Хворостьева Галина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш город»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
воспитание у детей нравственно - патриотических чувств к малой Родине.
Задачи:
1. учить рассказывать о своем городе;
2. расширить представления детей об истории родного города;
3. развивать интерес к народной культуре и традициям;
4. воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к истории возникновения г. Димитровграда.
Ход занятия:
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о прошлом нашего города.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Наш город“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание буклетов, альбомов, иллюстраций с видами города, памятных мест города, беседы; он -лайн экскурсии по улицам города, в музеи, парки, памятникам и обелискам.
Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина».
Дети садятся за стол.
Воспитатель: Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. (Слайд №1). В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом – начинается утро. На одном краю может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия!
Ребята, а теперь послушайте стихотворение М. Пляцковского:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней
И то едва домчится.
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? Как вы понимаете это слово - Родина?
Дети: Родина - страна, в которой мы живём (ответы детей).
Воспитатель: Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Воспитатель: Но у каждого есть и своя малая Родина. А что же такое малая Родина?
Дети: Малая Родина - это дом, в котором я живу, улицы, по которым хожу, это мои родители, деревня, город.
Воспитатель: Ребята, а где ваша малая Родина?
Дети: Наша малая Родина - здесь, в городе Димитровграде Ульяновской области. (Слайд №2).
Воспитатель:
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
Воспитатель: Правильно вы сказали. Большинство из вас родились здесь, значит ваша малая Родина - наш родной город Димитровград. Наша малая Родина - это маленькая часть от нашей большой Родины – России.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о нашем городе?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Наш Димитровград расположен на берегу очень красивой реки, которая называется Черемшан. (Слайд №3). Некоторые районы расположены в окружении леса. В нашем городе есть фабрики, заводы, институты, парки, много магазинов. Наш город очень красивый, потому что у нас много деревьев, цветов, красивых старинных зданий.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в прошлое нашего родного города. А вы знаете, как раньше назывался наш? Для того чтобы это узнать мы с вами отправимся в посад Мелекесс, в прошлое. А как вы думаете, на чем же мы туда отправимся? (Ответы детей).
Правильно, на машине времени. Садитесь все на свои места, закрываем глаза, и полетели… (звучит космическая музыка).
Воспитатель: Дети, посмотрите, мы приземлились на улице какого-то старого города. Давайте узнаем, куда же мы попали?
Воспитатель: Мы попали в посад Мелекесс. Сейчас перед Вами старинное здание – «Приют памяти Александры Васильевны Марковой». (Слайд №4,5). Одно из красивейших зданий – посада Мелекесса. Построено в 1904 году на средства семьи Марковых для сиротского приюта. Позднее здесь располагался детский дом (в начале 30-х годов 20 века в нём жил будущий Герой Советского союза Александр Матросов, ещё позже - детская больница.
А теперь послушайте загадку:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Посмотреть на них идет. (Музей).
Воспитатель: Молодцы. Конечно, сейчас в этом здании располагается Краеведческий музей. Вы все не по одному разу посетили краеведческий музей. А кто помнит, что интересного вы видели в музее? (Ответы детей.).
Воспитатель: А на какой улице расположен наш музей, кто знает?
Дети: На улице Прониной.
Воспитатель: Правильно молодцы, улица Прониной названа в честь учительницы, делегата от Ульяновской области Марии Владимировны Прониной.
Ну, что продолжаем наше путешествие.
Ребенок: А сейчас перед вами здание построенное в конце 19 – начале 20 веков. Предназначалось для Народного собрания.
Ребята, послушайте загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно, это… (Театр). (Слайд № 6,7).
Правильно, угадали, с 1943 год – драмтеатр, созданный на базе эвакуированного из Житомира театра музыкальной комедии.
Воспитатель: Драматический театр – памятник архитектуры, культуры, истории города расположен на улице III Интернационала.
Вы не раз были в театре вместе с мамами и папами, смотрели разные спектакли.
Воспитатель: А это - «Торговый дом Коробова». (Слайд № 8,9). Был построен в конце 19 в. – начале 20 в. Первоначально там был размещен торговый дом купца П. М. Коробова. Хозяин проживал на втором этаже. А на первом этаже размещался магазин. В этих целях этаж использовали до девяностых годов 20 века.
Это прямоугольное краснокирпичное здание в два этажа с подвалом и мансардой. Оно стоит на пересечении улиц Самарская (бывшая Соборная) и III Интернационала (бывшая Большая). Это здание объект культурного наследия выполнен с применением русского стиля. У него два главных фасада - северо-восточный и юго-восточный, а сейчас послушайте ещё одну загадку:
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк).
На улице III Интернационала расположен РКБ банк.
Воспитатель: А теперь, усаживайтесь по удобнее, закрываем глазки и возвращаемся в наше время. (Звучит космическая музыка).
Воспитатель: Ну, вот мы и закончили наше путешествие в прошлое.
Подойдите все ко мне и послушайте ещё одну загадку:
Тут играем и поём,
Дружно, весело живём.
Каждый день сюда идём,
Здесь, друзья, второй наш дом.
Ждет с утра он всех ребят
Наш весёлый. (Детский сад).
Воспитатель: Правильно. Это загадка про детский сад. А детских садов у нас в Димитровграде (много). А как называется наш детский сад. (Ответы детей). (Слайд №10).
Правильно, наш детский сад называется «Алиса», и он находится на улице Вокзальная, а как вы думаете почему эта улица получила такое название? (Ответы детей). Всё верно неподалёку расположен железнодорожный вокзал. (Слайд №11,12).
А чем вы любите заниматься в детском саду? (Ответы детей).
Воспитатель: Ну, конечно! Больше всего вы любите играть. Давайте тогда поиграем!
Физкультминутка:
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте).
Воспитатель: Мы с вами поиграли, отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
Ребята, давайте вспомним, а как называется парк нашего города?
Дети: Самый большой парк в Димитровграде называется Марков сад.
Воспитатель: А почему сад носит такое имя? Кто такой этот Марков?
(Ответы детей).
Воспитатель: Когда – то давно, более 150 лет назад в нашем городе жил купец Константин Григорьевич Марков. Он 40 лет управлял Мелекессом. Был меценатом и благотворителем. Памятник купцу Маркову в Димитровграде установлен в 2003 году, открыт 5 сентября. (Слайд № 13).
Воспитатель: А кто мне ответит, где он находится? (Ответы детей).
(Слайд № 14).
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, в какой области находится наш город? (Ответы детей).
(Слайд № 15).
Воспитатель: Давайте с вами поиграем, Подойдите все ко мне.
Игры на интерактивной доске:
1. Найди флаг Ульяновской области,
2. Найди флаг Димитровграда.
3. Собери флаг России со знанием цвета.
4. Раскрась куклу национальном костюме.
ИТОГ:
К сожалению, наше путешествие и экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, где мы с вами были и что видели. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, чтобы наш город стал ещё красивее, ещё лучше? (Ответы детей).
Воспитатель: А что мы с вами можем для этого сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: Очень хорошо! Значит, скоро наш родной Димитровград станет ещё красивее, уютнее. И всем нам будет ещё лучше жить здесь.
Воспитатель:
Пусть велика моя Отчизна
И много в ней путей – дорог,
Но я люблю родной Димитровград,
России тихий уголок.
Список используемой литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, Мозаика-Синтез, 2015.
2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Мозаика-Синтез Москва, 2015.
3. А. Ю. Тихонова, П. И. Волкова «Занимательное краеведение», ИПК ПРО Ульяновск, 2009.
4. Н. Ю. Майданкина, Т. Ю. Кулагина «Первые шаги гражданина», Методические рекомендации по гражданско-правовому воспитанию дошкольников, ИПК ПРО Ульяновск, 2001.
5. М. А. Ковардакова, Н. Ю. Майданкина «Симбирский Венец», ИПК ПРО Ульяновск, 2003.
6. Земскова - Названова «Люби и знай родной свой край» (Занятия по краеведению с малышами, Москва, Чистые пруды, 2006
В. В. Володин «Отгадай-ка» (стихотворные загадки для детей 4-7 лет, Издательство «Гном», 2017.
7. Материал сети интернет.