2. Продолжать учить делить слова на слоги.
3. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова с определением ударного гласного звука.
4. Закреплять умение называть слова с заданными звуками.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Фишки красного,зеленого и синего цветов.
2. Указка.
3. Мел.
4. Сюжетные картинки с изображением лисы и белки.
5. Домик.
6. Сундучок и салфетка.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие в город Букв и Звуков“, Мастер-класс для учителей начальных классов» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
7. Звукозапись песни "Алфавит"
8. Запись мелодичной музыки для самостоятельной деятельности детей.
9. Сюжетные картинки к р. н. сказке "Колобок".
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Предметные картинки из 1,2,3-х слогов по 2 шт. на ребёнка.
2. Карточка для звуков.
3. Пенал с фишками крас., син. ,зеленого цвета-"Домик для звуков"
4. Фишки круглые по 5 шт. на ребенка
5. Цветные карандаши.
6. Листок с изображением заглавной буквы имени ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Ребята, сегодня я вновь предлагаю вам отправиться в интересное путешествие в город Букв и Звуков. Мы уже не раз там бывали и успели познакомиться с Букваренком, Буквоежкой, звуками,буквами и знаками.
А сегодня нас ждут испытания: встреча с героями р. н. сказки"Колобок", с точкой, вопросительным и восклицательным знаками. Я прочитаю вам письмо которое прислал наш друг Букваренок и мы как всегда постараемся ему помочь. А еще вас всех ждет сюрприз от Букваренка! Но об этом мы узнаем чуть позже-после того,как справимся со всеми испытаниями. Ну как? Согласны отправиться в путешествие? А начать его я предлагаю с песни "Алфавит",ведь в дороге всегда веселее с песней. (Дети исполняют песню под звукозапись) Ну вот мы и оказались в городе Букв и Звуков. Занимайте свои места и мы начинаем наше путешествие.
1. Воспитатель стоит у доски:
Ой, что это с моей рукой? Она сама тянется к мелу! Я ничего не могу с ней поделать-она пишет какие-то черточки (Воспитатель рисует мелом схему предложения из 4-х слов,в конце предложения ставит точку.
Ребята, что я написала на доске? (Схему предложения)опрос 4-5 детей.
Из скольки слов состоит предложение? (Из 4-х)опрос 4-5 детей.
Воспитатель размещает на доске под схемой сюжетные картинки к сказке "Колобок"
Картинки к какой сказке вы видите на доске? (Колобок)
Придумайте предложение состоящее из 4-х слов к этой сказке (опрос5-6
человек).
Воспитатель изменяет знак в конце предложения на "?". Обращает на это внимание детей.
Какой знак я поставила в конце предложения? (Вопросительный)
Каким теперь стало предложение? (Вопросительным)
Правильно. Придумайте предложения чтобы они содержали вопрос- были вопросительными.
(У лисы хитрые глаза? Колобок студился на окошке? Бабка испекла вкусный колобок? и т. д. Опрос 5-6 детей)
Воспитатель изменяет знак в конце схемы на "!".
Какой знак теперь стоит в конце предложения? (Восклицательный)
Каким стало предложение (Восклицательным)
Правильно, восклицательным. Оно несет нам радость,восторг,о чем-то восклицает.
Придумайте восклицательное предложение состоящее из 4-х слов.
(Вкусный колобок испекла бабка! Колобок,я тебя съем! и т. д. Опрос5-6 детей) Молодцы,ребята! Отлично справились с заданием!
2. А сейчас следующее испытание,кто с ним справится, тот скоро узнает о сюрпризе.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на подносе и разделить слово,которое изображает эта картинка,на слоги (Опрос 6-7 человек)
Затем воспитатель предлагает поднять картинки обозначающие один слог тем детям у кого они есть,затем обозначающие два слога и три слога. (По ходу исправляет детей допустивших ошибку).
Молодцы! Замечательно справились и с этим испытанием. Мы с вами ещё на один шаг ближе к цели!
3. Готовы идти дальше? Тогда третье испытание общее для всех.
Воспитатель размещает на доске картинку с изображением лисы.
Кто изображен на картинке? (Лиса)
Воспитатель предлагает детям самостоятельно разобрать слово "лиса" на карточках и определить ударный гласный звук.
У доски выполняет работу ребенок который первый правильно справился с заданием. Он разбирает слово, определяет 1 звук- "ль"- мягкий согласный и обозначает его зеленой фишкой, определяет 2 звук- "и"-гласный,обозначает его красной фишкой,3 звук в слове-"с"-твердый согласный,обозначает синей фишкой,4 звук-"а"-гласный,обозначает красной фишкой. Воспитатель просит ребенка определить ударный гласный звук "а". Задает вопрос: А если бы гласным ударным звуком был звук "и", чтобы получилось? (ответ). Есть такое слово? (Нет)
Воспитатель обращает внимание детей на правильно выполненную работу ребенка и просит поднять руку вверх тех детей,кто выполнил так же. (Самоконтроль и самооценка)
Педагог размещает вторую картинку с изображением белки. Один ребенок (по желанию) выполняет работу у доски, остальные за столами. Затем,как и в первом примере,идет объяснение ребенка у доски выполненного им задания,нахождение ударного гласного звука и самооценка детей. Воспитатель контролирует работу детей во время выполнения, исправляет и помогает по мере необходимости.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Устали? Да,непростая и длинная дорога к нашей цели! Пора бы и отдохнуть. А дорожка нас привела в лес!
Здравствуй, лес, прекрасный лес
Полный сказок и чудес!
Ты же видишь- мы свои
Только в лес мы вошли-
Появились комары.
Раз- присядка, два-прыжок
Эта заячья зарядка.
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,ну и хвостиком вильнуть.
Мы лисичку обхитрим-на носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле!
Подражаем мы зайчишке,непоседе-шалунишке,
Но закончилась игра, заниматься нам пора!
4. Воспитатель читает письмо от Букворенка с просьбой о помощи.
"Дорогие мои друзья! У меня страшная беда! Злой Буквоежка съел мою любимую букву "К" и теперь я не могу составить слова. Помогите мне, пожалуйста! Кто справится с этим заданием,тот в благодарность от меня получит сюрприз!"
Ваш Букваренок.
Ну что, поможем ему,ребята? (Да)
Мы все с вами знаем,что буква "К" дает нам два звука. Какие?
( Ответы детей:(К)-твердый согласный звук и (К')-мягкий согласный звук). Посмотрите, у меня есть домик. Если вы правильно называете слово с заданным звуком крышечка открывается и в домик можно положить фишку. Чем больше мы назовем слов с правильным звуком, тем быстрее получим сюрприз от Букваренка.
Только будьте внимательны-торопиться и ошибаться нельзя. Посмотрите у вас на подносиках есть круглые фишки,их мы и будем складывать в домик. Слушайте внимательно задание. Придумайте слова со звуком (К) в начале слова. (Ответы детей и работа с фишками. Педагог контролирует правильность ответов крышечкой домика (правильный ответ-крышечка открывается, при ошибочном-нет). Молодцы! А сейчас придумываем слова со звуком (К')в начале слова. (Ответы детей и контроль со стороны воспитателя). Отлично! Посмотрите сколько фишек-звуков вы собрали (Показывает домик наполненный фишками). Ребята, а поднимите руку тот, у кого ни осталось ни одной фишки. Молодцы! Как вы думаете,справились мы с заданием Букваренка? Прошли последнее испытание (Да). А где же обещанный сюрприз? Дети осматривают глазами группу и находят предмет покрытый красивой салфеткой. Интересно, что это? Воспитатель предлагает одному из детей снять салфетку. Что это? (Ларец, сундучок) Да это же сюрприз от Букваренка! Давайте заглянем внутрь и посмотри что там лежит. Педагог вынимает листы с изображением букв. Ребята, а ведь это не просто буквы. Посмотрите какие они большие. Знаете, это Букваренок постарался и для каждого из вас нарисовал заглавные буквы вашего имени. Мы с вами знаем, что имена людей, клички животных,названия городов, улиц пишутся с заглавной буквы. Букваренок предлагает вам раскрасить эти буквы по вашему желанию. Воспитатель раздает листы детям. Ребята под тихую мелодичную музыку раскрашивают свои буквы. (Во время творческой деятельности детей воспитатель напоминает им о технике владения карандашом и правильной осанке при письме).
Ну вот и закончилось еще одно путешествие в город Букв и Звуков. Скажите, а вам понравилось оно? А какие же испытания нам пришлось пройти (Дети перечисляют чем занимались на занятии).Оценка воспитателя.