Татьяна Ершова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Органы чувств» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1) Упорядочить опыт детей в изучении организма человека;
2) сформировать понятие «органы чувств»;
3) показать роль и специфику разных органов чувств;
4) положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
5) способствовать развитию интереса в познании самого себя;
6) развивать мышление, речь, познавательные интересы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Органы чувств“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Оборудование и материалы:
1) Плакат с изображением фигуры человека, рисунки с изображением носа, рта, глаз, ушей.
2) Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но разные по цвету, геометрический материал (одного цвета, книги, журналы, муз. запись, пробирки с ароматическими веществами (духами, цедрой лимона, обычной водой, стаканы с соленой, кислой и сладкой водой, дольки огурца, яблока, апельсина, рукавичка, «чудесный мешочек» с предметами (яблоко, мяч, помидор, апельсин).
Ход НОД: Вывешивается плакат с изображением человека, но без лица.
В: Ребята, к нам в гости пришел человечек, но очень странный, что в нем странного?
Д: У него нет лица (носа, рта, глаз, ушей).
В: А для чего они нужны человеку?
Д: Для красоты, чтобы видеть, слышать и т. д.
В: А как вы думаете, есть ли у этих частей тела что-то общее? Как их можно назвать одним словом?
Д: (могут затрудняться с ответом)
В: А чтобы ответить на эти вопросы нам предстоит провести настоящее исследование. А как вы думаете, кто такие исследователи?
Д: Это люди, которые исследуют, ученые.
В: Вот и мы с вами сейчас побудем немного учеными-исследователями, а предметом нашего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, нос, уши, рот – это все части организма или органы. В нашей «научной»
лаборатории мы определим какую работу они выполняют в организме.
(Воспитатель предлагает детям пройти в «лабораторию»). Дети делятся на три группы и рассаживаются за три стола.
В: Итак, мы с вами находимся в лаборатории и сейчас приступим к исследованиям. Закройте глаза и скажите какой предмет у меня в руках?
Д: Затрудняются ответить.
В: А теперь откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Д: Потому что глаза были закрыты, и ничего не было видно.
В: (выкладывает на каждый стол предметы для исследования (листы цветной бумаги, геометрические фигуры, книги, журналы) Перед вами лежат предметы. Скажите, чем они отличаются друг от друга и что в них общего?
1 подгруппа : Они одинакового размера, но разного цвета.
2 подгруппа : Эти фигуры разной формы.
3 подгруппа : Они разного размера, цвета, но их можно прочитать.
В: Давайте сделаем вывод, для чего нам нужны глаза?
Д: Глаза нужны для того, чтобы видеть цвет, форму, величину и т. д.
В: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, можем познавать окружающий мир. Его красоту и многообразие, а поскольку мы «ученые», то нам надо дать научное определение, что такое глаза?
(Дети дают различные ответы)
В: Глаза – это орган зрения. (приклеивает глаза человечку)
Глаза надо беречь. А какие правила охраны зрения вы знаете?
Д: Нельзя долго смотреть телевизор, играть на компьютере, читать лежа, А также нужно осторожно обращаться с колющими предметами.
В: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите, что я вам скажу.
(Дети закрывают уши руками, и воспитатель говорит: «В нашей группе тишина».)
Что вы услышали?
Д: Мы ничего не слышали, наши уши были закрыты.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Уши нужны человеку, чтобы слышать.
(Воспитатель включает запись музыки)
В: Мы сейчас прослушали эту прекрасную мелодию, а что еще мы можем слышать кроме музыки?
Д: Голоса людей, шум ветра, Журчание воды, пение птиц и т. д.
В: Правильно, ребята! Какой неинтересной и скучной была бы наша жизнь, если бы мы не слышали эти звуки. Но все ли звуки благотворно влияют на нас?
Д: Нет, очень громкие звуки, шум вызывают утомление, головную боль и т. д.
В: А как можно избежать этого? Как не навредить здоровью?
Д: Нельзя слушать очень громкую музыку, кричать в группе, простужать уши.
В: Итак, давайте подведем итог нашего второго исследования. Уши – это орган слуха и он помогает нам ориентироваться в мире звуков. (приклеивает человечку уши)
(Воспитатель выдает каждой подгруппе пробирки с ароматическими веществами: духами, соком лимона, обычной водой)
В: Приступаем к следующему исследованию. У вас на столах по три пробирки с водой. Скажите, везде ли вода одинаковая?
Д: Да, она прозрачная, бесцветная.
В: Чтобы дать окончательный ответ давайте ее понюхаем, но не обычным способом, а зажмем пальцами нос. Чем пахнет вода?
Д: Мы не можем определить запах, т. к. у нас зажат нос.
(Воспитатель предлагает открыть нос и понюхать содержимое пробирок, но перед этим объясняет как правильно нюхать незнакомые вещества.)
В: Какой орган помог нам определить запах?
Д: Это нос, с его помощью мы определяем запахи.
В: В носовой полости расположены клетки, которые помогают распознавать различные запахи.
А теперь проведем второй опыт. Закройте глаза и по запаху определите, что я вам дала (апельсин, яблоко, огурец)
(Дети определяют, что у них в руках)
В: Вы хорошо справились с заданием. А умение человека определять запахи называется обонянием. А кто сможет дать научное определение, что же такое нос?
Д: Нос – это орган обоняния.
(вос-ль приклеивает нос человечку)
В: Чтобы провести наше следующее исследование мы немного поиграем.
Дети встают в круг (Проводится игра «Что в мешочке?».
Детям предлагается, надев рукавичку, определить что в мешочке: мяч, яблоко, помидор, апельсин.
В: Скажите, а почему вы затруднялись в определении предмета?
Д: Мы затруднялись, потому что на руке была рукавичка.
В: А теперь поиграем в ту же игру, но без рукавички.
В: При помощи чего вы угадали предметы?
Д: При помощи рук.
В: Но ведь в первом случае вы пользовались тоже рукой, но в рукавичке
Д: (затрудняются ответить)
В: На коже человека находятся чувствительные клетки, которые воспринимают тепло и холод, форму, величину, поверхность предметов. Кожа – это орган осязания.
(Вос-ль предлагает детям сесть на места и приступить к следующему исследованию. Он ставит на столы стаканы с водой: кислой, соленой, сладкой).
Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы чувствуете?
Д: Ничего.
В: Значит нам необходимо еще одно исследование – на вкус. Попробуйте, что вы ощущаете?
(Дети определяют вкус воды)
В: Проведем еще один опыт. Закройте глаза и определите на вкус, что я вам дала: яблоко, апельсин, огурец.
Что помогло вам почувствовать вкус пищи?
Д: Рот.
(Вос-ль предлагает попробовать губами. Дети догадываются, что это язык.)
В: Язык - это орган вкуса. (Приклеивает рот человечку) Вот и закончилось наше исследование. Посмотрите, какой симпатичный получился человечек. Сейчас мы сможем ответить: кто же они наши верные помощники, которые помогают нам познавать окружающий мир?
Д: Эти помощники – уши, нос,рот, глаза и кожа.
В: Все эти органы человека объеденены в одно название – органы чувств. Я надеюсь, вы запомнили правила охраны зрения, слуха и т. д. А дома вы можете повторить наши опыты с членами семьи и поиграть в игру, в которую мы с вами играли.