Елена Буржумова
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Сказок» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие в страну Сказок“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
Упражнять в звуковом анализе слов.
Закреплять умение владеть понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение".
Закреплять умения отгадывать ребусы.
Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
Поощрять активность и самостоятельность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный :
«Волшебный мешочек» с предметами.
Плакат с изображением страны Сказок.
Карточки-схемы (деление слов на слоги).
Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
Картина для составления рассказа.
5. Карточки с изображением героев сказок : Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.
Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
Картинка с изображением лисы.
Раздаточный материал:
Счетные палочки.
Карточки-схемы (деление слов на слоги).
Карточки со словами для ребусов.
Фишки для обозначения звуков.
Карточки с буквами.
Простые карандаши.
Методические приё мы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, показ артикуляции).
Игровой (Д/и "Угадай где спрятался звук?", "Чудесный мешочек", "Услышь звук").
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, советы.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.
Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.
- Поможем сказочным героям?
- Тогда улыбнулись и в путь.
II. Основная часть.
Первая сказка.
Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:
- Страшила!
- Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.
- Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?
- Красная Шапочка.
- Красивое имя! – сказал Страшила.
Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.
Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:
- А почему ты со мной не здороваешься?
- Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!
- Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!
- Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).
- Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)
- Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.
Составить предложения по картине.
Картина
https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1882981
(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)
- Наступила весна.
- Ярко светит солнышко.
- Снег начал таять.
- Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.
- Сколько предложений?
- Какое первое предложение, второе.
- Какое предложение самое длинное? (Последнее.)
- Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)
С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.
(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)
2. Вторая сказка.
- Куда ты идешь, Элли, - спрашивает Волк.
- Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.
- А далеко ли живет твоя бабушка? - спросил Волк.
- За лесом, в домике возле мельницы.
Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.
- Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)
- Теперь слушайте задание:
- Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.
Игра «Чудесный мешочек».
Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)
Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.
Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)
3. Третья сказка.
На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, - другого фонаря у неё не было.
- Благодарю тебя, милая крошка! - сказала больная ласточка. - Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.
- Ах, - сказала девочка, - теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.
И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда - не знала.
Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом - они ведь совсем не любили птичек.
- Как называется сказка? ("Дюймовочка", Ганс Христиан Андерсен.)
- Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)
- Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.
1) "Угадай где спрятался звук?" [С]
Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.
2. "Услышь звук" [У]
Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.
3. А теперь еще игра "Мяч скорее мне сюда!"
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.
(Игра с мячом - мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А - автобус, У - улитка и т. д.)
С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)
4. Сказка четвертая.
Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Дюймовочке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, - ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.
Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.
- Как называется сказка? ("Белоснежка и семь гномов" - Братья Гримм.)
- Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)
Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.
Зарядка семи гномов
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала : «Повторяем всё сначала!».
Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)
5. Сказка пятая.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Незнайка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком.
- Как называется сказка? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка.)
- Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)
Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.
(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)
- Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)
- А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)
- Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это?. (Лиса.)
Анализ слова ЛИСА.
Анализ слова ЛИСА
ЛИСА
[л'] - согласный, мягкий.
[и] – гласный.
[с] - согласный, твердый.
[а] - гласный, ударный.
- Сколько гласных звуков в слове? (2.)
- Сколько слогов? (2.)
- Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])
- Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)
Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)
6. Сказка шестая.
Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! - сказал Иванушка. - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.
- А вот и не лопну, - ответил Гунька. - Очень мне нужно лопаться!
- Лопнешь, лопнешь! - уверял его Иванушка. - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.
- Что же это за штука? - заинтересовался Гунька.
- Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.
- Как называется сказка? ("Приключения Незнайки и его друзей", Николай Носов.)
- Как зовут главного героя? (Незнайка.)
- Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:
- Преобразуйте слова в указанном порядке.
ребусы
Замените первый звук в слове на звук [р]
НОГА КОТ
ЛАМА МАК
КОЗЫ МУКА
Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с
изображением Незнайки на плакат.)
III. Заключение.
- Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.
- Давайте вспомним, что мы делали?
- За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)
Список литературы:
1. Гербова В. В., " Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.
2. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. " Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения., - М. : Вентана - Граф, 2009
3. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина, "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К0 ", 1988 г.
4. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов", - Ярославль: Академия развития, 1997.
5. В. В. Волина. " Занимательное азбуководение: Книга для учителя", - М. : Просвещение. 1991 г.
Автор:Буржумова Елена