Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Любовь Гуденко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Выполнил: воспитатель

МБДОУ ДСКВ №22 г.

Ейск МО Ейский район

Гуденко Л. А.

memozka321@mail.ru

г. Ейск, 2017 г.

«Ты был на Кубани? А ты побывай!»

Цель: формирование у дошкольников интереса к изучению истории своих предков, своей малой родины.

Задачи: расширить знания воспитанников об истории, культуре, традициях кубанского народа. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, любовь к Родине – Кубани. Развивать чувство толерантности.

Возраст детей: старшая группа.

Форма проведения: занятие – путешествие.

Предварительная работа: Ознакомление детей с символикой Краснодарского края. Беседы с детьми о жизнедеятельности казаков. Рассматривание иллюстраций из жизни казаков. Чтение произведений кубанских авторов.

Оборудование:

- слайд – шоу,

- музыкальный проигрыватель,

-аудиозаписи песен кубанского казачьего хора,

- иллюстрации костюмов,

- макет кубанской хаты,

- посуда;

- «машина времени».

Ход занятия

Звучит гимн Кубани

«Ты Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь.

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь»

Воспитатель: Ребята, кто мне может сказать, что мы с вами слушали? (ответы детей)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

Ответы детей (о Кубани)

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о нашей малой родине. О Краснодарском крае, или как его еще называют – Кубань

«Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!»

Эти прекрасные строки из стихотворения В. М. Гончарова, призывают людей отправиться в путешествие, по нашему замечательному краю. Мы с вами тоже совершим путешествие, только мы отправимся в историческое прошлое.

(Звучит музыка)

Ребята, занимаем места в «машине времени», пристегиваем ремни и мы отправляемся в увлекательное путешествие.

Воспитатель: Вот мы и прибыла с вами в кубанскую станицу тех времён! Давайте же узнаем, как жили люди в то время.

На Кубани нашими предками были казаки - запорожцы (казаки жившие в Запорожской Сечи). Кубанская земля была дарована казакам царицей Екатериной II, за их добросовестную службу. Они стали обживать Кубанскую землю, строить первые станицы. (Слайд 1)

Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением. Жилища – хаты казаки строили их местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, сарай для скота, колодец, летняя печь, навес для повозок.

Хаты или мазанки, внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали плетнём из хвороста или камыша. (Слайд 2, 3) Слайд 2.

Слайд 3.

В хате было две комнаты, которые называли – малой и великой хатой. В малой хате находилась печь. В печи готовили пищу, она обогревала весь дом в холода, на ней спали старики и дети. Так же в доме стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по - середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. (Слайд 4)

Слайд 4.

Слайд 5.

В великой хате стояли: шкаф для посуды, комод для белья, кровати с перинами и большим количеством подушек. (Слайд 5) Правый угол называли «красный угол» – это место где находились иконы, убранные вышитым рушником. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

Для приготовления пищи казачки в основном использовали глиняную или деревянную посуду, а в большие праздники, выставляли стеклянную либо керамическую посуду. Молоко хранили в глиняном сосуде - глечике, где оно долго не скисало. Разнообразные соленья и варенья хранили в макитре. (Слайд 6)

Посуда, из которой кушали всей семьей - миска. Готовили казачки в чугунах, в печи. Хранили её в шкафах, которые называли «горка».

Слайд 6.

Дидактическая игра "Наведи порядок".

Воспитатель: Я буду называть предметов, а вы отвечать к какой категории он относится: одежда, посуда, предметы быта, продукты.

«лавы» - деревянные лавки,

«шлычка» - головной убор

«пряха» - прялка,

«гвиздок» - гвоздь,

«свичка» - свечка,

«стёганка» - фуфайка, водолазка,

«бешмет» - одежда,

«кохточка» - кофта,

«спидница» - нижняя юбка,

«макитра» - горшок для хранения и приготовления хлеба,

«горка» - посудный шкаф,

«гарбуз» - арбуз,

«стуло» - стул,

«сыниньки» - баклажан.

Физ. минутка

В тишине черемуховых кружев (идут по кругу)

Пью настой прохлады и травы (наклоны головы вперед - назад)

Как мальчишка топаю по лужам (ходьба на месте)

В брызгах солнца –

С ног до головы (наклоны вперед - назад)

Ах, какое радостное утро,

Будто в детство выдался маршрут (движения руками в стороны)

Лошадям развязываю путы –

Никуда отсюда не уйдут! (Останавливаются на месте)

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, где жили наши предки – казаки. Давайте теперь узнаем, какой была их одежда. (Слайд 7)

Одежда Кубанских казаков и казачек очень красива. Каждый казак на голове носил кубанку - головной убор, на нём был одет бешмет - рубашка, поверх надевался синий кунтуш (куртка, на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги. Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку - спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки - на волос собранный в узелок одевалась шапочка [1].

Слайд 7.

Воспитатель: Давайте немного поиграем! Игра называется «Подбери наряд»

Правила: играют 2 человека. У каждого конверт, с изображениями одежды. Задача играющих, выбрать только ту одежду, в которой ходили казаки и казачки.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Одной из главных традиций казаков является – уважение старшего. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось главным и требовалось его выполнять [5].

Очень уважали гостей. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда - бы казак не ехал, он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня [2].

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,

Простор Краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски[3].(Слайд 8)

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, а вам интересно какие песни пели на Кубани в те давние времена? Предлагаю прослушать «Балладу о хлебе» в исполнении Кубанского казачьего хора, «Кубань – отчий дом» - муз. А. Минкова

Воспитатель: Скажите ребята, какие чувства вызвали у вас эти песни?

(Ответы детей: чувство гордости, любви к родному краю)

Люблю тебя, мой солнечный простор,

Мое неповторимое сказанье:

Размашистые станы синих гор,

Седая даль желтеющей Кубани.

Под камышовой крышей вырос я,

Собрав пути ушедших поколений.

И нет мне в жизни этой забытья

От дум твоих, от песен и волнений [4].

(Автор стихотворения Иван Варавва)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей)

А теперь нам пора отправляться обратно.

Воспитатель: Нам посчастливилось родиться и жить в прекрасном месте – Кубань. Мы с вами должны хранить яркие страницы истории нашего края и передавать все из поколения в поколение.

Список используемой литературы

1. Мирук М. В. «Введение в историю Кубани». Краснодар, 2004;

2. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой родине». Краснодар, 2007;

3. Иван Фёдорович Варавва «Казачий край: сборник стихов» - Краснодар: Кн. изд-во,1970;

4. Варавва, И. Ф. Орлиные стаи: стихотворения и песни /И. Ф. Варавва. - М: Современник, 1985.

5. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Городской округ Серебряные Пруды Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Тополёк» ОО.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Бытовая техника». Пр. содержание: Обобщить знания детей о бытовой технике, её использовании. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Бытовые приборы».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Задачи: дать детям представление о космосе и первом космонавте Ю. А. Гагарине, развивать интерес к ЗОЖ. Материалы и оборудование: картины.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Предметы-помощники, облегчающие труд людей на производстве».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «О воде» Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы в интересной для них деятельности. Формировать у детей познавательную.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва» Воспитатель: Табакова Е. Н. МБДОУ№ 12 «Солнышко».

Конспект НОД в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Грибники» Конспект НОД в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Грибники» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно.

Конспект НОД по аппликации и ознакомлению с окружающим миром «Зима» Тема: «Зима» Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Задачи: закреплять.

«В огороде». Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром окружающий мир «В огороде» Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Цель: расширить.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 21:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт Посткроссинг на МAAM «Привет из Кинешмы!» Первая часть
Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Сегодня необычный день, мы получили посылку из города Кинешмы! Значит мы тоже в проекте посткроссинг на МААМ, большое...
Дидактическое пособие «Божья коровка»
«Методическая копилка» ( Дидактическое пособие «Божья коровка») Методические рекомендации. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе Тема:...
Цель: Формирование представлений детей о природе посредством использования ИОС. О. О. ( Познавательное развитие) Блок: Ознакомление с миром природы 1....
Детский мастер-класс «Магнит в форме кружки-подарок к 23 февраля»
Здравствуйте дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению магнитиков в форме кружки, подарков для пап. Наши воспитанникам 6-7...
Конспект НОД с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой...
Цель: знакомство детей с рассказом "На горке" Н. Носова. Задачи: 1. развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать...