Наталья Ивановна Суханова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Открываем секреты обыкновенной бумаги» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Открываем секреты обыкновенной бумаги».
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Открываем секреты обыкновенной бумаги».
Задачи:
Образовательные:
* развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
Развивающие:
*развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Открываем секреты обыкновенной бумаги“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
*развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение
Воспитательные:
*воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
*воспитывать навыки взаимопомощи и умение выслушивать товарищей
Коррекционные:
*развивать речь детей, умение строить правильно предложения; произносить поставленные звуки
*формировать умения согласовывать местоимения с существительными
Ведущая образовательная область: познание
Предметно-развивающая среда образовательной деятельности: коробка, разные виды бумаги (салфетки, альбом, открытка, книги,
материал для опытов, карточки с цифрами - значками
Раздаточный материал: бумага разных видов, миска с водой, ножницы, масло растительное
Предварительная работа: беседы, изготовление поделок из бумаги, изодеятельность, рассматривание и чтение книг, просмотр презентаций «История бумаги», «Как делают бумагу» и т. п.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный и мотивационный моменты)
(дети стоят в кругу)
Воспитатель.
Загадка
- Вы любите загадки?
- Что больше любите - отгадывать или загадывать?
- Можно я загадаю вам загадку?
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
- А как вы догадались, что это бумага?
- А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг.
* Игра «Мой, моя, мое»
--У каждого из вас предмет из бумаги. Поиграем в игру: я произношу слово -у кого из вас подходит предмет поднимает его.
- Моя (салфетка, книга)
- МОЙ (блокнот, лист.)
- МОИ (тетради, открытки)
Телефонный звонок. Педагог говорит по телефону: «Вас плохо слышно…Изумрудный город… Хорошо, поищем, если сможем-поможем. Ну вот связь оборвалась. Звонили из Изумрудного города и сказали, что нам в группу отправили посылку. Но я ее не вижу. (дети ищут ее в группе). А как вы догадались, что эта та самая коробка? (иллюстрация книги)
(Высказывания и рассуждения детей).
2. Основная часть
Письмо (см. приложение)
-Сверху лежит записка:
«Разложите цифры в ряд,
Что они вам говорят?
Открывайте по порядку
И узнаете все о загадке».
(дети выкладывают цифровой ряд - на обратной стороне карточек с цифрами значки).
-Цифры стоят по порядку, что будем делать дальше? Вы обратили внимание, что с обратной стороны карточек какие-то значки?
-Открываем карточку с цифрой 1 (красный кружок, карточка с цифрой 2 (черный кружок)
-Как вы думаете, что это значит? (может быть полезным, вредным, и то и другое).
- Следующая карточка с цифрой 3, на обратной стороне? это означает-(что-то надо рассказать). А что рассказать - непонятно.
-Посмотрите в посылке, нет ли чего подходящего (конверт со знаком).
(Рассказ воспитателя как появилась бумага и как ее производят).
-Карточка с цифрой 4 (бусы, четыре группы из двух-трех бусинок).
-Как вы думаете, что надо сделать? (рассуждения детей, разделиться на четыре команды).
(Ответы детей, рассуждения, предположения. дети высказывают свои умозаключения, слушают рассказ воспитателя
вспоминают просмотр презентаций, задают вопросы)
Воспитатель:
-Каждая команда может взять по одной карточке со следующими цифрами.
(Дети определяются с выбором партнера, договариваются о порядке выбора номера карточки, расходятся по командам за столы. Первые три опыта делают дети– каждая команда делает по одному опыту).
(Дети в группах проводят опыты, делают выводы.
Воспитатель подходит к каждой команде и помогает советами, вопросами,
если дети затрудняются.)
*Опыты
(самостоятельная работа детей в командах)
1команда
Карточка с цифрой 5 (волнистые линии) – бумага мнется
-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листочку бумаги и сомните ее.
-У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять?
-Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
(вывод: бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется)
-. А теперь попробуйте разгладить лист бумаги.
-Это полезно для бумаги? Куда ставим значок?
(между красным и черным кружком, полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги)
2команда
Карточка с цифрой 6 (ножницы)
- Следующий значок нам показывает…узнаем режется бумага или нет.
- Попробуйте порвать бумагу. Разрезать ножницами.
- Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
(между красным и черным кружком, полезно мять резать для поделок, нельзя резать книги, деньги)
(вывод: бумага рвется и режется по легкости в зависимости от толщины)
3команда
Карточка с цифрой 7 (капля воды)
- Следующий значок нам показывает, что бумагу будем…купать.
-Налейте из бутылочки воду в чашку и опустите свой листок бумаги. Что произошло?
(вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени).
- Куда поставим значок? Полезно это для бумаги?
(после проведения исследований, каждая команда рассказывает о том, что они делали и обязательно делают вывод).
4 команда
Карточка с цифрой 8 (растительное масло, сливочное масло)
- Намочите ватку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?
(между красным и черным кружком, полезно во время еды использовать салфетки, нельзя читать книги во время еды)
(вывод: масло пропитывает бумагу)
(Дети делают опыты в командах, выводы делают после всех опытов)
Воспитатель:
-Можно следующий опыт проведу я?
5) Карточка с цифрой 9 (спички, перечеркнуто,)
-Как вы думаете, что означают эти знаки? (опасно, нельзя делать самим).
-Правильно, поэтому этот опыт мы проведем вместе. Догадались почему?
-Поджигаем свечу и разные виды бумаги поджигаем.
- Какой вывод можно сделать? (вывод: бумага горит).
-Куда ставим значок?
(Дети наблюдают за опытом, самостоятельно делают выводы. Рассуждения детей, предположения, ответы).
Воспитатель:
6) Карточка с цифрой 10 (картинка с подарком)
-Вот осталась последняя карточка с цифрой. Давайте не будем открывать значок, а порассуждаем:
что там может быть? (рассуждения детей).
- Какой все-таки Страшила Мудрый добрый. Он вам отправил подарки. (памятка «Как сделать бумагу в домашних условиях»).
3. Заключительная часть
-Ну и что мы напишем Страшиле Мудрому в письме? Можно сделать воздушный шар из простой бумаги?
(Отношение детей к деятельности)
- Было ли в заданиях для вас что-то сложное?
- Что помогло нам справиться с заданиями?
- Что вы узнали о бумаге нового?
- О чем бы вы еще хотели еще узнать?
Приложение 1. Письмо
«Здравствуйте дети! Я знаю, что вы недавно прочитали книгу «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Поэтому обращаюсь именно к вам. Я очень соскучился по Элли и Тотошке. И вот как-то раз я в очередной раз думал- думал и придумал. Элли пересекла Кругосветные горы при помощи волшебных башмачков, Гудвин –на воздушном шаре. Башмачков у меня нет, а вот воздушный шар я могу сделать. И я решил его сделать из бумаги. Начал делать и засомневался. Помогите мне - можно ли сделать воздушный шар из бумаги?
ВАШ ДРУГ СТРАШИЛА МУДРЫЙ»
Приложение 2. Рассказ воспитателя
Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки, дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно ее расходовать.